Последние новости

КЕНДЛ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИКЛАДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В интервью «ГА» директор Института синхротронных исследований «КЕНДЛ» Баграт ГРИГОРЯН говорит о текущей ситуации в институте и планах на ближайшее будущее.

- Г-н Григорян, как обстоят дела в вашем институте сегодня?

- Институт развивается, до конца года ожидается пополнение парка научного оборудования, причем, это оборудование, которое обычно применяется в медицине. Но никакое медучреждение не позволит проводить на своем оборудовании научные исследования. Согласно существующему порядку, если прибор применяется в лечебной практике, его нельзя использовать в научных целях.

- Как вы планируете использовать это оборудование?

- Это рентгеновский аппарат, предназначенный для облучения как биологических тканей и живых организмов, так и материалов промышленного назначения. Использование радиации в самых разных прикладных целях сегодня привлекает большой интерес исследователей. Если раньше радиация воспринималась исключительно как фактор опасности, то сегодня ей находят все более широкое применение, особенно в области производства.

- Где конкретно могут использоваться эти возможности?

- В общем-то у нас много проектов. Один из них - с коллегами из Федерального медицинского биофизического центра имени Бурназяна в Москве. Задача проекта - разработать новый метод радиационной терапии для лечения онкологических заболеваний. Другие наши проекты связаны с материаловедением, например, с воздействием радиации на материалы солнечных батарей, что может существенно повысить их эффективность.

- Но воздействие радиации в сфере промышленности вряд ли может найти практическое применение в Армении…

- Надеюсь, это не так. Недавно в наш институт приходили представители одной крупной компании, которую я пока не хочу называть. Они собираются основать здесь завод по производству высоковольтных электрических кабелей, и их интересуют возможности повышения термостойкости изоляционного материала, благодаря его радиационной обработке. Дело в том, что в результате воздействия облучением материал меняет свойства и его термостойкость повышается. Надеюсь, в Армении появится такое перспективное производство.

- То есть возможности вашего института могут найти практическое применение?

- Это давно входило в планы нашего института. Еще несколько лет назад, вместе с безвременно ушедшим из жизни основателем и прежним директором нашего института профессором Василием Цакановым мы подготовили проект центра прикладной направленности. Сейчас мы исследуем эти возможности на ускорителе Ареал.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- Например, можно облучать овощи, фрукты, семена. Когда готовился этот проект, я интересовался государственными стандартами в области пищевых продуктов за рубежом. Оказалось, что, например, Великобритания не принимает европейских морепродуктов, если они не прошли радиационную обработку. Радиация убивает микробы, а значит обеспечивает безопасность продуктов и продлевает срок их сохранности.

- А радиационная обработка продуктов питания не представляет угрозы для человека?

- Если соблюдаются стандарты, то нет. Нужно только правильно определить тип облучения и его дозу.

- У вас есть возможность организовать эту деятельность?

- Имеющийся в нашем институте ускоритель Ареал служит научным целям. Но мы можем провести исследования, которые позволят определить область практического применения радиации, в том числе для обработки продуктов питания. Однако для промышленной обработки продуктов и материалов наш ускоритель не приспособлен, это негативно скажется на исследовательской деятельности. Но, как я уже говорил, мы можем провести предварительные эксперименты для определения дозы и типа излучения при выполнении тех или иных задач и в дальнейшем контролировать производственный процесс, обслуживать производственное оборудование, оказывать консультативную помощь по всем возникающим в процессе практической работы вопросам.

- Вы предполагаете создать эту структуру в вашем институте?

- Как я уже говорил, мы провели переговоры с одной крупной компанией и сказали, что не можем обеспечить условия для работ промышленного масштаба. Нужно создать отдельный центр. Оказалось, что это входит в планы этой компании. Они интересовались подобными структурами, действующими в других странах, и знают, какие задачи стоят перед ними в плане оснащения и создания определенной инфраструктуры. Такой центр может быть создан при КЕНДЛ как отдельная структура – общество ограниченной ответственности или коммерческое предприятие, действующее как отдельная единица, выплачивающая налоги и имеющая доход. Это один вариант. Другой – если все расходы и обязательства возьмет на себя какая-то крупная компания, например, та с которой ведутся переговоры, а мы в рамках определенного соглашения будем им помогать строить, обеспечивать работу, защиту и, используя наши знания и возможности, проводить ремонт, замену специального оборудования и т.д.

<9i>- Можно ли обработку пищевых продуктов и промышленных материалов осуществлять в одном центре?

