Последние новости

ТЕАТР: СЕГОДНЯ И ВСЕГДА

Кажется, что отрицательная энергия, которая скапливается в умах и сказывается в поступках, в нашей стране в этом году достигла своего пика. Политические прогнозы, мягко говоря, не очень хорошие для Армении, и в них хотелось бы сомневаться, но… Видимо, мы еще не достигли самого края пропасти. И все же настрой оптимистический: мне кажется, что мы так глубоко нырнули в пучину, что, как задыхающиеся пловцы, будем выныривать на поверхность, и жадно глотать воздух, воздух надежды и жизни.

 ТЕАТР: СЕГОДНЯ И ВСЕГДАТАКУЮ НАДЕЖДУ НАМ СПОСОБНО ВНУШИТЬ ИСКУССТВО – музыка, театр. Ведь театр – трибуна серьезная и влиятельная, в равной мере это и чрезвычайно чуткий организм. Магнитное поле его притяжения – в непосредственном, сиюминутном воздействии на зрителя. Что заменит зрителю непосредственность встречи с чудом сценического таланта? С чудом, когда на глазах зрителя актер открывает боль, страдание человека, делает нас сопричастными к самым тонким движениям души, вовлекает в размышление над серьезными нравственными и общественными проблемами.

Смысл исканий Ереванского драматического театра, который в этом году открывает свой юбилейный 55-й сезон именно в этом: оставаться всегда современным партеру, ставить спектакли, поражающие своей неожиданностью и современным звучанием.

…Яркое впечатление начала 70-х: гастроли московских театров, сменявшие друг друга, имена критиков, режиссеров, актеров, теперь уже ставших легендой – Григорий Бояджиев, Борис Равенских, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Елена Гоголева, Эвелина Быстрицкая, Михаил Ульянов, Юлия Борисова, Евгений Симонов, их восторженные слова, обращенные к Грачья Капланяну - основателю театра. В свободные от своих спектаклей вечера они охотно стекались в недавно созданный Ереванский драматический театр, где царили страстная увлеченность сценой, самоотверженность и молодой задор.

Еще одно впечатление: переполненный зал, неизменно аншлаговый, сцена, густо заполненная молодежью, среди которой было немало тех, кто сегодня широко признан. И он – человек магического обаяния, на которого все они, эти будущие мастера, смотрели с почтением и ученическим вниманием.

Есть некая биологическая предрасположенность: чувство театра, особый слух и заключенная в человеке харизма. Без харизмы невозможно быть лидером. Этот признак в Капланяне и на ранних этапах творчества так или иначе ощущался. Иначе за ним не пошли бы, иначе он не создал бы самого посещаемого в Ереване театра. В нем было что-то таинственно-притягательное, и вместе с тем он был обыкновенно интеллигентен, обыкновенно умен, обыкновенно талантлив. И все вместе это давало необыкновенный эффект – редчайшую гармонию этих качеств.

О нем нередко можно было слышать такие определения: искренность, яркая фантазия, театральность. Верно. Но ведь это можно сказать и о других режиссерах. Гораздо реже и ценнее соединение свободы, поэзии, интеллекта. И высшего артистизма – артистизма чувств, ума, поведения. Артистизма личности и таланта. В Капланяне прельщало это сочетание, эта открытость души навстречу театру, сочетание влюбленности и строгого исполнения долга.

Грачья Капланян умел заражать своими идеями. Он был художественным руководителем по призванию. Те, кто присоединился к нему, пришли из студии, с курса, который он вел. Они верили в него, в его творческую программу, понимали друг друга с полуслова. Зрители, не пропускавшие ни одной премьеры, всякий раз убеждались: перед ними содружество людей одной крови, исповедующих общие идеи. Такое единство рождало спектакли, отвечающие потребностям времени и зрителя.

И АКТЕРЫ ЗДЕСЬ БЫЛИ ОСОБЕННЫЕ, ЮНЫЕ, ОБАЯТЕЛЬНЫЕ, заражающие зал любовью к театру. Они, как и их учитель, любили таинство театра, хотя отлично знали, что оно рождается только после мучительной работы. В результате контакт между сценой и залом устанавливался легко, без нажима или подыгрывания. В этом была главная, но не единственная причина успеха. Покоряла узнаваемость образов: они были простыми и человечными, не вызывали ассоциаций с ходульными персонажами иных конъюнктурных драм.

Глубокая психологическая разработка характеров, острое чувство стиля автора, точное ощущение возможностей актеров – отличительные черты творческой манеры Капланяна-режиссера отчетливо проявлялись уже в первых спектаклях: в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, «Дневнике Анны Франк» Г. Гурича и А. Аккета, «Ночной повести» К. Хоинского, «Пригоршне мелочей» П. Мюллера и других. А потом на сцене Драматического театра появились такие значительные произведения, как «Игрок» Достоевского, «Бесприданница» Островского, трагедии Шекспира. В репертуаре театра нашли достойное место А. Паронян, У. Сароян, Б. Шоу, А. Чехов, Ф. Дюрренматт, Г. Горин, П. Зейтунцян.

