ТЕАТРУ СТЕПАНАКЕРТА 90 ЛЕТ: ФЕСТИВАЛЬ В ПОДАРОК!
21 сентября в Ванадзоре возьмет старт уже Четвертый Республиканский фестиваль им. Ованнеса Абеляна. Фестиваль-посвящение. Посвящение 90-летию Степанакертского Драматического театра им. В. Папазяна. Художественный руководитель фестиваля и ванадзорского театра им. Абеляна , народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН не только умеет хранить память и не бросать в беде коллег. Он верит, что у театра Арцаха все еще будет - и возрождение, и жизнь.
- Это поколенческое, Ваге Суренович? Ведь чтобы посвящать фестиваль юбилею театра, об этом надо помнить, а главное - знать...
- Наш фестиваль мы действительно посвящаем 90-летию Степанакертского театра. Изначально было запланировано, что это мы туда поедем. Но в связи с последними событиями – ограничения движения по Лачинскому коридору, и все остальное - решили провести фестиваль у нас.
Дружба наших театров началась еще в 1974 году. Тогда я впервые поехал в Степанакерт, чтобы познакомиться с коллегами и организовать там наши гастроли. Все было просто прекрасно, я буквально влюбился в этот город, и осенью 74-го эти гастроли состоялись. Мы показали четыре спектакля, и они прошли великолепно.
Так сложилась традиция, переросшая в крепкую дружбу. Примерно раз в два года эти гастроли повторялись, практически все мои спектакли были там показаны - "Хаос", "Маскарад", "Ричард Второй"... И все страхи по поводу сложности репертуара развеялись с первого же раза. Там была - я так надеюсь, что есть и сейчас, - прекрасная публика! Как точно они воспринимали спектакли! У меня сохранились замечательные рецензии - как Максим Ованнисян, известный степанакертский журналист и редактор, анализировал спектакли! Посещение Степанакерта было для нас просто праздником!
В трудный для театра период, когда там был творческий застой, коллектив потребовал, чтобы я стал их художественным консультантом, и я выезжал чуть ли не раз в десять дней. А самое главное - в 1993 году, когда была война, мрак, холод и голод, мы поставили спектакль "Рузан" Мурацана специально для Карабаха. Автор ведь сам поставил такой подзаголовок - "Дочь Арцаха". И вот 27 марта, в Международный день театра, мы играли в Степанакерте премьеру.
Я помню, как мы ехали через Лачин - тогда! Какое было воодушевление! Дороги были плохие, нас часто останавливали - мы доехали глубокой ночью. Но весь коллектив Степанакертского театра встречал нас. Вот так зародилась эта дружба, которую мы сохраняем, несмотря на все понятные препятствия.
- А что подразумевает посвящение фестиваля юбилею Степанакертского театра? Просто какие-то речи?
- Нет-нет. Поскольку нам не удалось повезти фестиваль в Арцах, мы попросили, чтобы приехали они - актерская делегация во главе с директором театра. Они отреагировали с большой радостью. 3 октября фестиваль закроется показом "Рузан" в смешанном составе. Актеры, занятые в этом спектакле в Степанакерте, выйдут на сцену вместе с нашими - такое большое выступление как знак единения.
А вообще, даже при нынешних скромных возможностях мы собрали качественную программу. "Амазгаин", Русский театр, театр Пароняна… Кстати, благодаря фестивалю, который последние годы замечательно работал в Алаверди, там начался настоящий театральный подъем - регулярно идут спектакли, сформировался репертуар. Они даже замахнулись на чеховского "Дядю Ваню", и тот факт, что в этом региональном театре звучит Чехов - это уже прекрасно. Они тоже примут участие в фестивале.
И я придумал такой формат: перед каждым спектаклем у меня будет выступление, обращение к какой-то странице истории Степанакертского театра, которую я хорошо знаю. И зритель должен об этом знать - это тоже наша общая память.
- Кажется, вы единственный человек, который хранит память о Степанакертском театре. После проекта, реализованного там Карине Кочарян, как-то благополучно забылось, что в Арцахе есть коллеги...
- Карине вообще героиня! Она ведь не только реализовала этот спектакль - на свои средства организовала им турне по Европе. Честь ей и хвала! Однако это была прекрасная, но отдельная инициатива частного лица. К сожалению, у Степанакертского театра до сих пор замок на дверях, и это случилось не сейчас, а уже больше 10 лет назад. Меня это всегда возмущало. Такие огромные инвестиции вкладывались в Арцах, в Степанакерт - там же такие прекрасные здания, отели! Но неужели никто не хочет вложиться в сферу культуры, в свой театр, который живет уже 90 лет?
Сегодня они иногда играют на крошечной площадке, которую им предоставили. Но даже несмотря на это, я готов показывать там наши спектакли - уже придумал новые решения для "Отчей страны", практически без декораций, чтобы поместиться. Сам показ спектаклей в Степанакерте, вообще в Арцахе - это очень важно! Сейчас в театре есть молодой режиссер, но они не успели выпустить премьеру, чтобы привезти на Абеляновский фестиваль. Есть труппа, состав. И меня совершенно не волнует, на каком это все сейчас уровне.
Самое главное - трепет театра в Арцахе существует! Вот в Грузии тоже очень долго Армянский театр стоял полуживой. Но наконец - огромное внедрение, не реконструкция даже, а строительство нового здания! Сейчас они ждут световое и звуковое оборудование, которое обещано к концу года. И тогда будет грандиозное открытие...
Может, я ненормальный, но я буду верить, что то же самое произойдет в Арцахе, произойдет со Степанакертским театром имени Ваграма Папазяна.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...