КАК НАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?
Впервые господином меня назвала девушка из секретариата премьер-министра при еще остающейся, но уже дышащей на ладан советской власти.
- Господин Баблумян? – сказала она в телефонную трубку.
- Вроде бы… – смутился я с непривычки.
ДЕВУШКА НА ТОМ КОНЦЕ МОЮ НЕЛОВКОСТЬ РАЗДЕЛИЛА, из чего следовало: ей в диковинку так говорить, мне – слышать. Но, кажется, наступало время привыкать.
Раньше, когда приводилось общаться с иностранцами, обращение «господин» особых усилий не требовало. Прежде всего потому, что так называли мы их, а не они нас, тем более, не мы друг друга. Но это было очень давно. И если б за прошедшие годы случились какие-нибудь перемены! Нет, на господ не тянем и сегодня, да и потянем ли завтра!
Теперь уже понятно: большинство тех, кто из категории «товарищ» перескочил в категорию «господин», новой ипостаси не соответствует. Тем не менее господ по форме тьма, это по существу совсем ничего, самая малость, величина, стремящаяся к нулю.
Всмотритесь в лица, вслушайтесь в речи, понаблюдайте за манерами большинства отшагавших за рюкзаком по пыльным дорогам сограждан: депутатов, министров всяких дел, советников непонятно чего – что в них от господ?
А вот что от депутата парламента Армении, представляющего блок «Армения» Агвана Варданяна. Сказано восьмого февраля в беседе с журналистами.
«Я бы предложил вам поставить рядом фотографии тех, кто задает вопросы, написать их имена, и вы увидите картину всей этой трагедии. Андраник Кочарян, Гурген Арсенян, Арпи Давоян, Ваагн Алексанян, Овик Агазарян. Поставьте эти фотографии рядом друг с другом, посмотрите на тех, кто сегодня является лицом власти, ее представителями, а их мышление…».
Можно поступить и иначе, смотреть не на фото, а положение позвоночников, когда с ними разговаривает Пашинян, и те же позвоночники, когда Пашинян входит в зал заседаний министров. В первом случае несущий элемент скелета сгибается по пояс, во втором – вертикалью устремляется ввысь.
Некоторая путаница при переходе от «товарища» к «господину» возникла из-за того, что многие посчитали, будто «господин» и «барин» - это одно и то же. Что они, «их превосходительства», или «их благородия», будучи близнецами-братьями с Шариковым из «Собачьего сердца» на самом деле имеют какое-то превосходство.
И тогда получается как с первым после распада советской власти авиационным начальником Армении, повелевшим командиру воздушного судна прилюдно, посреди полета, на высоте восьми тысяч метров снять с себя штаны. (А еще сей господин прославился тем, что принуждал стюардесс распевать в небе гимн Армении, спасибо хоть не голышом.)
Здесь я опять возвращаюсь к наблюдениям из далекого прошлого и увожу читателя во времена, когда, на армянский берег стали высаживаться первые репатрианты. Поначалу казалось: ничего особенного, люди как люди, и все у них как у нас, разве что коверкают на свой лад армянские слова, за то и удостоились прозвища «ахпар».
Они привыкали к нам, мы привыкали к ним, но вот какая штука. Прошло десять лет, потом двадцать, потом еще десять, а их, приезжих, все равно, было легко выделить из общей массы и безошибочно признать ахпарами. Знаете почему? Выдавала неистребимая благожелательность, вежливая улыбка и чувство собственного достоинства как обязательное условие для каждого уважающего себя человека, а это и вырабатывает особый взгляд (в чисто офтальмологическом смысле) не только на жизнь, но даже на телеграфный столб. И что бы там ни говорил поэт Маяковский, у нас, у советских, ничего похожего не наблюдалось.
Для тех, кто не знает: на нашу советскую родину возвращались не миллиардеры калибра Гюльбекяна и Алека Манукяна, а небогатый, большей частью ремесленный люд. Парикмахеры, повара, портные, официанты, мастера-мебельщики и т. п., не удивлявшиеся, однако, если к ним (шутки ради) обращались «господа», и с трудом привыкавшие к обиходному «товарищ».
В принципе ничего нового. История, знакомая по временам, когда люди делились на «совтуристов» и «интуристов». Интуристы были открыты и приветливы, совтуристы суровы и неприступны, как герои подпольного обкома партии.
А вообще-то, какая разница как нас теперь называть? Нагляделись и на придурковатых господ в «Мерседесах» и «Бентли», якобы, из сословия вельмож. Видим за рулем «Ниссан» эконом-класса и нормальных во всех отношениях людей.
Главное ведь не в том, как друг к другу обращаться, а в том, кто мы есть по существу, каковы на самом деле. А люди, как показывает жизнь, большей частью расположены к открытости, добру и состраданию. На том и стоим!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-01 10:31
Обмануть народ удается лишь тогда, когда он готов обманываться. Сегодня отделить правду от неправды Армении предстоит не только по повестке текущего времени, но и, оглядываясь на прошлое, в частности, на Великую Отечественную войну и свое место в ней. Чем ближе 9 мая, тем больше колкостей, подножек и несуразностей вроде, «Россия помогла Америке победить во Второй мировой войне, отдав победе 60 миллионов жизней».
-
2025-02-01 10:41
Чем чаще летаешь, тем меньше слушаешь инструктаж бортпроводников о том, как себя вести и что делать, если с самолетом что-нибудь произойдет. Тебе говорят, показывают, объясняют, ты, сосредоточившись на внешних данных девушки, пропускаешь нужное мимо, тем не менее, пристегиваешься, держишь шторки иллюминаторов открытыми, а ту кладь, что лежит в ногах, убираешь под кресло. Взлет-полет-посадка – все проходит в штатном режиме. И слава Богу! К чему тогда разговор? К «мелочам», к так называемому человеческому фактору, к халатности, глупости, самонадеянности, из-за которых то и дело происходят не просто неприятности, но и трагедиям.
-
2024-12-21 10:27
Оказалось, когда Максим Галкин, Чулпан Хаматова, Рената Литвинова, не говоря уже об Алле Пугачевой, не в России, жизнь в стране не останавливается. Пошумели, пообсуждали и не то чтобы забыли, но вспоминают все меньше и меньше. Приходится о себе напоминать, а это для персон звездной величины смерти подобно. Уехавшие не любят Путина. Их право. После президентских выборов в США несколько тамошних знаменитостей, Феррер, Шерилин Саркисян, больше известная как Шер, Софи Тернер - тоже не фанаты Дональда Трампа, заявили о своем намерении собрать вещи и покинуть страну. Их воля.
-
2024-12-07 11:01
Горькие размышления о стирании памяти Предложив отныне и навсегда не называть разливаемый в Армении коньяк армянским, Никол Пашинян задел одну из самых тонких струн армянской души, но с точки зрения формальной логики он безусловно прав. С позиций правил международной торговли тоже. Тогда дело в чем?