ТУРЕЦКИЙ ФУТБОЛ: ЖИЗНЬ НЕ ПО СРЕДСТВАМ
Турецкий футбол в начале XXI века переживал подъем. Национальная сборная в 2002 году стал бронзовым призером чемпионата мира, в следующем году заняла третье место на Кубке конфедераций, а в 2008 года завоевала бронзовые медали чемпионата Европы. На клубном уровне "Галатасарай" выиграл Кубок УЕФА сезона 1999/00, а также Суперкубок УЕФА. "Фенербахче" доходил до полуфинала Лиги Европы 2012/13, плюс турецкие клубы несколько раз оказывались в четвертьфиналах еврокубковых турниров.
ОДНАКО ФУТБОЛ В ТУРЦИИ СЕЙЧАС СОВСЕМ НЕ ТОТ, каким был раньше. Клубы этой страны не выходили из группы ЛЧ с 2017 года, и вот уже три года не поднимаются выше последнего места в группе, а двух клубов на групповом этапе у них не было уже 15 лет. Лучший результат в Лиге Европы за 8 лет – выход "Бешикташа" в четвертьфинал в 2017 году. Сборную Турции можно назвать худшей командой Евро-2020: ноль очков, всего один забитый гол и полное отсутствие внятной игры. В чем причины столь заметного регресса?
Футбол в Турции настоящая страсть и религия, в том числе и для президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. До 27 лет он играл в футбол на полупрофессиональном уровне и в какой-то момент даже заинтересовал одного из грандов турецкого футбола – "Фенербахче". Как утверждает биограф Эрдогана Султан Фатих Кар, просматривать футболиста приезжал главный тренер клуба Томислав Калоперович. Наставник предложил полузащитнику подписать профессиональный контракт, но отец Реджепа был категорически против, желая, чтобы его сын получил образование. Став президентом, Эрдоган сохранил интерес к футболу, поэтому многие решения о будущем игры принимаются на высшем политическом уровне.
Долгие годы залогом футбольных успехов Турции был сильный чемпионат. Еще 10 лет назад в таблице коэффициентов УЕФА страна уверенно входила в Топ-10. Сегодня сборная уже на 20-м месте и рискует сползти еще ниже. В чем причина падения? Суперлига стремительно беднеет, а ведущие клубы уже давно бы обанкротились, если бы не поддержка со стороны государства. Но сейчас Турция переживает масштабный экономический кризис, при котором у государства становится все меньше возможностей спасать от краха футбольные клубы.
Раньше турецкая Суперлига держалась на плаву за счет телевизионного контракта, хорошо зарабатывая на продаже медиаправ. Футбольные трансляции имеют очень высокий телерейтинг и даже привлекли зарубежных вещателей. В 2016 году права на трансляции приобрела компания Digiturk – дочка катарской кабельной сети BeIN Sports.
По контракту катарцы платили турецкой Суперлиге $500 млн в год (половину суммы в турецких лирах). Из-за ковидной паузы в сезоне-2019/20 и последующих матчей при пустых трибунах контракт был сокращен до 340 миллионов. В последнем сезоне Суперлига получила $410 миллионов, но все выплаты были осуществлены в турецких лирах, а нацвалюта из-за кризиса продолжает обесцениваться.
Cезон-2021/22 был последним по действовавшему медиаконтракту. В марте на первом тендере BeIN Sports предложила $150 млн в год – в три раза ниже прежнего. Турецкая федерация с негодованием отвергла это предложение, начались нервные торги. Новый контракт подписали в июле. Хотя финансовые условия не разглашались, но местные СМИ со ссылкой на источники в Суперлиге называли сумму чуть менее $370 млн за сезон. При этом новый контракт рассчитан всего на два сезона (прошлый действовал 6 сезонов), однако все могло быть гораздо хуже.
ОКОЛО 20 ТУРЕЦКИХ КЛУБОВ, В ОСНОВНОМ ИЗ ПРОВИНЦИИ, живут на бюджетные деньги. Некоторые футбольные функционеры называют такое спонсирование нарушением закона, который предписывает чиновникам финансировать исключительно любительский спорт. Однако проблема никак не решается, поскольку без госдотаций клубы попросту исчезнут. Чиновники обещают найти инвесторов в частном секторе, но безуспешно. В этом плане турецкий футбол очень напоминает российский, где в последние годы немало клубов "приказали долго жить", лишившись бюджетных вливаний.
Но и с частными клубами ситуация не лучше, поскольку туда пролезает политика.
