Последние новости

КТО БОИТСЯ СБЛИЖЕНИЯ ИРАНА С АРМЕНИЕЙ?

Начало февраля 2023 года в Закавказье выдалось не самым спокойным. Помимо традиционных взаимных обвинений Армении и Азербайджана, определённые силы в Закавказье стали делать всё для того, чтобы регион превратился в арену противостояния с участием стран, граничащих с ним.

К ТАКОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ провокацию азербайджанских СМИ, заявивших о том, что якобы Армения и Иран готовят нападение на Азербайджан. И хотя азербайджанская провокация была официально опровергнута Арменией, следует признать, что некие силы боятся сближения Ирана с Арменией. Кто именно и по каким причинам не хочет развития сотрудничества Тегерана с Ереваном?

Частично ответить на эти вопросы помогут недавние события. 9 февраля посол Ирана в Армении Аббас Бадахшан Зохури сделал ряд важных заявлений и принял участие в конференции, посвящённой армяно-иранским отношениям. Так, во время конференции иранский посол заявил:

«Армения и Иран — соседи, были и будут соседями. Конечно, заметны какие-то хитрые уловки, говорят о каких-то так называемых коридорах, о каких-то действиях, но Иран и Армения не позволят создать такой коридор… Нам нужно рассмотреть, какие новые шаги мы можем предпринять. Мы не должны ждать новых идей, например насчёт открытия какого-либо коридора, и лишь потом решать, какую позицию нам занимать».

Под коридором Зохури имел в виду так называемый Зангезурский коридор, продвигаемый Азербайджаном и Турцией. Этот коридор по планам Баку и Анкары должен пройти через армянский Сюник, чтобы соединить Нахичеванскую автономию с остальным Азербайджаном. Что особенно важно, так это стремление турецко-азербайджанского тандема сделать «Зангезурский коридор» экстерриториальным и неподконтрольным Армении. А поскольку в городе Капан в Сюнике в 2022 году было открыто генеральное консульство Ирана, то получается, что у Исламской Республики слова не расходятся с делами.

Логика иранских властей в случае с Сюником и всей Арменией вполне понятна. Современные турецкие и азербайджанские политики вслед за своими предшественниками считают этнографическую Восточную Армению (это как раз территория современной Республики Армении) препятствием, мешающим их экспансии в тюркские регионы России и Ирана. Кроме того, независимая Армения не позволяет турецко-азербайджанскому тандему полностью окружить Иран тюркско-суннитским кольцом. А политика турецко-азербайджанского тандема свидетельствует о том, что он не отказался от подобных планов. Иран окружают: Азербайджан, где господствует антиперсидский тюркский национализм и продвигается суннизм, Турция, иракские арабы-сунниты, традиционно ориентирующиеся на Анкару, арабские монархии Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ), Пакистан, Афганистан (не будем забывать об узбеках и таджиках-суннитах) и Туркмения.

Поэтому сухопутная граница с Арменией жизненно важна для Ирана. Не менее важным для Ирана являются и армяно-азербайджанские отношения. Комментируя отправку наблюдательной миссии ЕС в Армению, Зохури заявил:

«Конечно, другие страны могут внести свой вклад в плане обеспечения безопасности и мира в регионе, но решение проблем с участием стран региона может обеспечить безопасность и мир, которые будут основаны на диалоге и дискуссиях».

ФАКТИЧЕСКИ ИРАНСКИЙ ПОСОЛ ДИПЛОМАТИЧНО РАСКРИТИКОВАЛ участие Европейского союза в попытке урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Данная позиция не лишена оснований. Европейский союз и его участники активно развивают экономическое и энергетическое сотрудничество с Азербайджаном, а, по признанию Ильхама Алиева, в 2022 году европейские страны не предприняли никаких серьёзных мер для защиты Сюника (см. Звёздный час Азербайджана: Алиев спешит установить гегемонию в Закавказье). То есть миссия ЕС будет либо бесполезной для Армении, либо опасной для безопасности Ирана, который рассматривается европейскими странами в качестве противника.

Говоря же о союзниках Израиля, Зохури отметил:

«Иран может дать пощёчину маленьким странам, которые создают такие ситуации, но Тегеран спокойно предпринимает свои действия, мы не хотим провоцировать напряжённость».