<9>- Да, конечно, поскольку продукты в такие центры поступают в упаковке. Преимущества радиации в том, что при ее использовании – не важно облучается клубника или материал, используемый в промышленных целях, стерилизуется не только сам продукт, но и его упаковка. Просто для разных целей используются разные дозы облучения. Я надеюсь, что установка, которую мы должны получить до конца года станет важным шагом к проведению экспериментальных работ, предшествующих практическому использованию радиации.

- Откуда вы собираетесь получить рентгеновскую установку?

- Мы ее купили на грант Комитета по науке, который выиграли в прошлом году на приобретение научного оборудование и улучшение инфраструктуры. Выиграли также дозиметр, позволяющий в онлайн режиме измерять уровень радиации, а также рентгеновский шкаф. Те эксперименты в области биологии, о которых я говорил, мы проводим с использованием электронных пучков – это новизна, и для тех, у кого нет необходимого опыта, чтобы сравнивать полученные результаты, подходят эксперименты с рентгеновским излучением. Кроме других положительных результатов эта установка позволит сравнить новый тип облучения с действующим контрольным маркером.

- Видимо, понадобятся специалисты, которые знают эту сферу?

- К счастью, такие специалисты в нашем институте есть. Наши пользователи-биологи тоже приобретают необходимые знания и опыт работы в этой области. Уже сформировалась команда, которая работает по этому перспективному направлению.

- Эта группа действует в вашем институте?

- Все специалисты, входящие в состав этой группы, кроме профессора Рубена Арутюняна, который является академиком-секретарем Отделения естественных наук Национальной академии, являются сотрудниками нашего института, плюс наши российские коллеги, которые, как я уже говорил, представляют московский Центр имени Бурназяна. Есть и большой интерес к участию в таких программах со стороны европейских научных центров. Сейчас кандидат биологических наук Гоар Цаканова, которая работает и в нашем институте, консультирует DESY - самый крупный центр по физике частиц в Германии, расположенный в Гамбурге, где собираются создать лабораторию радиационной биологии. Так что популярность и авторитет нашего института растут.

А что касается DESY, то у нас с ними очень давнее и продуктивное сотрудничество. Недавно в КЕНДЛ прошла ставшая уже традиционной армяно-немецкая школа, в которой участвуют студенты обеих стран. К нам приехали 14 студентов и 4 профессора факультета физики из Гамбургского университета. В этой образовательной программе приняли участие и армянские студенты с факультетов физики и радиофизики ЕГУ. Причем важно, что в этом году к участию в этой школе подключились и студенты факультета радиофизики, которые в предыдущие годы не участвовали в этой программе. Студенты из Германии и Армении предварительно познакомились в соцсетях, выбрали интересующие их направления в области ускорительной физики, особый интерес вызвало направление генерации электронных пучков. В курс проведенных занятий входили и эксперименты с использованием радиации в прикладных целях. Это касалось вопросов взаимодействия пучка с разными видами материи. Для обучения и проведения экспериментов наряду с ускорителем Ареал использовалось и другое оборудование, имеющееся в лабораториях нашего института.

- Почему Германия посылает своих студентов на подготовку в Армению?

- У них есть ускорители, но они круглосуточно работают в очень напряженном режиме, удовлетворяя запросы потребителей, которыми становятся коммерческие компании и научные группы. В Германии 70% времени на ускорителях предоставляется научным группам и 30% - коммерческим компаниям. В таких условиях нет возможности использовать ускоритель в учебных целях. А поскольку у нас пока есть такая возможность, мы предоставили ее немецким коллегами, тем более, что для наших студентов это первый опыт международного сотрудничества, который пригодится им в будущем. По опыту прошлых школ мы знаем, что в дальнейшем эти отношения превращаются в сотрудничество, создаются коллаборации. А немецкую сторону, в свою очередь, устраивает и имеющееся на КЕНДЛ уникальное оборудование, которое было совместно разработано армянскими и немецкими специалистами и произведено в КЕНДЛ, и уровень работающих в нашем институте специалистов. Деятельность по совместной с DESY разработке научного оборудования продолжается и реализуется в рамках конкретных проектов. Сейчас мы занимаемся разработкой новых источников терагерцового излучения, что может стать научным прорывом. Сфера использования этих источников очень широкая – это безопасность, медицина и т.д. То есть речь идет о современном и перспективном направлении.

- Вы сказали, что в DESY ускорители используются и коммерческими компаниями. Это становится источником дохода?

- То, что DESY зарабатывает на этой деятельности, даже не покрывает расходы на проводимые работы. Но так изначально было задумано государством, которое в первую очередь заинтересовано в развитии науки. Там на государственном уровне понимается, что именно развитая наука и ее достижения – обязательное условия создания крепкой экономики и обеспечения безопасности, поэтому там наука всесторонне поддерживается и для исследовательской деятельности создаются максимально благоприятные условия.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