Главный политический проект – чемпион сезона-2019/20 "Истанбул Башакшехир". Изначально скромный клуб мэрии Стамбула под названием "Истамбул Бюйюкшехир Беледиеспор", почти не имевший болельщиков, болтался в низших лигах. Но после антиправительственных беспорядков 2013 года с участием фанатов крупнейших клубов Стамбула, власти города взялись за футбол. Клуб перебрался на западную окраину города в район Башакшехир: жители этого района активнее всех голосовали за партию Эрдогана на любых выборах.
Клуб приватизировала группа близких к правящей Партии справедливости и развития инвесторов во главе с мужем племянницы жены Эрдогана. Президент лично присутствовал на открытии нового стадиона клуба, переименованного в "Истанбул Башакшехир". По этому случаю организовали товарищеский матч с участием высокопоставленных турецких чиновников, разбавленных профессиональными футболистами. Эрдоган забил больше всех – трижды (кто бы сомневался!).
Любимый клуб президента окрасили в сине-оранжевые цвета – такие же у его Партии справедливости и развития. Фан-группировка "Башакшехира" получила название "1453" – год османского завоевания Константинополя. Победа в чемпионате страны не заставила долго ждать, правда, следующие два сезона провластный клуб оказывался вне призовой тройки.
А как обстоит дело с финансированием крупнейших клубов? "Бешикташ", "Галатасарай" и "Фенербахче" принадлежат не богатым корпорациям, а сотням тысяч болельщиков (членам клуба), которые выбирают наемных менеджеров, занимающихся финансовым и спортивным управлением. По данным соцопросов, до 80% болельщиков в Турции считают себя поклонниками одного из клубов "большой тройки". Как показала практика, в подобном формате заложена скрытая бомба, ставшая одним из источников нынешних проблем турецкого футбола.
По турецким законам "народные клубы" экономически почти не контролируются государством, потому что оформлены как общественные организации. Финансовым управлением занимаются избранные представителями болельщиков президенты. Как правило, это представители крупного турецкого бизнеса, для которых президентство в клубе "большой тройки" открывает нужные двери в мире элиты.
Президентский срок в турецких топ-клубах составляет два-три года. Чтобы завоевать сердца избирателей, кандидаты традиционно обещают фанатам громкие трансферы и не жалеют денег, чтобы привезти на берега Босфора стареющих звезд (30+ или даже 35+). За последние двадцать лет в Турцию приезжали Уэсли Снейдер, Дидье Дрогба, Лукас Подольски, Радамель Фалькао ("Галатасарай"); Роберто Карлос, Николя Анелька, Робин ван Перси ("Фенербахче"), Гути, Пепе, Куарежма, Марио Гомес ("Бешикташ"). Легионеры получали невероятные контракты. Например, турецкие СМИ сообщали, что зарплата Дрогба и Снейдера составила в совокупности $15 млн за сезон.
Отсутствие финансового контроля за деятельностью клубов породило разговоры о коррупции. Болельщики часто обсуждают версию о том, что футбольные функционеры занимаются распилами на крупных трансферах и получают откаты с рекордных зарплат дорогих игроков.
НО ГЛАВНАЯ БЕДА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ВСЕ ЭТИ ГОДЫ клубы роскошествовали в кредит. В 2016 году в Турции начался экономический кризис, продолжающийся до сих пор. Рост экономики во времена Эрдогана во многом был связан со строительным бумом, при этом большинство проектов финансировалось за счет иностранных инвесторов. Отток иностранного капитала вкупе с управленческими ошибками правительства привели к тому, что страна оказалась на пороге дефолта – при огромных внешних долгах собственные резервы Турции подходят к концу. Внешне кризис проявился в инфляции и обрушении турецкой лиры.
Футбольная экономика Турции на этом фоне выглядела уменьшенной копией происходивших в стране процессов. За 20 лет долг клубов Суперлиги вырос с $60 млн до $2,3 млрд, причем более $1,7 млрд приходятся на "большую тройку". Местные СМИ сообщают, что футбольные долги превышают годовые расходы на содержание всей полиции Турции. Погасить их невозможно из-за падения лиры, ведь клубы получают основные доходы в дешевеющей национальной валюте, а тратят (в основном на зарплаты игроков) в дорожающих долларах или евро.
Объявлять клубы банкротами, как это происходит в Европе, опасно – реакция миллионов местных фанатов грозит новым хаосом и беспорядками. Для решения проблемы Турецкая футбольная ассоциация (TFF) договорилась с Турецкой ассоциацией банкиров о выделении $2 млрд для погашения долгов под гарантии правительства. То есть, для погашения кредита взят кредит. Рефинансирование предусматривает и снижение процентной ставки. План спасения футбола раскритиковала оппозиция, требовавшая помогать бедствующим фермерам, а не спорту.
