"ПРОБЛЕМУ ОПОЛЗНЕЙ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬ ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТЫ", -
говорит в интервью "ГА" заведующий кафедрой геоморфологии и картографии ЕГУ профессор Владимир БОЙНАГРЯН
говорит в интервью "ГА" заведующий кафедрой геоморфологии и картографии ЕГУ профессор Владимир БОЙНАГРЯН
- Г-н Бойнагрян, в последние годы в Армении очень обострилась проблема оползней. С чем это связано?
- Оползней в Армении всегда было много. В основном они распространены на севере Армении, в районе Ванадзора, Капана. Оползни стали изучаться с 1926 года, однако эти работы носили скорее описательный характер. Бурили скважины, тратили на это большие деньги, но ни одна из этих скважин не дошла до зеркала скольжения, то есть до той поверхности, по которой сползает толща земли. Обычно это глинистая поверхность, в которой сконцентрировано большое количество влаги, в результате чего она становится скользкой, как лед. Поэтому она и называется зеркалом скольжения. В последнее время оползни действительно активизировались. И это обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, климатическими изменениями. Стало больше осадков. Но основная причина – неграмотная деятельность человека. Дело в том, что все свободные территории оказались занятыми и строительство стало вестись и на склонах. Эти территории стали использоваться и в сельскохозяйственных целях. При этом никто не задумывается о том, что, если сильно нагружать склон, он рано или поздно начнет смещаться. Например, при строительстве дороги нередко срезают склон, не сделав необходимых расчетов, и склон теряет устойчивость. Кроме того, когда по склону перемещается транспорт, тоже возникает дополнительная нагрузка. Плюс обильный полив склонов на дачных участках и огородах. Все это значительно активизировало оползневые процессы.
- А может, надо использовать специальные технологии, в том числе и строительные?
- Надо заранее укреплять эти участки и только после этого начинать там строительство или использовать их в сельскохозяйственных целях. Проблема оползней существует во многих странах. Но где-то подходят к её решению грамотно, а где-то (как, например, у нас) надеются, что пронесет. Известен случай, когда в Таджикистане оползни разрушали село, жителям объяснили, что не надо обильно поливать свои огороды, иначе село разрушится. Они это поняли, выполнили рекомендации, и сейчас село стоит на том же месте, а оползень не движется. В Грузии есть город Сигнахи, сейчас это туристический центр. Город стоит на огромном оползне. Там были проведены работы по осушению оползня, укрепили склон, и движение оползня прекратилось.
- То есть все-таки влажность имеет большое значение?
- Влажность способствует оползневому процессу, но это не основная причина. У нас ползут Дилижан, Вохчаберд ... Населению объясняют, что много поливать нельзя, но никто не слушает, говорят, что деревья и огороды высохнут.
- Что же делать?
- Жителям Вохчаберда выделили средства, чтобы они переехали в другое место, купили или построили новые дома, но они сказали, что денег дали недостаточно. Деньги люди потратили и остались в своем селе. А через Вохчаберд проходит единственная дорога в Гарни и Гегард. И если эта дорога разрушится, доступ в Гарни – Гегард будет закрыт. Аналогичная ситуация у Гедзорского перевала в Зангезуре. Дорога, проходящая через этот перевал, связывает северную и южную части Армении и имеет стратегическое значение. Если завтра оползень разрушит дорогу, мы будем полностью отрезаны от Сюника, потому что другой дороги нет.
- А деньги на проведение необходимых работ выделяются?
- Правительство или вообще не отпускает средств на приведение в безопасное состояние этих участков, или выделяет их в мизерном количестве. При этом объявляются тендеры на изучение этих участков и проведение укрепительных работ, но их выигрывают близкие люди, возглавляющие организации, которые должны проводить эти работы. Критерий профессионализма при проведении тендеров не является решающим. Чтобы решить проблему, надо сначала исследовать опасный участок и сделать предложения по его укреплению и лишь после этого проводить необходимые работы.
- А какие организации могут профессионально исследовать оползневые участки?