Нетрудно догадаться, что речь шла об Азербайджане, имеющем союзнические отношения с Израилем и готовым быть антииранским плацдармом. Тогда же иранский посол постарался привлечь армянскую общественность на сторону Ирана и палестинцев:

«Они оккупировали территорию палестинцев и выгнали их со своей родины. Знаю, что на этих территориях есть армянские церкви, которые Израиль также захватил. 43 года они борются, чтобы нанести вред Ирану. Во время последних протестов в Иране более 100 террористических группировок были сконцентрированы на границе».

Наконец, Зохури деликатно упомянул сотрудничество Ирана и Армении в военной сфере:

«Если нужно было, скажем, министру обороны Армении что-либо озвучить, он бы это сделал. То же самое касается заявлений чиновников Ирана. Не хочу говорить больше того, что говорят руководители оборонных ведомств, чтобы не дать возникнуть другим волнам. Публикация информации в СМИ о военной сфере не отвечает интересам Армении и Ирана. Не спешите, история всего коснётся… Если есть вопросы, которые не должны раскрываться, то так и нужно делать. Для СМИ это может быть интересно, и если я коснусь каких-то вопросов, то может повыситься интерес, но лучше ограничиться той информацией, которая есть. Важно не навредить политике Ирана, которую он проводит в региональных вопросах».

Возможно, что Иран всё же не отвергает саму возможность военного сотрудничества с Арменией.

Тем не менее далеко не все в Армении желают укрепления связей с Ираном. Так, 11 февраля депутат Национального собрания Армении от оппозиционной фракции «Айастан» Андраник Теванян сделал весьма интересную запись в социальной сети:

«Статус первого лица власти так и не изменил принципов и стиля работы бывшего редактора газеты Никола Пашиняна… Накануне газета „Айкакан жаманак“ Пашиняна опубликовала неподписанный материал, который был озаглавлен как „Иран не против размещения на армяно-азербайджанской границе наблюдателей ЕС или французских жандармов — посол“. Целью размещения этого фейкового заголовка было то, чтобы впарить читающим новости лишь по названиям и фотографиям, будто посол Ирана в РА Аббас Бадахшан Зохури сказал подобное. Между тем как это — ложь. Посол подобного заявления не делал. В результате пражского процесса Никол Пашинян признал Арцах (армянское название Нагорного Карабаха. — П. М.) частью Азербайджана и превратил Армению в арену геополитического столкновения. Приглашение наблюдателей от ЕС умещается в сценарий этого столкновения, о чём открыто заявляет Россия. Из РФ в жёсткой форме, а из Ирана — на дипломатическом языке периодически показывают, что против вовлечения Запада и что проблемы Южного Кавказа должны решаться посредством стран самого региона. Вхождение наблюдателей от ЕС в Армению не нравится нашим стратегическому союзнику РФ и дружественному Ирану. Пашиняну об этом известно, но у него есть обязательства, и он их выполняет, чтобы суметь впоследствии обеспечить свою личную безопасность… Сегодня я был приглашён и участвовал в мероприятии, посвящённом 44-летию Исламской революции в Иране.

НА ВОПРОС О ТОМ, ПРИНАДЛЕЖАТ ЛИ ЕМУ СЛОВА, приведённые от его имени в заголовке газеты „Айкакан жаманак“, посол ИРИ ответил отрицательно. Аббас Бадахшан Зохури сказал, что он сам тоже видел подобный заголовок и это не соответствует реальности. „Я сказал, что проблемы между странами региона должны решаться с участием самих стран региона. Что касается того, что я якобы заявил, что Иран не против размещения на армяно-азербайджанской границе наблюдателей от ЕС или французских жандармов, то я подобные предложения не использовал“, — сказал в беседе со мной посол Ирана в РА. Во избежание недопонимания я уточнил вопрос на трёх языках (армянском, английском, фарси — с помощью переводчика) и получил от посла тот же ответ: он такого не говорил, то есть не заявлял, что Иран не против размещения на армяно-азербайджанской границе наблюдателей ЕС или французских жандармов и приписываемые ему газетой „Айкакан жаманак“ слова не соответствуют реальности. Исходя из соображений этики, я проинформировал посла, что, с его разрешения, опубликую данную часть нашего разговора. Он ответил, что не против. Итак, властный агитпроп попался на очередной лжи».

