ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЗБРЕЖЕН
Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества.
Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.
РЕДКИЕ МИНУТЫ ИСТИННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ ВСПЛЫВАЮТ В ПАМЯТИ, когда вспоминаешь историю этого замечательного коллектива. С момента своего основания оркестр исполнял большую часть классического репертуара. С ним выступали ведущие мировые исполнители, такие как Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Ренато Брузон, Стивен Исерлис, Наталия Гутман, Сергей Накаряков, Борис Березовский, Пинхас Цукерман, Гидон Кремер, Пласидо Доминго, Юрий Башмет, Борис Березовский и многие другие мировые звезды.
Исполнительское искусство коллектива выковывалось несколькими поколениями дирижеров и артистов. Со временем менялись дирижеры, менялся состав оркестра, иной становилась стилистика коллектива. О вершинных явлениях оркестра наша газета уже писала в предыдущих обзорах. Они связаны в основном с именами крупнейших дирижеров.
Следующий этап деятельности коллектива связан с именем блистательного дирижера Валерия Гергиева. Сколько прекрасных часов в жизни слушателей Армении было в период, когда он возглавил наш Государственный симфонический оркестр в самом начале 80-х годов. Симфонические программы Гергиева всегда были подлинными музыкальными праздниками. Думается, многим памятно исполнение оркестром "Фантастической симфонии" Г.Берлиоза в 1985 году. После концерта автор газеты "Коммунист", известный музыковед Маргарита Тер-Симонян писала: "Это было еще одно откровение, сыгранное Государственным симфоническим оркестром Армении. В этом шедевре романтического симфонизма увлекает яркая образная программа, неуемная художественная фантазия, богатейшая оркестровая ткань. Вспоминая много великолепных исполнений, оригинальных прочтений этой симфонии, можно с полной уверенностью сказать, что предложенная Валерием Гергиевым интерпретация этого шедевра симфонической музыки - одна из самых блистательных, самых вдохновенных".
Гергиев сыграл множество программ: они были интересны, чрезвычайно широки и объяли собой бесчисленное количество новых произведений современных авторов - Эдварда Мирзояна, Лазаря Сарьяна, Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и более молодых наших авторов, которые нашли в лице Гергиева лучшего интерпретатора своей музыки. "Человек изумительного дарования, дирижер самого высокого класса, совершенно замечательный музыкант", - признавался мне в одной из наших бесед композитор Александр Арутюнян.
ОЩУЩАЛАСЬ КАКАЯ-ТО ОДЕРЖИМОСТЬ МУЗЫКОЙ, ПОЛНАЯ ОТДАЧА ЕЙ. Столь же высокие требования предъявлял он и к музыкантам оркестра. Мне не раз в те годы приходилось сидеть на репетициях Гергиева. На них бывали и студенты консерватории, которые учились на его репетициях больше, чем в классе. На репетициях он изматывал оркестрантов, стремясь выжать все до предела. Раздвинуть границы возможного, утвердить новое качество звучания, которое само по себе представлялось эстетически важным и ценным, - вот к чему стремился дирижер.
Прошло 40 лет, а кажется, совсем недавно это было. Переполненный зал Армфилармонии в ожидании дирижера затаил дыхание. И вот он выходит под гром аплодисментов и становится за пульт. Рассказывать о впечатлениях прощального вечера Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя нашего оркестра невозможно. Впечатления не могут отложиться в памяти навсегда, они меняются в зависимости от нашего состояния, от малейших внешних факторов. Но в памяти осталась атмосфера того последнего вечера. Каждого сидящего тогда в зале одолевали противоречивые чувства: радости - потому что это была встреча с настоящим искусством, печали - от того, что, возможно, это больше не повторится. Освещенный на сцене отблеском софитов он так и запомнился нам - словно озаренный лучами будущей огромной славы.
Вспоминается еще одна встреча с маэстро, когда в Армении проходил авторский вечер Тихона Хренникова. И оркестр, и музыка производили сильнейшее впечатление. Но должна сказать, что и солисты играли в тот вечер замечательно - виолончелист Ваграм Сараджян, скрипач Георгий Жислин.
Покинув стены Армфилармонии и возглавив оркестр Мариинки, Гергиев не прекращал сотрудничества с армянскими артистами. Все, кому посчастливилось работать с этим изумительным дирижером, будь то оркестранты или солисты, говорят о нем с благодарностью.
Среди самых ярких впечатлений последних десятилетий - гастроли симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева в 2009 году. Они прошли в рамках беспрецедентного Московского пасхального фестиваля. В течение двух дней мы были во власти невероятной слитности и яркости звучания всех роскошных артистических сил, ведомых выдающимся мастером.