Говоря о постановке «Любовь и смех» по пьесе Отяна, народная артистка СССР Софья Гиацинтова писала: «С первой же постановки я почувствовала руку Г. Капланяна – ничто на сцене не делается ради холодной формы, ничто ради выдуманности или стремления к тому, чтобы выявить себя вне актера, вне автора. Форма спектакля найдена, как необходимость. Она совершенна потому, что взгляд на содержание этой комедии у режиссера современен. Выражена пьеса остроумно, чудесные выдумки сменяют одна другую».

Спектакли «Салемские колдуньи» и «60 лет и 3 часа», поставленные Капланяном в Государственном академическом театре имени Г.Сундукяна, великолепные постановки на сцене Ереванского драмтеатра, получившие всесоюзное признание его постановки в московском Малом театре и в Театре Вахтангова стали творческими вехами неуклонного роста режиссерского мастерства Капланяна.

Ему удалось проявить себя не только в качестве основателя нового театра, создателя ряда интересных и хорошо принятых зрителями спектаклей, но и в качестве организатора всего театрального дела. Ведь именно благодаря усилиям, деловой сметке и неисчерпаемому оптимизму Капланяна у нас впервые в СССР был создан театр «Дружба», бессменным руководителем которого был незабвенный Альберт Асламазов. Живя в Ереване, мы могли видеть все лучшее, что ставилось в театрах Союза.

Мне часто приходилось бывать у него на репетициях. Всегда восхищало умение Грачья Никитича находить в пьесе то зерно, из которого по сути и вырастает спектакль. Большая драматургия всегда хранит в себе некую тайну, и настоящий режиссер – тот, кто способен ее извлечь, разгадать, проникнуть в то, что на профессиональном языке называется «дно характера», постичь всю глубину и сложность образа… Вот Капланян подсказывает какую-то деталь в поведении – настолько точную, исчерпывающую, что поневоле удивляешься: как же автор сам не заметил? Вот он изображает комический момент, и после такого блестящего показа все становится понятно и просто.

АВТОРИТЕТ И ВСЕСОЮЗНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ КАПЛАНЯНА были так велики, что даже знаменитые артисты и режиссеры мечтали, чтобы он поделился с ними своим пониманием искусства. Прославленная Елена Гоголева писала, что очень редко можно встретить художника, который с первой же встречи становится тебе близким, родным, с которым сразу находишь общий язык. Одним из таких людей, по признанию актрисы, был Грачья Капланян.

А какую высокую оценку получали спектакли, поставленные им в московских театрах и за рубежом! Достаточно пролистать ереванскую газету «Коммунист» тех лет, чтобы встретить восторженные слова в его адрес Жарова, Равенских, Лаврова, Ульянова, Шатровой, Кенингсона, Быстрицкой и многих, многих других.

После смерти Капланяна театр возглавил молодой режиссер Армен Хандикян, известный своими постановками еще при жизни учителя: «Забыть Герострата», «Гамлет» и другие, надолго определившие успех театра, творческие возможности режиссера и устойчивое внимание зрителя. Быть образцовым театром столицы, задавать тон ее художественной жизни, открывать в своих спектаклях черты современности – вот к чему стремился театр изначально и что было унаследовано капланяновцами от своего учителя.

Для многих зрителей старшего поколения Грачья Капланян – легендарная история Ереванского драматического театра. Но дух его основателя живет и в наши дни – в романтической одухотворенности художественного руководителя театра, режиссера Армена Хандикяна, в мощи и жизненной полноте искусства Гужа Манукяна, Артура Утмазяна, Грачья Арутюняна, в импульсивности и страстной гражданственности Григора Хачатряна и Ваагна Галстяна, в нервной, впечатлительной Луизе Гамбарян, глубокой и отзывчивой Эвелине Шаинян… Он передал своим воспитанникам поэзию и правду высоких стремлений, предельную искренность, заботу о будущем своего и их общего театра.

За прошедшие годы театр обрел широкую известность и в Армении, и далеко за ее пределами. Успешно гастролировал в России, США, Англии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии… Участник многих шекспировских фестивалей. Стиль каждого спектакля, его эмоциональная настроенность, его ритмы – все меняется соответственно характеру пьесы. Но любой спектакль отвечает насущным интересам зрителей.

 Отсюда и прочный духовный союз между залом и сценой. Многочисленные статьи и отзывы свидетельствуют о любви и признании, которыми повсюду пользуется Ереванский драмтеатр. В его репертуаре сегодня множество ярких спектаклей, и новый сезон обещает много интересного.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