ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО ПОСТАВИТ ЗАДАЧИ, НАУКА ИХ ВЫПОЛНИТ
В интервью «ГА» научный руководитель Института радиофизики и электроники НАН РА, доктор физ.- мат. наук, член-корреспондент НАН РА Арсен АХУМЯН говорит об актуальных задачах образования и науки.
- Г-н Ахумян, если судить по числу публикаций в авторитетных международных журналах, то физика в Армении является наиболее благополучной и динамично развивающейся наукой. Однако многих ваших коллег беспокоит снижение уровня преподавания этого предмета в школах и в вузах. Как вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?
- Становление физики как фундаментальной науки в Армении связано с двумя выдающимися личностями – Виктором Амбарцумяном и Артемом Алиханяном. Эти два человека – очень несхожие по характеру, занимавшиеся исследованиями в разных областях физики, создали в Армении научные школы, которые дали прекрасные результаты, способствовали становлению многих одаренных ученых. И то, что несмотря на трудности, которые сегодня переживает наука Армении, физика все еще сохраняет высокий научный уровень, во-многом является их заслугой. Наш Институт радиофизики и электроники был создан по инициативе Виктора Амбарцумяна именно для развития направления радиофизики и в некотором смысле является ветвью Бюраканской обсерватории. Научные достижения, знания в то время очень ценились, а физика считалась элитарной наукой, привлекавшей наиболее одаренных. Потом многое изменилось. Другими стали общество, ценности. Сложившаяся с преподаванием физики ситуация – результат глубинных процессов. И я не знаю, как долго в этих условиях нам удастся сохранять достаточно высокий уровень исследований в области физики.
- То есть то, что происходит сегодня с преподаванием физики является частью деградационных процессов, происходящих в нашем обществе в целом?
- А по-другому и быть не могло. В обществе снизился интерес к приобретению знаний, интеллектуальной деятельности. Тут воздействие разных факторов, но экономические причины играют первостепенную роль. Фундаментальная наука – заказ государства, общества. Она не является непосредственным источником прибыли, но без нее невозможно развитие прикладных направлений, имеющих практическое значение и приносящих доход. Это заказ на образованных людей, которые создают и материальные ценности. В 20-х годах ХХ века в области физики произошли революционные изменения, определились перспективы практического использования результатов фундаментальных исследований, что оказало огромное влияние и на общество. Физика стала не просто престижной специальностью, но и частью мировоззрения. Менялось представление об окружающем мире, его законах, что повышало авторитет этой науки и интерес к ней нового поколения.
- Но ведь физика – не только фундаментальная наука…
- Да, часть этой науки – инженерная физика, которая в некотором смысле проще, но имеет огромное прикладное значение. Это всевозможные телекоммуникационные, материаловедческие направления, наноструктуры и т.д. В течение жизни одного поколения мир изменился, появились новые технологии. Наука становится междисциплинарной, формируется совершенно новый подход к исследованиям, меняется и общественный заказ. Без развития физики, ее прикладных направлений мы не сможем выполнить актуальных задач нашего государства.
- Предположим, в системе образования произошли позитивные изменения, в школах стали лучше учить, а вузы начали готовить специалистов по передовым направлениям. Где они найдут применение в Армении?
- Это очень больной вопрос. О том, чтобы подготовить специалистов по передовым направлениям и обеспечить им применение, должно думать в первую очередь государство. В свое время в Армении развивались разные направления физики, что привлекало молодых одаренных людей. После открытия ядерных реакций мир изменился. Сначала они нашли оружейное применение, а потом мирное – в энергетике и других областях. Изменилась и физика полупроводников, вся сфера электроники. Мы уже говорим об искусственном интеллекте, а это электронные схемы огромной плотности плюс математика. Это новый этап развития человечества, и делать какие-то прогнозы, даже на ближайшие десять лет, очень трудно.
- Но в последние 20 лет в Армении развивалась только одна область – прикладная математика, программирование...
- И эта область сегодня забирает лучших, в том числе и выпускников физфака, что неудивительно, поскольку обеспечивает совершенно другой уровень жизни. Не стану отрицать необходимости развития информационных технологий, которые находят применение практически во всех сферах человеческой деятельности, но это не значит, что можно пожертвовать всем остальным. Если не развивать другие направления, эта сфера будет продолжать обслуживать зарубежных заказчиков, обеспечивать какому-то количеству специалистов достаточно высокий по нашим меркам доход, но никак не способствовать развитию страны, обеспечению ее безопасности.
