СЕВАН МОЖНО СПАСТИ
В интервью «ГА» председатель экспертной комиссии по защите Севана, доктор биологических наук, профессор Бардух ГАБРИЕЛЯН говорит о возможностях восстановления озера.
- Г-н Габриелян, проблемы Севана обсуждаются много лет, но реально решить их не удается. На самом ли деле ситуация катастрофическая?
- Состояние Севана неудовлетворительное, но утверждать, что озеро гибнет, преждевременно. Однако принимать необходимые меры нужно безотлагательно, пока происходящие в озере негативные процессы не стали необратимыми. Цветение токсичных сине-зеленых водорослей – индикатор состояния озера. Это результат ухудшения качества воды и причина всех остальных проблем. Если улучшить состояние воды, все проблемы решатся. А это и вопрос рыбных запасов, и использования севанской воды в оросительных целях… Но главное – Севан незаменимый ресурс пресной воды для нашей страны, а ее значение и цена будут только расти. Если уже в обозримом будущем стоимость нефти и газа снизится, им на смену придут другие источники энергии, то питьевая вода не имеет альтернативы. Важнейший вопрос: чего мы ждем от Севана? Принятие адекватных мер по восстановлению озера зависит от этого.
- А какие существуют варианты использования Севана?
- Все зависит от приоритетов, которые должно определить государство. Тогда появится ответ на главный вопрос: какое качество воды необходимо для достижения поставленных целей? Если Севан воспринимается как водоем рыбного хозяйства, это одно, если как рекреационная зона или запас питьевой воды, это совершенно другое. При условии восстановления хорошего качества севанской воды Армения станет первой в регионе по этим жизненно важным запасам.
- Какое решение вы считаете оптимальным?
- Трудно сказать. Я не знаю экономических планов нашего государства, социальную ситуацию, что является приоритетным на ближайшие 50 лет. В обсуждении и принятии решения по этому вопросу должны участвовать не только экологи, важно мнение энергетиков, экономистов, специалистов в области аграрного производства, социологов и политиков. Ведь сегодня значительная часть имеющейся в Армении воды уходит в соседние страны. Необходим интегральный подход. И только когда будет принято окончательное решение, станет ясно, какое качество воды нам нужно и, исходя из этого, будут разрабатываться дальнейшие шаги. Цветение сине-зеленых водорослей – результат произошедших в составе воды негативных изменений, повышения ее температуры и увеличения биогенных элементов, в основном, фосфора и азота.
- Это результат аграрной деятельности в прибрежной зоне?
- Не только. Азот и фосфор поступают в воду двумя путями. Первый – с водосборного бассейна - через реки, с дождями, во время таяния снега на расположенных в прибрежной зоне полях, при обработке которых используются азотные и фосфорные удобрения. Однако эти элементы могут поступать в воду и в результате внутриводоемных процессов, из придонных слоев. На больших глубинах, куда не проникает солнечный свет, происходит естественная консервация органических веществ, поэтому, чем больше в озере мертвая зона, тем меньше органики будет поступать в воду и участвовать в окислительно-восстановительных процессах, в результате которых происходит поглощение кислорода, что ухудшает условия обитания рыб и других живых организмов.
- О какой органике идет речь?
- Это вымершие организмы растительного и животного происхождения. И чем больше фосфора и азота будет поступать в воду со дна, тем интенсивнее будет протекать процесс цветения. Мы - свидетели ускоренного старения экосистемы озера. Прежде Севан по своим характеристикам относился к олиготрофным водоемам, с высоким качеством воды. Вообще при отсутствии антропогенных воздействий процесс старения озера, путь от водоема с чистой водой к болоту, длится тысячи лет, но снижение уровня воды озера и интенсификация хозяйственной деятельности в водосборном бассейне значительно ускорили этот процесс. Например, озеро Балатон, которое считается жемчужиной Европы, несмотря на его живописность, - полуболото, активно посещается туристами и является заповедной зоной для охраны птиц. Но нас такое решение устраивает?
- Наверное, нужно создать комиссию по Севану?
- Возможно, причем правительственную комиссию, в которую войдут специалисты и представители государственных структур, которые смогут интегрально оценить нынешнюю ситуацию и дальнейшие перспективы восстановления экосистемы озера, исходя из общенациональных интересов.
- Но ведь нынешние проблемы Севана – результат неправильных решений. Где гарантии, что ошибки не будут допущены снова?
- Решение о спуске воды из Севана в 40-е годы ХХ века стало выходом из сложной экономической ситуации. Создавалась энергетика, наличие воды способствовало развитию аграрного производства. Тогда Севан нас спас, но потом надо было попуски воды прекратить, а они продолжались. Спохватились с большим опозданием, многое было упущено. Мы остановились на грани необратимых процессов. Но пока еще Севан можно спасти, и мы идем к этому, но нужна четкая программа и цель.
