Последние новости

Сергей МАРКЕДОНОВ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ МЕНЮ ТУРЦИИ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ

Нынешние попытки нормализации армяно-турецких отношений имеют несколько отличительных черт в сравнении с предыдущими процессами, тем не менее они не отменяют фундаментальных подходов Турции в отношении Армении.

ТАКОЕ МНЕНИЕ ВЫРАЗИЛ В СВОЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ российский политолог Сергей Маркедонов, комментируя переговоры глав МИД двух стран Арарата Мирзояна и Мевлюта Чавушоглу в Анкаре.

Как пишет эксперт, и в канун встречи, и сразу после неe в СМИ не было недостатка в оптимистических комментариях, а спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу Тойво Клаар даже назвал визит Арарата Мирзояна в Анкару "историческим". Но переговоры завершились и, кроме очередных заявлений о "стремлении" к полному открытию сухопутной границы и установлению дипломатических отношений, публика ничего не услышала.

Тем не менее визит Мирзояна радикально отличался от его прошлогоднего посещения Турции (армянский министр в марте 2022 г. участвовал в дипломатическом форуме в Анталии – ред.). Маркедонов напоминает, что страна пережила страшное землетрясение, событие, которое вместило в себе и человеческую трагедию, и социальные бедствия, и общественно-политические вызовы. В этих условиях Ереван не стал отмалчиваться, в соседнюю страну были отправлены гуманитарные грузы и спасатели. И жесты со стороны Еревана были позитивно восприняты и в Анкаре.

"Эмоционально-психологический фон - важное условие для успешных переговоров, достижения взаимовыгодных компромиссов и уступок. Однако в политике только этим все не определяется. Армения и Турция – соседи. Нормализация для них – не роскошь, а важнейшее условие для безопасности и развития. Но на сегодня между государствами нет дипотношений, зато есть фактически закрытая границы и многолетняя традиция взаимной вражды", - замечает Маркедонов.

Политолог проводит небольшой исторический экскурс касательно попыток примирения. Так, первые попытки были сделаны сразу же после распада СССР. В июне 1992 года первый президент Левон Тер-Петросян встретился с тогдашним премьер-министром Турции Сулейманом Демирелем. Казалось бы, с завершением "холодной войны", исчезновением идеологической конфронтации Запада и Востока у Еревана и Анкары появляется шанс. Но в реальности одни проблемы ушли, а другие появились. И наряду с трагическими страницами истории первой четверти ХХ века Армению и Турцию развели по разные стороны актуальные события - военные столкновения в Нагорном Карабахе.

"Вторая волна" нормализации в 2008 - начала 2010 гг. во многом и была попыткой отделить собственно армяно-турецкую повестку от армяно-азербайджанской.

"Не вышло! Да и как бы могло выйти, если в Турции численность азербайджанцев оценивается в 3 миллиона человек. Это и избиратели, и активные граждане, фактор не только большой геополитики, но и внутриполитический сюжет", - отмечает политолог.

"Третья волна" нормализации стартовала в 2021 году и продолжается сегодня. В чем же ее принципиальное отличие от двух предыдущих?

"Первая проходила в условиях, когда Турция (именно как республика, а не Османская империя) возвращалась в кавказскую геополитическую игру. Осторожно и на ощупь. Вторая была в условиях старого карабахского статус-кво (1994-2020), когда Армения могла какие-то условия если не диктовать, то хотя бы выдвигать. Сегодня Турция "ногою твердой" стала на Кавказе, а после катастрофического поражения Армении во второй карабахской войне она считает себя вправе диктовать правила игры. И здесь иллюзий не нужно", - пишет политолог.

Он убежден, что любые самые гуманные (и оправданные именно в силу человеческого содержания) жесты Армении не отменят турецкой "наступательности". Анкара не откажется ни от поддержки Баку, ни от увязки условий нормализации и примирения с Арменией с армяно-азербайджанским мирным процессом. Все это в геополитическом меню Турции останется.

Sputnik Армения

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