Последние новости

СЮРПРИЗЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ

Музыкальная афиша первой половины ноября порадовала ярчайшими именами: народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, пианист-виртуоз Николай Луганский, один из корифеев современного дирижерского искусства Шарль Дютуа, звезда мирового оперного искусства, народная артистка России и Абхазии, покорившая почти все оперные сцены мира, Хибла Герзмава, известный австралийский дирижер Брайан Каслс-Онион…

Эти уникальные артисты выступили в Ереване в рамках Международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы". Два незабываемых концерта еще раз подтвердили: поиски фестиваля и его руководства - председателя, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованнисян - по-прежнему плодотворны и интересны. Тенденции неизменны: приглашаются самые известные исполнители, есть что послушать и над чем поразмыслить.

ПРОГРАММА ПЕРВОГО КОНЦЕРТА С УЧАСТИЕМ НИКОЛАЯ ЛУГАНСКОГО и дирижера Шарля Дютуа и Национального оркестра не отличалась особой новизной. Второй концерт Шопена - в первом отделении и Фантастическая симфония Берлиоза - во втором. Они неоднократно исполнялись в стенах Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна. Но в этот день вся музыка прозвучала свежо, словно впервые, и это неудивительно: каждый большой музыкант открывает в музыке, уже хорошо знакомой, какие-то особые, еще не замеченные тобой сокровенные свойства. Божественный дар дирижера полностью ее преобразил. Она неожиданно оказалась полной прекраснейших мелодий.

 Николай Луганский, Шарль Дютуа и Национальный оркестрБыло приятно вновь встретиться с Николаем Луганским, с его аристократически изощренным вкусом и благородно-рыцарским стилем исполнения, с его красивым фортепианным звуком и неукротимым духом пьянящей свободы. Второй концерт Шопена он играл с каким-то личностным постижением не только настроений композитора, но и словно собственных, видимо, очень близких переживаний. Такое исключительное совпадение размышлений композитора и солиста, такое вдохновенное, искреннее постижение интимнейших настроений бывает крайне редко. И только у талантливых исполнителей. Может, поэтому он поражает достоверностью, оглушительной чистотой звука. В результате перед нами изумительно четкий замысел в достойной оправе и мощного порыва.

Невозможно не отметить редкую способность пианиста слышать и выделить особыми красками каждый пласт фактуры, создавая своеобразную стереоскопичность звучания. Из сугубо фортепианной музыки словно извлекают невидимые резервы, и она начинает звучать по-особому.

 Не могу сказать, что Шопен среди моих любимых композиторов. Пусть это звучит крамольно, но, на мой взгляд, он остался в своем времени и в своих обстоятельствах. Но у Луганского, скупого на эмоции, Шопен прозвучал впечатляюще и очень значительно. Немало способствовал этому и Национальный филармонический оркестр, за пультом которого в этот день стоял выдающийся дирижер Шарль Дютуа, представший глубоким и ярким мыслителем. Ощущение личностного присутствия дирижера в тексте. Все очень хорошо продумано и насыщено мельчайшими, но очень важными деталями. Изобретательность звука - потрясающая. Публика выражала свой восторг долго и признательно.

НО ПОДЛИННОЙ КУЛЬМИНАЦИЕЙ КОНЦЕРТА СТАЛО ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, где пронзительно и фантастично прозвучала "Фантастическая симфония" Берлиоза. Вновь и вновь хорошо знакомая музыка звучит у Шарля Дютуа и филармонического оркестра не просто технически безупречно и вдохновенно - она вызывает в каждом сердце ответную реакцию. Между публикой и исполнителями устанавливается такой же контакт, как между оркестром и дирижером. Здесь было и скрупулезное уважение к авторскому тексту, и умение пробиться сквозь него к тем высотам музыкантских прозрений, где одновременно живут и личность композитора, и личность исполнителя. Музыка словно рождалась в жестах дирижера: они были не диктующими, а скорее, внушающими, распределяющими невидимые, мощные потоки энергии.

 "Фантастическая симфония" Берлиоза - первая программная симфония в истории романтической музыки. Молодой человек с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Но доза оказалась слишком слабой, чтобы умертвить, но повергла его в тяжкое забвение, сопровождаемое странными видениями, во время которых его ощущения, чувства превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы.

 Симфония в исполнении могучего по степени одаренности маэстро Дютуа и филармонического оркестра прозвучала вдохновенно, на одном дыхании, во всем драматическом масштабе замысла композитора. Безупречный вкус дирижера проявлялся в простоте, сдержанности и строгости, в организующей воле, которые тем сильнее подчеркивали огненный темперамент артиста. Он дирижировал всем существом, напоминая за пультом льва. Ощущение, что он видит все сверху, как большая хищная птица и ему видны и цель, и все вокруг, при этом не теряются ни форма, ни отдельные детали.

Поразительно, что в своем преклонном возрасте (маэстро далеко за 80) он все еще на вершине исполнительского Олимпа. Музыка Берлиоза приобретала монументальные черты, оседая в нашем сознании. Дютуа явно не полагается на сиюминутное вдохновение; ему более свойствен аналитический путь. Вот почему, следуя тексту, он требует от оркестрантов незаурядного понимания и работы по-максимуму. Не ошибусь, если скажу, что исполнение Шарлем Дютуа этой симфонии, с напряженным внутренне противоречивым течением музыкальной мысли, затаенной душевной болью, прорывающейся в трагических ситуациях, особенно в финале, принадлежит к числу выдающихся интерпретаций. После этого исполнения "Фантастическая симфония" навсегда будет связана с его именем.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ПОЭЗИЯ ПАРАДОКСА
    2025-07-16 10:37

    Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.

  • У НЕГО БЫЛО АБСОЛЮТНОЕ ЧУВСТВО ПРАВДЫ
    2025-07-14 10:01

    К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.

  • "ОСТАВЛЕНА ВАКАНСИЯ ПОЭТА"
    2025-07-07 10:36

    В начале июля Размику Давояну исполнилось бы 85 лет "К счастью, в мире продолжает создаваться поэзия, которая может говорить от имени личности и народа, нации и рода . По иронии судьбы именно эти довлеющие трагические условия и обеспечивают историческую роль поэзии… Но самое потрясающее в его поэзии - это то, что она проникнута ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты поэтического изложения", - отмечает в своем предисловии к сборнику Р. Давояна "Дыхание и шепот долин" Уильям Херберт.

  • ИСПОВЕДЬ МЫСЛИ И СЕРДЦА
    2025-07-03 10:32

    Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна, прошедшего в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. Для автора этих строк вдвойне радостно, что этот замечательный концерт состоялся после невольной двухмесячной паузы, лишившей возможности освещать важные события последних месяцев: Международный конкурс молодых исполнителей (в номинации "Дирижирование") им. А. Хачатуряна, концерт, посвященный юбилею Победы (Седьмая симфония "Ленинградская" Дм. Шостаковича), концерт, посвященный 105-летию композитора Л. Сарьяна и другие.  Необычной и интересной была и программа вечера в конце июня – Концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара - в первом отделении и Четвертая симфония ми-бемоль мажор ("Романтическая") Антона Брукнера – во втором.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