То есть мы видим, что если заместитель министра иностранных дел Армении Ваан Костанян выступает за налаживание армяно-иранских отношений, то премьер-министр Пашинян откровенно хочет увести Армению на Запад с помощью нормализации отношений с Турцией и Азербайджаном, одновременно поссорившись не только с Россией, но и с Ираном.

Такая позиция Пашиняна откровенно противоречит интересам самой Армении. В резонансном материале издания Al-Monitor, опубликованном 31 января, приводятся слова заведующего кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета Вардана Восканяна:

«Мы много заимствовали из Ирана. Армения — это музей древнего средневекового Ирана… Иран — единственная страна, которая поддержала нас экономически, когда Турция закрыла границу… Нельзя доверять Западу. Они помогут Армении только тогда, когда она станет ещё одной Украиной для России. Они помогут нам только в том случае, если Армения станет антииранской».

К его словам следует добавить, что Иран является страной, которая не только заинтересована в сохранении Армении, но ещё имеет с ней общую границу. Россию от Армении отделяет Грузия, которая сильно зависит от турецко-азербайджанского тандема и не будет отстаивать Сюник.

Что касается роли Запада, то заявления Восканяна можно обосновать с помощью фактов. В 2022 году президент США Джо Байден в очередной раз продлил отмену 907-й поправки (см. США лгут: Россия не блокировала Нагорный Карабах), а в ноябре 2022 года представитель Госдепартамента Нед Прайс в контексте отношений с Ираном заявил о поддержке Азербайджана (см. США хотят руками Азербайджана развалить Иран, разгромить Армению и ослабить Россию). И это не говоря уже о том, что за недавней активизацией военного сотрудничества между Вашингтоном и Баку последовали запуск Азербайджаном и Турцией кампании по превращению Армении в Западный Азербайджан (см. Турция не против превращения Армении в Западный Азербайджан) и визит турецких депутатов в Азербайджан, откуда они угрожали Ирану из-за «Зангезурского коридора» (см. Антизападная риторика Турции не отменяет её планов в отношении Армении и Ирана).

В СВЯЗИ С ЭТИМ СТОИТ ОТМЕТИТЬ и определённое изменение позиции Ирана в отношении карабахского конфликта. Так, в конце декабря 2022 года в эфире одного из иранских телеканалов выступила по карабахской тематике на фарси иранист Жанна Варданян, что привело в бешенство Азербайджан и его агентуру в Иране. Не менее интересным является и другое событие. С 26 по 30 января 2023 года в Иране по приглашению Епархиального совета Тегеранской епархии Армянской апостольской церкви находились с визитом защитник прав человека (омбудсмен) непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Гегам Степанян и депутат от оппозиционной фракции «Айастан» Аспрам Крпеян. Заметим, что если бы визит Степаняна и Крпеяна был бы нежелательным, то иранские власти их просто не пустили бы.

Примечательно, что оба визитёра 27 января приняли участие в митинге в поддержку Карабаха на территории тегеранской церкви Святого Саркиса, на который пришли тысячи граждан Ирана армянской национальности. Характерно, что на митинге также выступили глава Тегеранской епархии архиепископ Сепух Саркисян и глава Карабахской епархии архиепископ Вртанес Абрамян. Отмечается, что после митинга Степаняна и Крпеяна принял тегеранский архиепископ, причём на этой встрече присутствовали депутаты иранского парламента армянской национальности. Остальная часть визита состояла из посещения организаций и учреждений армянской диаспоры Ирана.

За этим событием скрывается стремление Ирана скорректировать свою политику в Закавказье, с учётом враждебной политики Азербайджана. Иран не признавал независимость Нагорно-Карабахской Республики, но и не поддерживал силовое решение карабахского конфликта, как того желали Азербайджан и Турция. Более того, в отличие от турецко-азербайджанского тандема, Исламская Республика Иран не смешивала карабахский конфликт с отношением к Армении и армянам. Похоже, что новые реалии заставили Иран стараться действовать профессионально, работая в целом с армянским обществом, а не только с властными кругами Армении, среди которых слишком много евроатлантистов.

Таким образом, на поверку оказывается, что противниками сближения Ирана с Арменией являются страны Запада (прежде всего США), турецко-азербайджанский тандем и армянские евроатлантисты, готовые ради личной выгоды превратить Армению в антироссийский и антииранский плацдарм.

Петр МАКЕДОНЦЕВ

eadaily.com

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