- Это Управление геологии, Институт геологии НАН РА, есть специалисты в ЕГУ и других организациях. Но тендер обычно выигрывает неспециалист, который дает мизерную сумму специалистам, чтобы они за короткий срок написали заключение без необходимых исследований. То есть все необходимые работы проводятся чисто формально и, разумеется, не могут обеспечить гарантирующих безопасность работ. Отношение к проблеме оползней абсолютно безответственное. Так, например, Управление по устойчивому развитию при содействии ОБСЕ провело совещание по этому вопросу, на котором выступали какие-то люди, но все они не являлись специалистами этого профиля. Хотя организации, которые проводили это мероприятие, прекрасно знали, кто в Армении занимается оползнями, профессионалов на это совещание просто не пригласили. Там не было ни Ядояна, который руководил работами по оползням начиная с 1978 года, ни директора Института геологии Аркадия Караханяна, не было ни одного специалиста из МЧС, а там тоже есть хорошие специалисты. Меня тоже на это совещание не пригласили, хотя я являюсь первым автором и главным редактором книги по оползням Армении, которая вышла в 2009 году. Причем эта книга была издана ОБСЕ, и эта организация сама распространяла эту книгу. Книга разошлась очень быстро, и сегодня её трудно достать.
Во всех случаях в Армении есть специалисты по оползням, но публично рассуждают об этой проблеме, выступают по телевидению, а главное – принимают решения не они, а люди, которые имеют об этой проблеме весьма отдаленное представление. Не хочу называть имен, но те, кто оттеснил специалистов от решения этой проблемы, вряд ли смогут просто обнаружить оползневой участок на местности. А потом неадекватная информация попадает в СМИ, и наше общество, а главное - государственные структуры делают выводы на основании неправильных данных. Журналисты, которые освещают проблему оползней (а она очень серьезная), должны более строго относиться к источникам информации и обращаться именно к специалистам этого профиля. Недавно в одной из газет было опубликовано интервью Карине Даниелян, которая говорила о том, что стали брать воду из Севана, уровень озера на 1-2 сантиметра понизился и это может вызвать землетрясение. Это же абсурд! Как можно публично рассуждать о тех вопросах, которые человек абсолютно не знает? Зачем сеять панику? И почему телевидение так непрофессионально работает, приглашая на интервью некомпетентного человека?
- Какие меры необходимо принять, чтобы избежать опасных последствий?
- Во-первых, необходимо организовать мониторинг оползней, хотя бы вдоль стратегически важных дорог, чтобы видеть, усиливаются ли признаки схождения оползня. Недавно сошел оползень около станции Айрум, 5 человек погибли, 35 машин было разбито. Но ведь были же признаки схождения оползня, и можно было предупредить трагические последствия! В советское время у нас были оползневые станции, которые отслеживали состояние опасных участков и своевременно предупреждали об опасности. Создание такой службы обойдется дешевле, чем ликвидация последствий оползней.
- К чему может привести нынешняя ситуация?
- Есть несколько оползней в непосредственной близости от дорог, и эти участки требуют особого внимания. Это в первую очередь агарцинский оползень, который уже несколько раз перекрывал реку Акстев, она не раз выходила из берегов и заливала первые этажи в близлежащем селе. Несколько домов уже разрушено. Во время весенних дождей оползневая масса насыщается влагой и срывается в русло реки. Но, если сорвется большая масса и её понесет течением, это станет реальной угрозой существованию Дилижана и Иджевана. Там же неподалеку находится и другой оползень. И таких опасных участков в Армении много. Трагедия Крымска – результат того, что оползень перекрыл устье реки и 7-метровая волна хлынула в город. В прошлом году мы исследовали ситуацию в Арагацотне, Гегаркунике и Шираке. Оказалось, что большинство мелких речек завалены строительным и бытовым мусором. Это крайне опасно и может привести к повторению трагедии Крымска. Нельзя забывать о том, что оползни чреваты не только опасностью обрушений, это также угроза наводнений и селей. Проблема оползней требует самого серьезного внимания государства, но решать её должны только специалисты.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2018-06-20 12:50
Дорога межгосударственного значения Ванадзор – Алаверди – граница с Грузией больше недели закрыта для проезда грузовиков из-за оползня, передает News.am.
-
2016-04-14 12:39
На 28 км автодороги республиканского значения Берд-Арцваберд-Чинари, у окраины села Айгедзор Тавушской области Армении произошел оползень верхнего грунта земляного полотна. Об этом NEWS.am сообщили в министерстве транспорта и связи.