Чтобы ограничить безумные траты, в стране даже ввели что-то типа финансового фэйр-плей. Перед началом каждого сезона TFF устанавливает лимиты на трансферные расходы для каждого клуба, исходя из трансферного баланса предыдущих сезонов. Но клубы неведомым образом продолжают набирать игроков и при этом официально вписываться в бюджет. По крайней мере, на бумаге.
Другая сторона кризиса турецкого футбола – действующий в стране лимит на легионеров. В сезона-2022/23 в заявку клуба могут попасть 12 легионеров, а одновременно выйти на поле – 7 иностранцев. Президент Эрдоган, комментируя лимит, отмечал, что ограничения позволяют молодым турецким игрокам приобретать бесценный опыт, тренируясь с большими мастерами. Но на практике большую часть времени получали дорогие легионеры, а местная молодежь сидела на скамейке запасных и не стремилась уехать в Европу – там бы им никто не предлагал надбавку за паспорт.
В 2017 году на эту проблему обращал внимание тренер сборной Мирча Луческу. Он говорил, что не может омолаживать состав игроками, сидящими в клубах на лавке. Спустя пять лет ситуация не сильно изменилась
Кризис экономики страны и турецкого футбола несколько изменил ситуацию. Дорогостоящие легионеры потянулись из страны. Трансферы на вход в клубы Суперлиги теперь не сравнятся с теми, что были в недалеком прошлом. В нынешнем сезоне рекордная сумма трансфера составила лишь $6 млн, а траты больше 2-3 млн евро последние годы могут себе позволить только клубы из большой стамбульской тройки плюс "Трабзонспор".
Следствием этих процессов стало то, что в национальной сборной сейчас все больше игроков, которые либо уехали из Турции юниорами, либо вообще никогда здесь не выступали – это потомки турецких эмигрантов, главным образом из Германии. И вряд ли они когда-либо вернутся на родину.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 10:19
Одним из основных элементов разметки на футбольном поле является центральный круг. Зачем он нужен и какое него предназначение?
-
2024-11-22 10:16
В первой декаде ноября в китайском городе Ханчжоу прошел международный марафон, в котором приняли участие роботы Go2 и B2. Задачей Go2 было поднять спортсменам настроение. На протяжении всей дистанции он подбадривал марафонцев, включал для них веселую музыку и давал советы по безопасности. B2 выступил пейсмейкером или "зайцем" (бегун, задающий темп на определенном отрезке дистанции). Во время гонки на робота надели заячьи уши, чтобы подчеркнуть его роль на трассе.
-
2024-11-20 17:02
23 ноября в Сингапуре стартует матч за шахматную корону. Звание чемпиона мира оспорят его нынешний обладатель Дин Лижэнь (Китай) и Гукеш Доммараджу (Индия). Расскажем подробнее о главном шахматном событии этого года.
-
2024-11-20 11:23
В черногорском городе Петровац 19 ноября завершился чемпионат Европы по шахматам с участием 388 игроков из 42 стран, которые сыграли 11 туров. Армения была представлена 20 участниками, в том числе 8 гроссмейстерами.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-22 10:19
Одним из основных элементов разметки на футбольном поле является центральный круг. Зачем он нужен и какое него предназначение?
-
2024-11-18 10:07
В матче заключительного шестого тура Лиги наций УЕФА 2024/25 в четвертой группе Лиги C Армения в гостях обыграла сборную Латвии со счетом 2:1. В параллельном матче Северная Македония на своем поле выиграла у Фарерских островов – 1:0. В итоге наша команда заняла второе место и получила право сыграть стыковые матчи с одной из сборных, занявших третье место в лиге B.
-
2024-11-15 11:39
В матче пятого тура Лиги наций УЕФА 2024/25 в четвертой группе Лиги C Армения проиграла Фарерским островам со счетом 0:1. Единственный гол был забит с пенальти на 33-й минуте – отличился Вильормур Давидсен.
-
2024-11-14 18:52
Пока в армянском футболе из года год продолжают толочь воду в ступе на тему развитию детско-юношеского футбола, в Грузии появился очередной талант. Воспитанником тбилисского "Динамо" Сабой Харебашвили интересуются серьезные европейские клубы. А если верить испанскому Diario AS, 16-летний паренек оказался в сфере внимания "Реала" и "Барселоны".