Последние новости

"СТРАНА НАИРИ". АКТ ВТОРОЙ

Союз армянских писателей Калифорнии выпустил еще один, второй, сборник произведений литераторов, творящих в Армении, Арцахе и диаспоре. Он называется "Еркир Наирян-2". Главный редактор Геворг Саркисян представил читателям 22 авторов, мужчины (всего 4) опять уступили пальму первенства женщинам, а стихов оказалось гораздо больше, чем прозы.

СБОРНИК ОТКРЫВАЕТ ПОЭТ АРГАМ АФРИКЯН. Он вспоминает 44-дневную войну, героизм наших ребят и подлое равнодушие мира, закрывающего глаза на преступления турок. Верит, что это не навсегда. Время горевать прошло, главная надежда - это мы сами. Надо верить, и победа родится, уверен Африкян.

Софья Саркисян, автор ряда книг, главный редактор газеты "Степанакерт" пишет в основном прозу. На сей раз она в рассказе подробно анализирует поступки людей, нравы, с которыми армянские туристы столкнулись в Таиланде. Выводы оставляет за читателем.

В стихах Людмилы Шеллунц превалирует патриотическая тема. На первом плане Арарат, Ераблур. Да, мир действительно перевернулся, а поэтому и тем более армянам нужно не покидать страну, а возвращаться в нее, чтобы не потерять то, что осталось.

Признанный драматург Мхитар Мос-Мушегян представлен стихами. Он хочет нырнуть в Ванское море, накормить ванского кота, найти в волнах Свет вечности и раствориться в нем.

В миниатюрах Риты Аракелян - юмористические сценки. Крестьянина в городе полицейский спросил, почему тот без маски. Нарушитель отговорился тем, что нос у него большой. Полицейский вручил маску и добавил, что в следующий раз поймает - оштрафует. Дома крестьянин рассказал историю жене, та уточнила, где этот самый полицейский, может и ей маска достанется. В другом эпизоде жена спрятала в новогодней гате монетку. Опыт предыдущих лет показывал, что лучше, если монетка попадется детям, ну, в крайнем случае - жене. Ели, ели, но "счастливчиком" оказался муж. Он только успел косо, будто она виновата, глянуть на жену, как в дверь раздался стук - ему принесли повестку в полицию.

Юмор юмором, но Гурген Балаян не только мастер этого жанра, но и поэт с глубоким, хрупким видением мира. В его стихах - раздолье природы, молчаливые армянские горы, осенние улицы и человек, которому дано вкусить всю эту прелесть в свой, увы, краткий миг бытия.

Араксия Алоян жалуется на музу. Ну не приходит - и все, подлая. Как писать? А все дело в том, что нет рядом того самого, любимого. Вот и не пишется. Отсюда решение - больше не писать про того самого...

Бюрегик Мнеян в прозе рассказывает всю свою жизнь. Она из поколения детей еще той войны, Великой Отечественной. Отец ушел воевать и, к счастью, хоть израненный, но вернулся. К тому времени две маленькие сестрички умерли от голода. Одна - 9 мая 1945 года. Потом жизнь стала налаживаться. Школа, юность. Клятва с кузиной Валентиной - никогда не выходить замуж. Но пришло время, и сначала главная героиня, а потом и Валентина нашли своего суженого.

 "Мама, я есть" - это Нелли Гарибян обращается от имени погибшего солдата к матери. Сын хочет, чтобы мать попросила девушку, которая его ждала, не плакать. "Мы ушли, чтобы остаться, - говорит парень, - и будем рядом с вами".

Целых пять емких рассказов Сусанны Гюрехян помещены в сборнике. Прочтешь один - хочется прочитать следующий. Сюжеты разные, видно, что автор все время ищет и запоминает. Герои олицетворяют все армянство, воплощают в реальности замысел сборника - живут в Армении, Арцахе и диаспоре. Написано точно, без лишних слов. Это не сразу и не ко всем приходит. Чуть подробнее о рассказе "Письма сына".

МУЖ АНИ ПОГИБ, ОНА РАСТИТ СЫНА, РАБОТАЕТ В ПЕКАРНЕ, занимается допоздна уборкой чужих квартир, а сын Аршак учится, но с речью у него проблемы - не говорит. При этом прекрасно все понимает и получает высокие оценки. Классная руководительница замечает, что мальчик похудел, делится с матерью. Та вдруг обнаруживает дома тетрадь, в которой Аршак пишет письма погибшему отцу, рассказывает ему о себе, матери, о случайном знакомом, сироте, который кормится снедью, оставляемой на могиле на похоронах, а жить этому мальчику по имени Гайк - негде. Ютится, где придется. Вот и стал Аршак подрабатывать, чтобы помочь маленькому другу.

Прочитав, Ани написала на бумаге два слова "Спасибо, сын". Тот, придя, обрадовался. А мать сказала, чтобы он привел Айка. Сын привел и громко сказал: "Я брата привел..."

Конец рассказа может показаться придуманным, встроенным в авторскую схему. Однако в жизни и не такое бывает. Жизнь знает, что людей надо оценивать не в сытые, а в голодные времена.

Нателла Габриелян вспоминает весь последний период армянской истории - от землетрясения 1988 года до 44-дневной войны, поименно перечисляет погибших храбрецов Варденика, клеймит молчание Европы и неизменный оскал турецкого серого волка. Их не изменишь, нас - тоже. Так и живем, каждый с тем, чему научили предки.

Нуне Агаджанян обещает любимому, что она обязательно придет, встретится с ним (это уже звучит в интонации: "Не отрекаются, любя, Ведь жизнь кончается не завтра"). Только видно что-то или кто-то мешает этой встрече. Может, все-таки она состоится...

Ослепший мир должен просить прощения у нас, - считает Ирина Арамян. "Мы похожи на умирающих пчел, чью смерть потом почувствуют другие. Берегите наш улей, иначе очередь дойдет до ваших ульев и меда. Осиротел наш Ван, пленили церковь Казанчецоц в Шуши. Но это не конец. Вы можете сковать мне руки и ноги, заминировать дороги, но мой дух имеет крылья, взлечу..."

Здесь, пожалуй, позвольте поставить точку, с извинением перед теми авторами, которых я не упомянул. Хорошо, что все они продолжают писать и общаться друг с другом через сборник, задуманный калифорнийским союзом и изданный в Ереване. Чем сильнее мы сплотимся, тем труднее будет сковать нам руки и ноги. История не раз это подтверждала.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФОТОГРАФИИ
      2024-11-05 09:54

      Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?

    • ЧТОБЫ ВАША ГОЛОВА БОЛЕЛА О ДРУГОМ...
      2024-11-04 09:52

      Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?

    • ШКОЛА "АРАМЯН-УНКУЯН" В СТАМБУЛЕ
      2024-10-31 10:19

      Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.

    • НИКОЛАЙ БУНИАТЯН - АРХИТЕКТОР ГОСТИНИЦЫ "ИНТУРИСТ"
      2024-10-21 09:48

      В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