- Почему получился такой перекос?
- А у нас практически не было выбора. Мы можем развивать только те направления прикладной математики, в которых сложилась своя, армянская школа. И такая школа была, ее основателем в свое время стал Сергей Мергелян. В период независимости, когда финансирование науки резко сократилось, развивать это направление было выгодно, появились западные инвестиции, не требовалось больших материальных вложений, дорогих установок, оборудования. Достаточно было просто привезти в Армению несколько вычислительных комплексов и обеспечить удаленный доступ к математическим ресурсам. Это несравнимо с физикой, в которой даже благополучные страны не могут обеспечить передовые исследования только своими силами, поэтому эта наука развивается в кооперации. Молодые и одаренные стали уходить в более благополучную область, которая получала зарубежную финансовую поддержку.
- То есть вы считаете, что у нас практически не было перспектив развития физики?
- Если не обеспечить исследованиям в области физики приоритетное финансирование, то серьезные результаты смогут получать в основном теоретики, которые не нуждались в дорогостоящем оборудовании, или те, у кого есть возможность проводить исследования в хорошо оснащенных зарубежных научных центрах. Физика стала терять привлекательность, этому способствовало и отсутствие госзаказа на исследования.
- Наверное, это объясняется тем, что у государства не было и нет четких приоритетов.
- Правда, в последнее время финансирование и оснащение науки несколько улучшилось, но этого недостаточно, чтобы получать серьезные результаты. А когда средств мало, надо в первую очередь финансово поддерживать наиболее актуальные направления. Пора, наконец, понять, что тех денег, которые выделялись на науку в СССР, уже не будет, но, если государство не станет поддерживать развитие технических направлений, что без физики в принципе невозможно, мы не сможем заниматься военными разработками. Более того, солдат, которого плохо учили физике в школе, просто не сможет пользоваться современным оружием, даже если оно у нас будет. И что еще очень важно - надо создавать научные учреждения, занимающиеся военными разработками, чего по непонятным причинам не делается.
- Предположим, этот вопрос как-то решится. У науки появятся перспективные предложения для военных?
- Конечно, такие предложения не исключаются, но вообще в этой сфере действует другой принцип. Военные делают заказы, ставят задачи перед учеными, которые их выполняют. В советские годы армянские ученые прекрасно справлялись с такого рода задачами, справятся и сегодня, если будет заказ. Что же касается научных кадров, необходимых для выполнения такого рода работ, то они, несомненно, быстро появятся, если будут востребованы. Законы рынка работают повсеместно.
- А все-таки, что делать со школой, с которой начинается подготовка специалиста?
- Тревожное состояние школы – проблема не только Армении. Она достаточно остро стоит и в развитых странах. Многое зависит от состояния общества, его ценностей. Не стану утверждать, что в советской школе было все идеально. И тогда были и учителя разного уровня, и ученики, которые не имели глубоких знаний. Но то, что в те годы качество образования, кругозор, уровень интеллектуального развития были значительно выше, не вызывает сомнений. И тут мы снова возвращаемся к вопросу приоритетов. В те годы знания, образованность, высокий профессионализм не просто ценились обществом, но и были гарантией достаточно высокого социального статуса и материального благополучия. Многие взаимосвязи не всегда очевидны, но если завтра общая ситуация в стране и обществе нормализуется, то в школах станут намного лучше учить, а школьников, стремящихся к глубокому овладению знаниями, будет значительно больше, что, кстати, сделает профессию педагога более привлекательной.
- Конечно, сегодня систему среднего образования благополучной трудно назвать, однако у нас все-таки есть хорошие школы, но они дорогие и доступны далеко не каждой семье…
- Нужно создавать специализированные колледжи. Причем, важно учесть, что одаренные дети рождаются и в мало обеспеченных семьях, и в отдаленных селах, поэтому государство должно обеспечить им бесплатное обучение и проживание в интернатах, а те, кто не наделен особыми данными, но все же хочет учиться в специализированной школе или колледже, могут быть приняты туда на платной основе. Вложения в одаренных окупятся. Государство должно не только обеспечить этим детям возможность бесплатно получить хорошее образование, но и сопровождать их в дальнейшем, предоставлять им какие-то льготы и т.д. Самое дорогое – это таланты. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от них. Я учился в физ.-мат. школе им. Шагиняна и до сих пор с благодарностью вспоминаю то время, которое сыграло в моей жизни очень важную роль.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.