Очень интересной была встреча с Гергиевым в Министерстве культуры перед концертом. Сама атмосфера откровенности, серьезность разговора была необычайно поучительна для аудитории, позволила лицом к лицу встретиться с тем, кто олицетворяет сегодняшний день музыки. "У меня много друзей в Армении, и для меня не важно, где они живут - в Лондоне, Нью-Йорке или в Ереване. Главное, что мы выступаем вместе и получаем удовольствие. Мы играли с Сергеем Хачатряном Первый концерт Шостаковича в Москве. Тогда это было его первое выступление в российской столице. Как руководитель Пасхального фестиваля считаю, что он должен способствовать выступлениям ярких звезд. Я был очень рад, что Сергей так ярко заявил о себе в Москве".
ВРЕМЯ ЛЕТИТ С БЫСТРОТОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ. КАЖЕТСЯ, СОВСЕМ НЕДАВНО ПУБЛИКА заполняла Большой зал Армфилармонии им. А. Хачатуряна, где проходили концерты под управлением Лориса Чкнаворяна. Он возглавил филармонический оркестр Армении в самые кризисные для нашей культуры, да и страны в целом, годы (1989-1998, 1999-2000 гг.). Эта была поистине подвижническая деятельность, недооценить которую было бы несправедливо. Кто знает, имели ли бы мы сегодня филармонический оркестр, не явись Чкнаворян в самый критический момент его истории.
Мало того, маэстро Чкнаворян в годы своей работы сумел создать второй оркестр и хор, найдя достойное применение способным артистам, оставшимся без работы. Руководил вторым оркестром активный грамотный дирижер Геворг Мурадян, который после распада второго оркестра и хора и ухода Лориса Чкнаворяна возглавил симфонический оркестр в Степанакерте.
Огромное организационное дарование, непререкаемая дирижерская воля были устремлены на то, чтобы не только удержать оркестр от развала, когда никому не было дела до искусства, но и превратить его в лучший коллектив республики, каким он был с первых лет своего основания. Ведь во главе оркестра, как правило, всегда стояли выдающиеся музыканты. Маэстро Чкнаворяну удалось сохранить оркестр на достойном уровне, не опустить планку, преодолеть трудности переходного времени. Встреча Чкнаворяна с филармоническим оркестром была закономерной. Да и ему требовался для реализации своих планов именно такой коллектив - мобильный, гибкий, остро реагирующий на требования дирижера.
Про Лориса Чкнаворяна, как мне кажется, можно сказать, что он родился с музыкальными идеями в голове. И наш оркестр давал ему эту прекрасную возможность - реализовать свои идеи. Чего стоило его паломничество с оркестром в Гюмри, организация там Академии искусств, которая сегодня имеет три подразделения: филиалы Ереванской консерватории, Театрального и Художественного институтов. Истинный патриот Чкнаворян возродил на сцене авторские концерты армянских композиторов, а в репертуаре обычных концертов наряду с отечественной и зарубежной классикой непременно включались и произведения современных армянских авторов. Собравшаяся в Большом зале Армфилармонии публика (в те годы ни один очаг культуры не отапливался) с удовольствием слушала музыку. Эпоха Национального филармонического оркестра, связанная с Лорисом Чкнаворяном, у всех на слуху.
О редкостных качествах Чкнаворяна - организатора творческого процесса, дирижера в те годы написано немало. Поражала его феноменальная работоспособность, непреклонность, сильный "собранный" темперамент, всепоглощающая любовь к своему делу, гипертрофированное чувство ответственности. Сочетаясь друг с другом, взаимообогащаясь, эти качества приводили к той гармонии мысли и чувства, силы и страсти, строгости и вдохновения, что так впечатляло в те годы в облике маэстро Чкнаворяна. Все это предопределяло ту сверхзадачу, которую неизменно удавалось ему решать.
При нем начались активные гастроли филармонического оркестра за рубеж - в США, Германию, Австрию и другие страны. Благодаря Чкнаворяну в те годы были осуществлены записи многих произведений армянских авторов. Нельзя забыть также оригинальные фестивали "Мир и мы", "Арам Хачатурян-90", "Музыка венских королей" и ряд других. Особенно запомнились концерты фестиваля венских королей. Среди приглашенных артистов было много знаменитостей. Они подарили нам вдохновенное, надолго запомнившееся исполнение, в котором слилось воедино умное, красивое, выразительное пение австрийских певцов и блистательный, полнокровный филармонический оркестр Армении...
ВОЗМОЖНО, С КАЖДЫМ ПРИХОДОМ НОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРКЕСТРЕ ЧТО-ТО МЕНЯЛОСЬ, менялась эстетика, направление, Неизменным оставалась любовь к музыке, творческое беспокойство, огонь, который ныне поддерживает талантливый дирижер, заслуженный деятель искусств Армении Эдуард Топчян. Под управлением Э. Топчяна оркестр сыграл множество программ - западноевропейской, русской и зарубежной классики, лучшие произведения современных авторов. Помимо всего, Национальный филармонический оркестр под управлением Топчяна вот уже четверть века все увереннее атакует оперный жанр (в концертном исполнении), страстно желая возродить его былое значение. Но особое завоевание оркестра и его руководителя - это яркость и размах фестивального движения.
