КИТАЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ПРИОРИТЕТАМИ
Похоже, КНР приходится серьезно пересматривать приоритетность совместного с Турцией проекта так называемого Срединного торгового пути. Причиной тому, конечно же, разрушительное землетрясение, а точнее – уже просматриваемая перспектива глубочайшего политико-экономического кризиса в Турции как неизбежное следствие столь масштабного стихийного бедствия. Впрочем, как уверены тюркологи, землетрясение, как таковое, явилось не причиной этого кризиса, а лишь мгновенно вскрыло фундаментальные проблемы в экономике и политической системе Турции, которые накапливались и не решались годами.
СОГЛАСНО АКАДЕМИКУ НАН РА РУБЕНУ САФРАСТЯНУ, землетрясение привело к краху мечты Эрдогана о "новой Турции", и, естественно, сузило его возможности и дальше широко маневрировать между векторами силы НАТО и России. По подсчетам на данный момент, страна понесла материальный ущерб на сумму 84 миллиарда долларов, и никто, кроме Запада, Анкаре таких денег на восстановление давать не будет. Используя эти неутешительные для турок реалии, Запад сделает все, чтобы опять втащить Турцию в орбиту своего абсолютного влияния, и Эрдогану нечего будет противопоставить этой тенденции. Следовательно, страна полностью утратит ту степень самостоятельности в мировой политике, которой добилась в последний период.
И именно это настораживает Китай. Ведь главная ценность Анкары для Пекина заключалась именно в ее готовности в недавнем прошлом минимизировать влияние США на Ближнем и Среднем Востоке и в способности в тесном сотрудничестве с азиатскими партнерами обеспечить стабильность потока китайских товаров в Европу. Речь идет как раз об упомянутом выше Срединном пути, включающим нескольких параллельных маршрутных веток по оси Китай – Пакистан – Афганистан - Средняя Азия – Азербайджан – Турция – Европа. Теперь же слабая и нестабильная Турция может просто выпасть из скрупулезно выстраиваемого Пекином глобального логистического маршрута и тем самым поставить его политико-экономическую рентабельность под больший вопрос.
Но китайская политика тем и славится, что всегда и в решении любой задачи работает над широким спектром альтернатив. В данном случае речь идет о проработке возможностей так называемого Южного торгового пути. Здесь особую активность, особенно в последние годы, проявляла Индия, вкладывая в иранскую логистическую и торгово-коммуникационную инфраструктуру (как старую действующую, так и заново выстраиваемую) десятки миллиардов долларов. Похоже, ей придется порядком потесниться, чтобы допустить китайские инвестиции в маршрут.
Ведь сейчас, когда Северный путь из Юго-Восточней Азии в Европу (Китай – Казахстан – Россия - Прибалтика) практически парализован из-за русско-украинской войны, и когда Срединный путь по причине туманности турецких перспектив теряет для Пекина свою эксклюзивность, Южный маршрут начинает приобретать статус главной торгово-коммуникационной артерии вдоль всего Евразийского континента. А основные звенья вдоль этого пути – Индийский океан – Персидский залив – Иран – Южный Кавказ (Армения, Азербайджан, Грузия) – Черное море.
КОНЕЧНО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ президента Ирана Эбрахима Раиси в КНР 14-16 февраля был запланирован задолго до нынешних событий в регионе и, в частности, в Турции. Однако на фоне постигшей последнюю катастрофы ирано-китайское сближение приобретает особую значимость и звучание. Речь идет, по сути, о победе Ирана над Турцией в скрытой, но ожесточенной борьбе за инвестиции и статус главного перекрестка, узлового центра глобальной торговой системы континента, ну и, конечно же, основного сырьевого партнера.
Для справки: согласно заявлению сторон, основной целью трехдневного государственного визита Раиси в КНР было "завершение работы над соглашением, стимулирующим китайские инвестиции в объеме 400 миллиардов долларов" (!). А ведь такой вклад в иранскую инфраструктуру – это основная часть диверсифицированных вложений Китая в собственный проект Великий Шелковый Путь. Это глубоко продуманная и нацеленная на будущее ставка на страну–партнера, которую Пекин отныне хочет видеть во главе нашего региона и в ряду своих главных геополитических союзников в мире. Поэтому предполагается, что за безопасность своих инвестиций в Иране и ради того, чтобы отгородить Тегеран от навязываемого Западом ярма, Китай будет биться всеми средствами и на всех площадках.
Тем самым мы становимся очевидцами процесса конкретизации и определенного смещения геостратегических и геоэкономических интересов одного из крупнейших мировых центров силы в нашем регионе, в прямой зависимости от которых армяно-азербайджанских конфликт, арцахская проблема и, в частности, вопрос статуса Сюника могут получить совершенно неожиданные развития.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-05 09:31
В Азербайджане набирает обороты синдром «возрождающегося рейха». Параллели с нацистской Германией более чем очевидны, причем с признаками копирования под кальку многих особенностей германо-фашистского исторического феномена.
-
2025-03-29 09:54
Мария Захарова в очередной раз озаботилась возможным «подрывом стабильности» в регионе Южного Кавказа, виновницей которого она опять назначила Армению.
-
2025-03-28 09:23
15 февраля «ГА» опубликовал статью под заголовком «Москва вновь оплачивает бакинский счет». В ней речь шла о том, как в самый разгар бакинского демарша против России стоящие близко к алиевской семье московские олигархи родом из Азербайджана получили от властей РФ ряд преференций.
-
2025-03-26 10:30
Турцию лихорадит, бросает в жар и выворачивает наизнанку. На первый взгляд можно предположить, что и до этой страны наконец-таки докатилась зараза, именуемая где «оранжевой» революцией, где революцией «роз» и «тюльпанов», а где - «бархата», «зонтов», «весны» ...