ОН ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ВЗЯЛСЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК ДРУГИЕ ЗАНЯТЫ ЗВУКОПРЕДСТАВЛЕНИЕМ
В начале девяностых преподавателям одной из ереванских школ стали неожиданно приходить надбавки к зарплате, а вышедшим на пенсию учителям – к пенсии, и это помогло им пережить трудные времена.
Примерно в то же время сотрудникам одного из московских финансовых учреждений выпало денежное вознаграждение, дважды превышавшее то, что было обещано ранее. Премиальные достались всем – от уборщицы до топ-менеджеров. Получить свою часть руководителю компании было неинтересно – деньги выплачивались не от прибыли, а из собственного кармана. И в том, и в другом случаях речь идет о человеке, который не говорит, а делает: помогает учителям школы, в которой учился, и сотрудникам компании, которой руководил.
КТО ТОЛЬКО НЕ ПРИЗЫВАЛ ПОДДЕРЖАТЬ РАССТРЕЛИВАЕМЫЙ В УПОР КАРАБАХ переездом в Степанакерт, однако, приехали единицы, а самый узнаваемый из приехавших - Рубен Варданян. Он не только переместился из одной географической широты в другую, а возглавил дело спасения карабахцев, что не обязательно получится, но он по крайней мере взялся. Опыт работы есть, связи в мировых кругах (деловых, политических) тоже, бойцовский характер на лице. «Я рад, что вокруг моей персоны такой интерес»,- признался Варданян.
С другой стороны: «Рубен Варданян должен покинуть Нагорный Карабах»,- заявил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. Следовало ожидать. «Это означает, что я делаю все правильно для народа Арцаха и нашей страны», - откликнулся на байрамовскую ноту протеста глава правительства Карабаха..
Варданян сказал - Варданян сделал. Насчет реальных шагов другой части армянства пока одно звукопредставление, но по мне уж лучше молчать, чем замахиваться и замереть. Конечно, представлять дело так, будто по свободной тогда Лачинской дороге из Еревана в Степанакерт потянутся длинные обозы с переселенцами, так никто не думал, помочь требовалось не количеством, а представительством.
Политики, бизнесмены, те, кого причисляют к интеллектуалам, звонкие имена, в известном смысле цвет нации – в Арцахе ждали их, а не работяг с мозолями на руках, а они не приехали. В лучшем случае челночные наезды, которые трудно признать продуктивными - вот что происходило по обе стороны теперь уже перекрытой непонятно как долго границы. Сто двадцать тысяч глаз, смотревших с надеждой – с одной стороны, и во много раз больше стыдливо потупивших взор – с другой. Стыд и позор.
Говорят, «это всегда так». Вообще-то «как всегда» было не всегда. На памяти многих из нас времена, когда суетливо искали в себе карабахские корни, а если не корни, то хотя бы хоть какое родство, а если и этого не находили, то все равно искали.
Но тут нюанс. Перебор с равнением на Степанакерт родил чувство превосходства карабахских над некарабахскими, двум карабахским президентам не удалось (или не захотелось) увидеть очевидный перекос. Никогда не поздно сделать то, что лучше сделать поздно, чем никогда, хотя лучше всего сделать вовремя. Не сделали.
Сейчас не время разгребать старые обиды, надо увидеть, осознать и действовать. А лучше всего обратиться к рекомендации Варданяна корреспонденту ВВС. - Я советую Вам приехать сюда, и поймёте, как это важно, когда вы окружены десятимиллионным государством, которое имеет огромные деньги, много оружия, а мы имеем всего сто двадцать тысяч человек с тридцатью тысячами детей, которых нужно защитить, и у нас две тысячи российских солдат….».
ПРИЕДЕТ КОРРЕСПОНДЕНТ ВВС В АРЦАХ - НЕ ПРИЕДЕТ – ЭТО НИЧЕГО НЕ РЕШАЕТ, решил бы массовый, сметающий все барьеры, сокрушающий, как ледоход, переезд армян в Карабах, а этого нет. На кого жалуется, чем недоволен Ереван, претендующий на звание «умного города»?
Умного карабахца я встретил в начале девяностых, когда приехал в Степанакерт в его первое тревожное время. То, что он сказал один к одному сходится с тем, что говорит Рубен Варданян сегодня.
«Мы понимаем и принимаем, что будем жить бок о бок, но мы будем отдельной территорией, отдельным государством, будут отдельные правила и законы, поскольку мы – демократическая страна, здесь было избрано четыре президента, мы не видим себя частью Азербайджана, но мы уважаем, что будем жить в одном регионе, и нам нужно найти способ, несмотря на все трудности, найти такое решение, которое будет приемлемо для обеих сторон».
С тем, что говорил мой давний степанакертский собеседник сошлось как две половинки разорванной купюры. Где вы тут видите экстремизм, где азербайджанофобия, не говоря уже о терроризме?
Требовать от армян Армении, а, тем более, армян всего мира, ринуться в Арцах и встать с карабахцами плечом к плечу – утопия, речь о знаковых политиках, известных бизнесменах, узнаваемых в мире деятелях культуры, литературы и искусства Армении. Тут надо либо встать рядом (в буквальном смысле) с подбитым Карабахом, либо перестать сотрясать воздух духоподъемными заявлениями. Потому что пока то, да се Арцаха может и не стать, а дальше и Армении тоже.
- Вы никуда отсюда не уедете – таков Ваш мессидж? – спросил корреспондент ВВС Рубена Варданяна.
- Скажу, что я здесь останусь с моим народом, с чем бы мы ни столкнулись, столкнемся вместе. Да! – ответил Варданян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-11 11:04
Накал политических страстей в Армении порой переливается за край разумного, вынуждая людей искать смысл жизни. Но только с годами начинаешь понимать, что он заключается в самой жизни. Ниже заметки о том, что по этому поводу думают и говорят наши современники, и не только.
-
2024-10-18 10:29
Ни одно современное государство, ни одна армия, а тем более гражданское население без энергетики существовать не могут. Сегодня эти трудности переживает Украина. Власти страны вынудили свой народ идти путем, который ни к чему хорошему не приведет.
-
2024-09-17 10:35
Самый что ни на есть на сей час прифронтовой аэропорт Армении находится в армянском Берде на расстоянии протянутой руки от Азербайджана и в 20-25 минутах полета до Еревана. В былые времена в случае чего самолеты могли садиться на ближайшие к ним ВПП (взлетно-посадочная полоса) в Акстафе, Далляре, Гяндже (Азербайджан), а также Марнеули и Вазиани (Грузия). В трех названных первыми аэродромах армянские самолеты сегодня садиться не могут. Больше того, в силу сложившихся отношений с Баку аэропорт в Берде трудно считать безопасным, даже если с той стороны взлетной полосы в этот час не стреляют. Стрельнут в следующий.
-
2024-08-28 10:27
Беженцев-украинцев по числу населения сегодня почти с три Армении. Если Киев не возьмется за ум, может случиться, что сравнение громадной по территории Украины с крошечной по сравнению с ней Арменией тоже станет возможным. Судя по атаке ВСУ на Курск, "взяться за ум" Киев не собирается. Утром 6 августа украинские военные начали наступление на территории Суджинского района Курской области. Зачем это было нужно Киеву именно сейчас и чего он добивается?