- Известны ли случаи, когда озера, оказавшиеся в таком состоянии, как Севан удавалось спасти?
- Таких примеров в Европе много. Причем, эти озера были практически заболочены, их состояние было хуже, чем Севана сегодня, но сегодня в этих озерах практически питьевая вода.
- Видимо, это потребовало огромных вложений?
- И вложений, и отказа от каких-то видов деятельности, но в результате эти страны получили здоровые озера, с чистой водой. Правда, они значительно меньше Севана, восстановление которого потребует больше времени, но хорошего результата можно достичь.
- Это технологии или просто отказ от каких-то возможностей использования озера?
- Это и строительство очистных сооружений, и сокращение попусков воды и т.д. О необходимости строительства очистных сооружений в Севанском бассейне говорится давно, но особых сдвигов в этом направлении не происходит. Надо прекратить сброс отходов, в первую очередь химических, во впадающие в Севан реки, привести состояние национального парка «Севан» в соответствие с этим статусом.
- Что мешает?
- Раньше мешала коррупция, сейчас, думаю, социально-экономические проблемы, дефицит средств. Люди, живущие на побережье озера, не могут сами построить канализационную систему, очистные сооружения, не могут отказаться от ловли рыбы. У них нет других источников заработка. А запасы рыбы также играют роль в улучшении качества воды озера. Рыба поедает мелких беспозвоночных и снижает количество органического вещества, способствующего цветению озера.
- Севанская форель потеряна навсегда?
- Предприняты серьезные шаги по восстановлению популяции ишхана. Создано мощное современное предприятие по производству мальков севанской форели, которые ежегодно выпускаются в озеро. Но нельзя считать популяцию восстановленной, если нет естественного воспроизводства. Когда ишхан подрастает и идет в реки на нерест, его полностью вылавливают браконьеры в приустьевых участках озера. А если даже какие-то особи добираются до рек, то их ловят там. Для обеспечения необходимых условий естественного воспроизводства необходимо очистить нерестовые реки и обеспечить их охрану от браконьеров. Прежде в Севане обитало четыре подвида форели, два из них полностью потеряны, надо сохранить хотя бы те, которые уцелели. Сейчас очень важно решить проблему искусственного воспроизводства севанской форели на единственном государственном заводе в селе Карчахпюр. Сегодня это чрезвычайно важное предприятие оказалось в очень сложном финансовом положении, государство должно этот завод поддержать, иначе мы потеряем и два сохранившихся подвида ишхана.
- Почему исчезли два подвида форели?
- Они нерестились в прибрежной зоне озера, а когда уровень воды снизился, нерестилища просто исчезли.
- Известно, что аграрное производство, особенно животноводство, становятся причиной многих экологических проблем. Несомненно, аграрная деятельность нанесла вред и Севану. Но жители прибрежных сел этим живут. Как решить эту проблему?
- В Европе сельское хозяйство не отменили, но создали условия, при которых его негативное влияние резко снизилось. Тут вопрос культуры аграрного производства и использования передовых технологий. Причем необходимо учесть, что население Севанского бассейна находится в неравных условиях по сравнению с жителями других марзов, поскольку в Севанском бассейне действует особый закон, запрещающий деятельность, наносящую вред экосистеме Севана. Но когда что-то запрещается, нужно как-то компенсировать потери, обеспечить доходы населению. Например, можно создать экологически чистые производства, ввести другую налоговую систему. Нужен особый подход к этому региону.
- Но это требует огромных затрат…
- Значит будем жить, как живем, и смиримся с потерей Севана. Любые мероприятия по спасению озера потребуют серьезных вложений.
- Но где взять эти деньги?
- Существует масса программ, которые могут создать дополнительные финансовые возможности, например, программа Евросоюза «Европа для Севана». Просто надо серьезно заниматься этим вопросом и направлять финансовые средства, исходя из сегодняшних приоритетов.
- Понятно, что даже в своем нынешнем состоянии Севан имеет огромное экономическое значение. Можно ли как-то подстраховать Севан?
- У Севана две основные проблемы – повышение температуры воды и загрязнение биогенными элементами. Но повышение температуры воды во многом связано с глобальным потеплением. Тут мы не можем радикально что-то изменить, хотя смягчить воздействие этого фактора можно. Если повысить уровень озера, температура воды несколько снизится. Но для этого надо сократить использование севанской воды в оросительных целях.
- А что будет с сельским хозяйством?
- Надо строить альтернативные источники – водохранилища и использовать их воду для орошения и энергетики. Весь мир так живет, вся Европа собирает дождевую воду, использует ее для орошения, имеет эффективное сельское хозяйство и одновременно решает экологические проблемы. Кроме того, надо снизить огромные потери воды в каналах и оросительных системах. Мы должны были уже давно начать строительство водохранилищ, и не терять огромное количество воды, усугубляя проблемы Севана.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.