В 2001 г. НФОА под руководством Э. Топчяна успешно выступил в Большом зале Московской консерватории, а в 2003г. - в Большом театре. Последовали выступления оркестра в Нюрнберге, Праге, Брно, Братиславе, Париже, Лионе, Марселе, Ницце и многих других городах. В 2018г. состоялись гастроли НФОА в Японии, где оркестр успешно выступил с 15 концертами в Токио, Осаке, Ниигате, Нагое, Хамамацу и в других городах. Мастерство оркестра и дирижера было высоко оценено в прессе Японии. Интерпретация Топчяна произведений европейской классики и сочинений современных композиторов получили высокую оценку общественности и прессы.
В концертах под управлением Топчяна в разные годы выступали всемирно известные артисты - Пласидо Доминго, Пинхас Цукерман, Ренато Брузон, Джузеппе Джакомини, Владимир Чернов, Винченцо ла Скола, Райна Кабаиванска, Миша Майский, Наталья Гутман, Стивен Иссерлис, Давид Герингас, Александр Чаушян, Юрий Башмет, Ким Кашкашян, Димут Поппен, Эммануэль Паю, Радован Влаткович, Сергей Накаряков, Борис Березовский, Сергей Хачатрян, Юлия Фишер, Изабель Фауст, Дайшин Кашимото, Сергей Бабаян, Константин Лифшиц, Поль Майер, Яна Бужкова, Франсуа-Жоэль Тиолье, Нарек Ахназарян, Алексей Любимов, Бернд Глемзер, Бернар Рингейсен, Массимо Мерчелли, Антон Сороков, Франсуа-Фридерик Ги, Ваг Папян, Марио Брунелло, Кирилл Герштейн, Коля Блахер, Сергей Крылов, Фабио Занон, Симон Трпчески, Юджа Ванг и другие.
Национальный филармонический оркестр Армении является послом армянской музыки во всем мире и регулярно гастролирует. С ним выступают известные армянские солисты, такие как Сергей Бабаян, Сергей Хачатрян, Нарек Ахназарян, Изабель Байракдарян, Ким Кашкашян и многие другие. С 1989 года оркестр много гастролировал в США, Канаде, Австрии, Германии, Франции, Швейцарии, Люксембурге, Ливане, Испании, Португалии, Великобритании, Греции, Иране, Кипре, Турции, России и ОАЭ. Среди наиболее интересных туров стоит отметить гастроли в Японию в 2008 году с 15 концертами, в Германию и Словакию в 2010 году, в Италию, Германию, Польшу, США, Мексику и Скандинавские страны в 2014 и 2015 годах. Через год состоялся концерт в Мариинском театре Санкт-Петербурга. В 2018 года оркестр с огромным успехом выступил в Берлинском Концертхаусе. В 2023 году Армянский филармонический оркестр совершил мировое турне, посвящённое 120-летию со дня рождения великого армянского композитора Арама Хачатуряна.
В сентябре 2024 года в Клагенфуртском Музикферайне (Австрия) состоялось торжественное открытие фестиваля, посвящённого 200-летию Антона Брукнера. В программе прозвучали 9-я симфония Брукнера и Концерт для виолончели с оркестром Дворжака в исполнении известного немецкого скрипача Даниэля Мюллер-Шотта. Выпущено более 40 компакт-дисков с записями оркестра.
Сказать, что сегодня оркестр находится на пике славы, неверно. Ведь пик-это вершина, после которой неминуемо следует спад. А Национальный филармонический оркестр всегда в движении, преодолевая одну вершину за другой. Его творческий потенциал безбрежен.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.
-
2025-07-07 10:36
В начале июля Размику Давояну исполнилось бы 85 лет "К счастью, в мире продолжает создаваться поэзия, которая может говорить от имени личности и народа, нации и рода . По иронии судьбы именно эти довлеющие трагические условия и обеспечивают историческую роль поэзии… Но самое потрясающее в его поэзии - это то, что она проникнута ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты поэтического изложения", - отмечает в своем предисловии к сборнику Р. Давояна "Дыхание и шепот долин" Уильям Херберт.
-
2025-07-03 10:32
Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна, прошедшего в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. Для автора этих строк вдвойне радостно, что этот замечательный концерт состоялся после невольной двухмесячной паузы, лишившей возможности освещать важные события последних месяцев: Международный конкурс молодых исполнителей (в номинации "Дирижирование") им. А. Хачатуряна, концерт, посвященный юбилею Победы (Седьмая симфония "Ленинградская" Дм. Шостаковича), концерт, посвященный 105-летию композитора Л. Сарьяна и другие. Необычной и интересной была и программа вечера в конце июня – Концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара - в первом отделении и Четвертая симфония ми-бемоль мажор ("Романтическая") Антона Брукнера – во втором.