ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

С наступлением лета археологи и многие ученые, работающие в области естественных наук, отправляются в экспедиции, чтобы в рамках тех или иных исследовательских программ набрать материал, который потом будет обрабатываться в лабораторных условиях. В их числе и работающая уже в течение многих лет экспедиция, которой руководит заведующий лабораторией эволюционной геномики Института молекулярной биологии НАН РА, доктор биологических наук, профессор Левон ЕПИСКОПОСЯН. Цель проводимых исследований – изучение экологической картины далекого прошлого нашего региона и выявление факторов, оказавших влияние на его биоразнообразие, среди которых особое внимание привлекает антропогенный.

НОВЫЙ ЭТАП ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АРМЕНИИ начался более 20 лет назад. Экспедиция, в состав которой входили не только армянские, но и зарубежные ученые, работала в Азохской пещере Арцаха, где изучала отложения в возрастном диапазоне от ста тысяч до четырехсот тысяч лет. Палеонтологические по своему направлению, эти раскопки не всегда сопряжены с обнаружением предметов человеческой деятельности. Их основная цель – восстановление комплексной картины древнего мира: климатических особенностей, экологии, а также выяснение причин резкого изменения структуры флоры и фауны. Поэтому в состав полевой группы всегда входят специалисты разных профилей, каждый из которых ставит задачу добыть интересующую его информацию, дополняющую общую картину далекого прошлого. Участие генетиков в составе палеонтологических экспедиций стало обязательным уже на протяжении последних тридцати- сорока лет, что связано с появившейся в конце прошлого века возможностью реконструкции палеобиоразнообразия с использованием чувствительных молекулярно-генетических методов.

В качестве иллюстрации успешного сотрудничества представителей различных наук в области палеоэкологии следует привести следующий факт: материал, собранный в процессе раскопок в Азохской пещере, был проанализирован в 25 зарубежных университетах, результатом чего стала вышедшая в издательстве «Springer» в 2016 г. коллективная монография.

С 2014 ГОДА ЭКСПЕДИЦИЯ ИНСТИТУТА МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ НАН РА стала работать на другом, не менее интересном памятнике Арцаха – в пещере Карин Так, но на этот раз на достаточно молодых по историческим меркам слоях – до ста тысяч лет. Этот хронологический интервал, охватывающий верхний палеолит, представляет особый интерес для науки, поскольку в его рамках на протяжении примерно десяти-пятнадцати тысяч лет на нашей планете одновременно обитали два вида рода Homo – неандерталец и человек разумный. Последний, воспользовавшись своим неоспоримым ментальным превосходством над физически более сильным эволюционным собратом, достаточно быстро уничтожил его. Судя по дальнейшим событиям, в последующие примерно тридцать тысяч лет своего уже единоличного пребывания на Земле этому «венцу природы» так и не удалось избавиться от первобытной жестокости, что ставит под сомнение его лестное определение в зоологической таксономии – «Homo sapiens».

ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВАКак выяснилось впоследствии, в строгом генетическом смысле неандерталец не является тупиковой ветвью в эволюции человека. На протяжении тысячелетий совместного проживания за пределами Африки он имел репродуктивные контакты с человеком разумным, о чем свидетельствует наличие генетических следов неандертальцев в геноме населения Евразии и Америки.

Ареал распространения неандертальцев охватывал и регион юго-западной Азии, куда входит и территория современной Армении. Это означает, что в результате палеонтологических раскопок есть вероятность обнаружения следов пребывания и нашего ближайшего эволюционного родственника. К сожалению, до сих пор останки этого существа были найдены лишь в Азохской пещере, однако костный материал из этой стоянки в силу специфических экологических условий и почтенного возраста, 100-400 тысяч лет, не содержит ДНК, необходимой для последующей генетической идентификации.

Наряду с поисками следов неандертальца, эпоха верхнего палеолита в преистории человечества представляет интерес и по другим важным причинам. Этот промежуток включает в себя последнее ледниковое похолодание, поэтому ученых интересует, как отразились изменившиеся климатические условия на состоянии фауны? Вынуждены ли были обитавшие здесь до появления в регионе ледового щита животные уйти или по каким-то причинам остаться? Судя по полученному в процессе исследований материалу, область Малого Кавказа, куда входит территория современного Арцаха, не была затронута глобальным похолоданием и потому служила экологическим убежищем для представителей фауны.

К сожалению, в силу известных причин раскопки в Азохской пещере и палеолитической стоянке Карин Так были прекращены. Большая часть собранного в течение почти двух десятилетий богатейшего исследовательского материала, с которым предполагалось работать еще долгие годы, осталась на потерянных территориях. Однако работы по этому направлению сегодня продолжаются в Армении.

