КАК НАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?
Впервые господином меня назвала девушка из секретариата премьер-министра при еще остающейся, но уже дышащей на ладан советской власти.
- Господин Баблумян? – сказала она в телефонную трубку.
- Вроде бы… – смутился я с непривычки.
ДЕВУШКА НА ТОМ КОНЦЕ МОЮ НЕЛОВКОСТЬ РАЗДЕЛИЛА, из чего следовало: ей в диковинку так говорить, мне – слышать. Но, кажется, наступало время привыкать.
Раньше, когда приводилось общаться с иностранцами, обращение «господин» особых усилий не требовало. Прежде всего потому, что так называли мы их, а не они нас, тем более, не мы друг друга. Но это было очень давно. И если б за прошедшие годы случились какие-нибудь перемены! Нет, на господ не тянем и сегодня, да и потянем ли завтра!
Теперь уже понятно: большинство тех, кто из категории «товарищ» перескочил в категорию «господин», новой ипостаси не соответствует. Тем не менее господ по форме тьма, это по существу совсем ничего, самая малость, величина, стремящаяся к нулю.
Всмотритесь в лица, вслушайтесь в речи, понаблюдайте за манерами большинства отшагавших за рюкзаком по пыльным дорогам сограждан: депутатов, министров всяких дел, советников непонятно чего – что в них от господ?
А вот что от депутата парламента Армении, представляющего блок «Армения» Агвана Варданяна. Сказано восьмого февраля в беседе с журналистами.
«Я бы предложил вам поставить рядом фотографии тех, кто задает вопросы, написать их имена, и вы увидите картину всей этой трагедии. Андраник Кочарян, Гурген Арсенян, Арпи Давоян, Ваагн Алексанян, Овик Агазарян. Поставьте эти фотографии рядом друг с другом, посмотрите на тех, кто сегодня является лицом власти, ее представителями, а их мышление…».
Можно поступить и иначе, смотреть не на фото, а положение позвоночников, когда с ними разговаривает Пашинян, и те же позвоночники, когда Пашинян входит в зал заседаний министров. В первом случае несущий элемент скелета сгибается по пояс, во втором – вертикалью устремляется ввысь.
Некоторая путаница при переходе от «товарища» к «господину» возникла из-за того, что многие посчитали, будто «господин» и «барин» - это одно и то же. Что они, «их превосходительства», или «их благородия», будучи близнецами-братьями с Шариковым из «Собачьего сердца» на самом деле имеют какое-то превосходство.
И тогда получается как с первым после распада советской власти авиационным начальником Армении, повелевшим командиру воздушного судна прилюдно, посреди полета, на высоте восьми тысяч метров снять с себя штаны. (А еще сей господин прославился тем, что принуждал стюардесс распевать в небе гимн Армении, спасибо хоть не голышом.)
Здесь я опять возвращаюсь к наблюдениям из далекого прошлого и увожу читателя во времена, когда, на армянский берег стали высаживаться первые репатрианты. Поначалу казалось: ничего особенного, люди как люди, и все у них как у нас, разве что коверкают на свой лад армянские слова, за то и удостоились прозвища «ахпар».
Они привыкали к нам, мы привыкали к ним, но вот какая штука. Прошло десять лет, потом двадцать, потом еще десять, а их, приезжих, все равно, было легко выделить из общей массы и безошибочно признать ахпарами. Знаете почему? Выдавала неистребимая благожелательность, вежливая улыбка и чувство собственного достоинства как обязательное условие для каждого уважающего себя человека, а это и вырабатывает особый взгляд (в чисто офтальмологическом смысле) не только на жизнь, но даже на телеграфный столб. И что бы там ни говорил поэт Маяковский, у нас, у советских, ничего похожего не наблюдалось.
Для тех, кто не знает: на нашу советскую родину возвращались не миллиардеры калибра Гюльбекяна и Алека Манукяна, а небогатый, большей частью ремесленный люд. Парикмахеры, повара, портные, официанты, мастера-мебельщики и т. п., не удивлявшиеся, однако, если к ним (шутки ради) обращались «господа», и с трудом привыкавшие к обиходному «товарищ».
В принципе ничего нового. История, знакомая по временам, когда люди делились на «совтуристов» и «интуристов». Интуристы были открыты и приветливы, совтуристы суровы и неприступны, как герои подпольного обкома партии.
А вообще-то, какая разница как нас теперь называть? Нагляделись и на придурковатых господ в «Мерседесах» и «Бентли», якобы, из сословия вельмож. Видим за рулем «Ниссан» эконом-класса и нормальных во всех отношениях людей.
Главное ведь не в том, как друг к другу обращаться, а в том, кто мы есть по существу, каковы на самом деле. А люди, как показывает жизнь, большей частью расположены к открытости, добру и состраданию. На том и стоим!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-11 11:04
Накал политических страстей в Армении порой переливается за край разумного, вынуждая людей искать смысл жизни. Но только с годами начинаешь понимать, что он заключается в самой жизни. Ниже заметки о том, что по этому поводу думают и говорят наши современники, и не только.
-
2024-10-18 10:29
Ни одно современное государство, ни одна армия, а тем более гражданское население без энергетики существовать не могут. Сегодня эти трудности переживает Украина. Власти страны вынудили свой народ идти путем, который ни к чему хорошему не приведет.
-
2024-09-17 10:35
Самый что ни на есть на сей час прифронтовой аэропорт Армении находится в армянском Берде на расстоянии протянутой руки от Азербайджана и в 20-25 минутах полета до Еревана. В былые времена в случае чего самолеты могли садиться на ближайшие к ним ВПП (взлетно-посадочная полоса) в Акстафе, Далляре, Гяндже (Азербайджан), а также Марнеули и Вазиани (Грузия). В трех названных первыми аэродромах армянские самолеты сегодня садиться не могут. Больше того, в силу сложившихся отношений с Баку аэропорт в Берде трудно считать безопасным, даже если с той стороны взлетной полосы в этот час не стреляют. Стрельнут в следующий.
-
2024-08-28 10:27
Беженцев-украинцев по числу населения сегодня почти с три Армении. Если Киев не возьмется за ум, может случиться, что сравнение громадной по территории Украины с крошечной по сравнению с ней Арменией тоже станет возможным. Судя по атаке ВСУ на Курск, "взяться за ум" Киев не собирается. Утром 6 августа украинские военные начали наступление на территории Суджинского района Курской области. Зачем это было нужно Киеву именно сейчас и чего он добивается?