ОГЛЯДЫВАЯСЬ В ПРОЖИТЫЕ ГОДЫ
Старшее поколение наверняка помнит получившую широкую известность книгу юриста, прокурора с 25-летним стажем Льва Романовича Шейнина "Записки следователя". В ней на основе реальных уголовных дел автор создал рассказы в детективном жанре, рассказывающие о борьбе с криминалом с неизменным наказанием преступников. Рафаел Мкртычевич КАРАПЕТЯН проработал в органах прокуратуры с 1948-го по 1996 гг. И вообще он почти что ровесник СССР - родился в 1927 году. Вышедшая недавно книга Карапетяна называется "Воспоминания прокурора о полувековом пути".
В ОТЛИЧИЕ ОТ Л. ШЕЙНИНА АВТОР НЕ ВТОРГАЕТСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРОЗУ, а просто рассказывает о рабочих буднях, деятельности правоохранительных и судебных органов в советское время и после 1991 года, воспоминает наиболее громкие дела, которые довелось ему вести, называет имена многих коллег, подчеркивая в большинстве случаев их высокие профессиональные и человеческие качества. За годы карьеры Р. Карапетян занимал различные должности, они приведены в начале мемуаров. Назову лишь некоторые: прокурор Абовяна и Еревана, начальник Следственного управления прокуратуры Армении, руководитель Отдела следователей по особо важным делам и Управления по контролю над следствием уголовных дел (тоже в прокуратуре Армении). Ныне возглавляет Совет ветеранов прокуратуры.
Рафаэль Мкртычевич (его чаще называли Никитич) прожил при Советской власти 64 года, и ему по роду профессии было известно многое из того, о чем не знали другие. Обычно мемуаристы, оглядываясь, выделяют больше положительного, сглаживая недостатки. Карапетян видит и плюсы, и минусы советского периода.
Он с болью рассказывает о ссылке армян в Алтайский край в июне 1949 года, а в 1950 году по жестокому сталинскому закону от 7 августа 1932 года пятерым колхозникам влепили по 8 лет срока за кражу в общей сложности 40 кг винограда... Любопытный эпизод произошел в начале 70-х в Масисском районе. Какой-то водитель "осмелился" обогнать машину первого секретаря райкома Г. Саакяна, поднял пыль и в результате стал фигурантом уголовного дела... о хулиганстве. Дело усилиями Карапетяна закрыли, а мне в этом контексте вспомнилась из нашей не столь давней действительности опасность обгона машин некоторых особ, чреватая неприятностями для "смельчаков".
На раннем этапе биографии Р. Карапетян застал те времена, когда в Ереване еще имели солидный вес и влияние кое-какие крутые авторитеты, облагающие налогом магазины, питейные объекты, решающие до определенного уровня кадровые вопросы ("Пайлак", "Маленков" и прочие). Прокурор "чистосердечно признается", что порой приходилось действовать с ними по методу Жеглова из фильма "Место встречи изменить нельзя" - подкидывать что-то и брать с "наличным". Криминал постепенно поутих, ну, а сегодняшние преемники Карапетяна, надеюсь, не возбудят против него уголовное дело, учитывая признание и срок давности правонарушения.
МНОГО МЕСТА УДЕЛЕНО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ системы, командировкам в Москву, теплым контактам и сотрудничеству с коллегами из Тбилиси, Риги, Баку. Порой попадались такие уголовные дела, расследование которых было связано с большими трудностями. Тут, конечно, особо выделяется прогремевшая на всю страну кража из Армянского отделения Сбербанка СССР 8 августа 1977 года, когда злоумышленники, проникнув сверху, с крыши, похитили более 1,5 млн рублей. Карапетян возглавлял следственную группу. Следы искали по всему Союзу, серии и номера не поступивших в обращение банкнот (100, 50 и 25 рублей) были известны в отделениях сберкасс. Через 10 месяцев в Ташкенте, а несколько позже в Москве деньги всплыли. Изобретательными преступниками оказались двоюродные братья Феликс и Николай Галечяны. Они умудрились совершить до этого и другую кражу на Ереванском ювелирном заводе. Братьев приговорили к расстрелу. Карапетян несмотря на содеянное жалеет, что приговор привели в исполнение, считая, что за экономические преступления людей не стоит ставить к стенке. Тем более таких способных ребят, как братья, чьи способности и смекалка помогли бы им добиться многого.
В этом плане прокурор категорически осуждает тех, кто убивал людей, да еще с особой жестокостью, да еще несовершеннолетних. История с похищением и убийством братьев-близнецов Карена и Ваге Геворкянов в Октемберяне случилась относительно недавно - в 1985 году. Детей завлекли в машину, обещая довезти до дому, похитили, потом потребовали у родителей огромный выкуп, после чего, потерпев неудачу, задушили. Подлецов нашли. Судебный процесс из соображений безопасности прошел в СИЗО. Карапетян несколько раз прерывал свою обвинительную речь из-за возгласов и рыданий в зале. Отрывки из нее приведены в книге. Троих душегубов приговорили к смерти.
Еще на одном тяжелом процессе Карапетяну пришлось произносить речь, квалифицируя действия Рубена Г., Егиша С. и Гамлета С., которые в мае 1989 года ограбили в Чаренцаване отделение Госбанка, убив кассира и 3 милиционеров. Смертный приговор в отношении этой преступной тройки был последним из приведенных в Армении в исполнение в 1990 году. Карапетян считает, что полностью отменять смертную казнь все-таки неверно.
ЗА ГОДЫ СЛУЖБЫ РАФАЭЛУ МКРТЫЧЕВИЧУ ДОВЕЛОСЬ РАБОТАТЬ с семью прокурорами Армении. Из них он особо симпатизирует Сурену Осипяну. Представляет интерес та часть воспоминаний, где говорится о сложной ситуации в результате кляуз и клеветы (так описывает автор) некоторых сотрудников прокуратуры на Осипяна.
Перешагнув из советской действительности в другую, Карапетян, конечно, успел поработать до апреля 1996 года с аодовскими кадрами, сравнить и сделать определенные выводы. У него на глазах увольнялись многие работники прокуратуры , начальник президентской охраны Ромен Казарян ("Будо") постоянно требовал пересмотра кое-каких вердиктов, связанных с аодовцами, угрожал и тогдашнему генпрокурору Артавазду Геворкяну, а всесильный министр ВД Вано Сирадегян дошел до того, чт потребовал отпустить двоих членов банды Армена Тер-Саакяна, арестованных в 1997 году из-за покушения на начальника управления прокуратуры РА Владимира Григоряна. Обещал при этом предоставить для ареста... двух других.
Вне всяких сомнений Р. Карапетян знает об этом периоде (да и о предыдущих) гораздо больше, чем то, что изложил в мемуарах. Безусловно, у него есть свое мнение и о том, что происходит сегодня в отечественной правоохранительной системе, в которой развелись кадры, которые до недавнего времени не знали даже адресов тех учреждений, в которых они нынче занимают высокие должности.
Но не стану отклоняться от мемуаров Рафаэла Мкртычевича, которые представляют интерес не только для коллег, но и широкого читателя. А так как 10 декабря ему исполняется 95 лет, хочется пожелать здоровья и не терять интереса к жизни. Это помогает продлить ее.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".