НЕДАВНО ЗАВЕРШИЛСЯ ВТОРОЙ ПОЛЕВОЙ СЕЗОН РАСКОПОК интересного во многих отношениях памятника, расположенного неподалеку от села Ехегис в области Вайоц Дзор. Здесь ученые исследовали слои энеолита - медно-каменного века 6-8-тысячелетней давности. Работы проводились на участке, который когда-то был надежно защищен от дождя и снега нависшей скалой, сегодня уже развалившейся под воздействием ветра, влаги и времени, но в свое время служившим уютным убежищем для наших далеких предков, занимавшихся и разведением скота. Судя по остаткам многочисленных очагов, костному материалу, среди которых немало обожженных фрагментов животного происхождения и каменным орудиям труда, в подавляющем большинстве своем изготовленных из обсидиана, раскапываемый памятник использовался в качестве бивуака в процессе перегона скота с зимников на летние пастбища. Кроме того, этот регион Армении на протяжении тысячелетий являлся участком торгового пути, который связывал Дальний и Ближний Восток, простираясь до Африки.

ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВАНаходки, обнаруженные в пещере Ехегис, представляют значительный интерес для разных областей науки. Помимо орудий труда, которые использовались в том числе и для выделки кожи и изготовления из нее одежды, было обнаружено также большое количество керамических изделий, а также редко встречающиеся украшения из кости и меди. В целом это эпоха, предшествующая оседлому образу жизни в нашем регионе, но вместе с тем не менее интересная с точки зрения поздних этапов эволюции человека. Этот хронологический отрезок привлекателен для специалистов как важнейший этап в одомашнивании различных видов диких животных. Выяснение их таксономического разнообразия, равно как и установление времени, когда происходил этот процесс, входит в сферу профессиональной деятельности палеозоологов, использующих в своей работе методы радиокарбонного анализа и генетического скрининга костных останков животных. Наличие в составе экспедиции молодых, но уже достаточно опытных специалистов, поработавших в пещере Карин Так на протяжении пяти полевых сезонов и имеющих научные публикации, в том числе в ведущих международных журналах, а также начавшееся в 2020 году плодотворное сотрудничество с Институтом геоантропологии Института Макса Планка в Германии, является гарантией того, что полученный в результате раскопок материал будет всесторонне проанализирован и в ближайшем будущем даст ответы на многие вопросы, связанные с ролью и значением исследуемого памятника.

Преистория человечества, как и эмбриональный период и младенчество в жизни отдельного индивида, имеет определяющее значение для эволюции нашего вида в целом. Ее изучение позволяет получить ответы на массу актуальных вопросов о настоящем и строить обоснованные прогнозы на будущее.

• СЕВАНУ ПОСТАВЯТ ДИАГНОЗ
      2022-07-29 09:38

Высокие технологии находят все более широкое применение в исследовательской деятельности, что способствует получению достоверных результатов и принятию эффективных решений тех или иных проблем. Отдел геоинформационных систем и дистанционного зондирования Центра эколого–ноосферных исследований НАН РА занимается оценкой экологического состояния окружающей среды и отдельных ее компонентов путем исследования снимков, полученных с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и спутников. До появления передовых технологий основной объем экологической информации ученые получали в процессе полевых исследований. Однако этот путь не только более трудоемкий, но и затратный. Использование снимков спутников и БПЛА значительно сокращает как финансовые, так и временные затраты.

• ВОЗМОЖНОСТИ АРЕАЛА РАСТУТ
      2022-07-28 09:16

В интервью «ГА» директор Института синхротронных исследований КЕНДЛ, кандидат физико-математических наук Баграт ГРИГОРЯН говорит об исследованиях на ускорителе АРЕАЛ.

• ДИАПАЗОН ИССЛЕДОВАНИЙ ИРФЭ – ОТ СИГНАЛОВ ГАЛАКТИК ДО СПЕЦЗАКАЗОВ
      2022-07-22 09:47

Институт радиофизики и электроники (ИРФЭ) НАН РА был основан в 1960 году на базе отдела радиоастрономии Бюраканской обсерватории. Инициатором создания нового института стал выдающийся ученый, академик Виктор Амбарцумян, который решил использовать имеющиеся научные кадры высокой квалификации для развития тогда еще нового направления – радиоастрономии, изучающей космические объекты, их электромагнитное излучение в радиодиапазонах. По сравнению с оптическими это более длинные волны.

• УСЛОВИЯ ПРОРЫВА
      2022-07-18 10:44

В интервью «ГА» ведущий научный сотрудник Национальной лаборатории им. Алиханяна (ЕрФИ), доктор физико-математических наук Давид СААКЯН говорит о возможностях научного прорыва в Армении.