Последние новости

КАК НАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?

Впервые господином меня назвала девушка из секретариата премьер-министра при еще остающейся, но уже дышащей на ладан советской власти.

- Господин Баблумян? – сказала она в телефонную трубку.

- Вроде бы… – смутился я с непривычки.

ДЕВУШКА НА ТОМ КОНЦЕ МОЮ НЕЛОВКОСТЬ РАЗДЕЛИЛА, из чего следовало: ей в диковинку так говорить, мне – слышать. Но, кажется, наступало время привыкать.

Раньше, когда приводилось общаться с иностранцами, обращение «господин» особых усилий не требовало. Прежде всего потому, что так называли мы их, а не они нас, тем более, не мы друг друга. Но это было очень давно. И если б за прошедшие годы случились какие-нибудь перемены! Нет, на господ не тянем и сегодня, да и потянем ли завтра!

Теперь уже понятно: большинство тех, кто из категории «товарищ» перескочил в категорию «господин», новой ипостаси не соответствует. Тем не менее господ по форме тьма, это по существу совсем ничего, самая малость, величина, стремящаяся к нулю.

Всмотритесь в лица, вслушайтесь в речи, понаблюдайте за манерами большинства отшагавших за рюкзаком по пыльным дорогам сограждан: депутатов, министров всяких дел, советников непонятно чего – что в них от господ?

А вот что от депутата парламента Армении, представляющего блок «Армения» Агвана Варданяна. Сказано восьмого февраля в беседе с журналистами.

«Я бы предложил вам поставить рядом фотографии тех, кто задает вопросы, написать их имена, и вы увидите картину всей этой трагедии. Андраник Кочарян, Гурген Арсенян, Арпи Давоян, Ваагн Алексанян, Овик Агазарян. Поставьте эти фотографии рядом друг с другом, посмотрите на тех, кто сегодня является лицом власти, ее представителями, а их мышление…».

Можно поступить и иначе, смотреть не на фото, а положение позвоночников, когда с ними разговаривает Пашинян, и те же позвоночники, когда Пашинян входит в зал заседаний министров. В первом случае несущий элемент скелета сгибается по пояс, во втором – вертикалью устремляется ввысь.

Некоторая путаница при переходе от «товарища» к «господину» возникла из-за того, что многие посчитали, будто «господин» и «барин» - это одно и то же. Что они, «их превосходительства», или «их благородия», будучи близнецами-братьями с Шариковым из «Собачьего сердца» на самом деле имеют какое-то превосходство.

И тогда получается как с первым после распада советской власти авиационным начальником Армении, повелевшим командиру воздушного судна прилюдно, посреди полета, на высоте восьми тысяч метров снять с себя штаны. (А еще сей господин прославился тем, что принуждал стюардесс распевать в небе гимн Армении, спасибо хоть не голышом.)

Здесь я опять возвращаюсь к наблюдениям из далекого прошлого и увожу читателя во времена, когда, на армянский берег стали высаживаться первые репатрианты. Поначалу казалось: ничего особенного, люди как люди, и все у них как у нас, разве что коверкают на свой лад армянские слова, за то и удостоились прозвища «ахпар».

Они привыкали к нам, мы привыкали к ним, но вот какая штука. Прошло десять лет, потом двадцать, потом еще десять, а их, приезжих, все равно, было легко выделить из общей массы и безошибочно признать ахпарами. Знаете почему? Выдавала неистребимая благожелательность, вежливая улыбка и чувство собственного достоинства как обязательное условие для каждого уважающего себя человека, а это и вырабатывает особый взгляд (в чисто офтальмологическом смысле) не только на жизнь, но даже на телеграфный столб. И что бы там ни говорил поэт Маяковский, у нас, у советских, ничего похожего не наблюдалось.

Для тех, кто не знает: на нашу советскую родину возвращались не миллиардеры калибра Гюльбекяна и Алека Манукяна, а небогатый, большей частью ремесленный люд. Парикмахеры, повара, портные, официанты, мастера-мебельщики и т. п., не удивлявшиеся, однако, если к ним (шутки ради) обращались «господа», и с трудом привыкавшие к обиходному «товарищ».

В принципе ничего нового. История, знакомая по временам, когда люди делились на «совтуристов» и «интуристов». Интуристы были открыты и приветливы, совтуристы суровы и неприступны, как герои подпольного обкома партии.

А вообще-то, какая разница как нас теперь называть? Нагляделись и на придурковатых господ в «Мерседесах» и «Бентли», якобы, из сословия вельмож. Видим за рулем «Ниссан» эконом-класса и нормальных во всех отношениях людей.

Главное ведь не в том, как друг к другу обращаться, а в том, кто мы есть по существу, каковы на самом деле. А люди, как показывает жизнь, большей частью расположены к открытости, добру и состраданию. На том и стоим!

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЛУХОНЕМЫЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ И ГОЛОВА СТРАУСА. ЧТО ОБЩЕГО?
      2024-04-13 12:24

      Наверное, не только меня подташнивает от того, как некоторые ереванцы отвечают на вопрос об отношении к нынешней власти. Ответ звучит так: «Я политикой не занимаюсь!». Чем же вы занимаетесь, странные мои соотечественники, в то время, когда страну кусок за куском кладут на стол недругу, и вот уже совсем близко до того, когда и отдавать будет нечего, и страны уже не будет, и вместо Комитаса мугамы, а из Армении слепится еще один турецкий вилайет по имени «эрменистан». И тогда в этом эрменистане вы будете кто? Эриванцы, эрмени, турки? Как вас тогда называть?

    • ПАРУЙР СЕВАК ИЛИ КИРАНЦ-КАБАК – ЧТО СЕРДЦУ АРМЯНИНА НЫНЧЕ БЛИЖЕ?
      2024-03-30 11:24

      Говорят: «Какая власть, такой и художник». Можно иначе: «Какой художник, такая и власть». Напоминает спор о яйце и курице, в котором понять что после чего никак не можем. В нашем отдельно взятом государстве разобраться с первопричиной проще. Армянская власть в лице человечка с молотком в руке и будто вырезанной из консервной банки картой за пазухой задает тон всему, включая литературу, искусство, в целом всему тому, что относят к культуре.

    • В ТАЗ ИЛИ В НАС? ЧТО ЛУЧШЕ?
      2024-02-01 10:29

      В ереванских столовых послевоенных лет (вплоть до конца пятидесятых) можно было видеть ложки-вилки-ножи, пристегнутые цепочками к столам – чтоб не уносили с собой. Эти общепитовские заведения были класса ниже не бывает и публика столовалась в них тоже соответствующая. Голод, холод, безденежье – ничего хорошего. С другой стороны, в тех же столовых на тех же столах всегда был хлеб, а еще соль и горчица: помазал корочку горчицей, посолил, съел – вкусно, а еще вкуснее, потому что бесплатно. Хорошо!

    • «Я НЕ РАБОТАЮ, Я ПОЛУЧАЮ УДОВОЛЬСТВИЕ..»
      2023-12-14 11:15

      Перестав вспоминать людей труда и рассказывать только о ворах, авантюристах и разбойниках от бизнеса, мы рискуем остаться без ориентиров, на которые надо держать равнение. Это важно всегда, но особенно в условиях, в которых оказалась Армения. Сегодня, увы, во всех отношениях неважном.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