Последние новости

«В АРМЕНИИ ИДЕТ МАССОВОЕ ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ»


       Окончание. Начало здесь.

«Раньше на уровне 75-80 % в общественном мнении в Армении доминировал подход, что Россия наш самый большой друг и защитник, сегодня эта цифра на уровне 47%» - отмечает в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.

- Прошла информация, что «Амулсар» запускают и часть акций переданы государству. Всего лишь за 5 лет мы наблюдаем полную трансформацию власти, которая все делает с точностью до наоборот тому, что обещала народу, стремясь до этой власти дорваться. Не так ли?

- Касательно запуска «Амулсара» - в простонародье это называется крупной взяткой, иначе не скажешь. Есть такая старая формула: власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Ничего нового в этом я не вижу. Не в первый раз власть захватывается на популистских лозунгах, а когда она уже есть, на первый план выходят собственные личные, финансовые, шкурные интересы. Если надо запустить «Амулсар», почему бы не запустить?

Есть и второй показатель: обычно так поступает агонизирующая власть, которая видит, что ей недолго осталось, и выдирает, что успеет. Для временщиков это очень типично. Вот жил человек, никогда в жизни не думал, что его могут назначить министром, но при этом он прекрасно понимает, что может слететь со своего кресла через несколько месяцев, максимум год. Значит, все надо успеть за этот один год. Так поступает типичная власть временщиков, которая уже видит конец, и ничего не стесняется, хватает, что успеет. Плевать, что соврали народу, плевать, что не сдержали обещания, плевать, что пострадает государство – это уже второстепенно.

- И какие в связи с этим вы прогнозируете общественные процессы?

- Конечно, определенный динамический процесс идет. Многие сегодня говорят совершенно иначе, чем раньше. Появилось очень много людей, которые начали заявлять: «Я Николу голоса не отдавал». Хотя раньше они же били себя в грудь, утверждая, что кроме Никола, никто не может быть премьером.

Понятно, что недовольство властью будет возрастать как снежный ком. Проблема, однако, в том, что в таких странах, как Армения, одной только силы общественного мнения недостаточно для того, чтобы произошли серьезные политические изменения. Все-таки малые страны всегда находятся под определенным внешним управлением и во многом зависят от глобальных процессов. И сейчас многое зависит от глобального процесса, который мы наблюдаем: противостояние Россия-НАТО, война на Украине, и т.д. Кстати, очень многое от итогов этого противостояния зависит не только в Армении, но и в мире. Идет переформатирование мира, и многое зависит от того, чем оно завершится.

- Есть идеи, чем оно завершится?

- Ну какие прогнозы тут могут быть? Как может ядерная держава проиграть такую войну? Другое дело, что будет считаться победой с той или другой стороны, вот это большой вопрос - что будут оформлять как победу. Но проиграть ядерные державы не могут, потому что в самый последний момент могут запустить ядерное оружие. Очень надеюсь, что до этого не дойдет – уверен, что не дойдет.

- Как вы оценивает армяно-российские отношения на данном этапе? К России у нас объективно может быть много вопросов, но вместе с тем и много измышлений, дескать, Россия вместе с Турцией и Азербайджаном играет против Армении, сама же закрыла Лачинский коридор, то есть сама себя позорит, и т.д. Об этом день и ночь говорят так называемые эксперты на проправительственных каналах, в СМИ…

- Логики тут, конечно, нет никакой. Чем больше ложь, тем труднее ее опровергнуть. Но вот что симптоматично: я смотрел результаты соцопросов за последние полтора года. Это исследования, где всегда задаются вопросы типа: кто наши друзья, кто наши враги. Я сам много проводил таких опросов еще с 90-х годов. Постоянно, на уровне 75-80 %, в общественном мнении в Армении доминировал подход, что Россия наш стратегический союзник, дружественная страна, самый большой защитник безопасности, и т.д. Так было всегда. Плюс огромная армянская диаспора в России, почти 2,5 миллиона армян, причем большинство из них поддерживают связь с семьями в Армении, присылают деньги. Недавно наши экономисты отмечали рекордную цифру по трансфертам из России в Армению в 2022 году – около $4 мрлд. Очевидно, что связь с Россией очень тесная – историческая, культурная, духовная, экономическая, личностная. Такие связи легко не обрываются, собственно, их вообще невозможно оборвать.

С другой стороны, невозможно не обратить внимание на определенный тренд: вышеупомянутая цифра в 75-80% превратилась в 60-57%, а по результатам последних исследований она уже на уровне 47%. То есть, те антироссийские вбросы, о которых вы говорите, причем по центральным армянским каналам, просматриваемым по всей территории Армении, все-таки оказывают воздействие на общественное мнение: что во всем виноваты русские, теперь уже с турками, с Алиевым и т.д.

- Характерно, что подобная тенденция актуальна не только у нас…

- Совершенно верно. По всему миру идет такой русофобский тренд: снегопад в Нью-Йорке – русские виноваты, лифт не заработал – Путин специально подстроил. Доходит, конечно, до абсурда. При этом, в Армении тратятся колоссальные средства, чтобы эту самую антирусскую волну поднимать и расширять, насколько возможно. То есть люди работают, и работают грамотно, используют новейшие технологии, медиа-средства, делают массовые вбросы, таксистов подкупают в конце концов, чтобы они не упускали случая подискутировать на тему о том, как хорошо дружить с Турцией, и какие русские наши враги. Если Запад может $60 млрд. тратить на войну на Украине, почему 100 миллионов не бросить на то, чтобы Армения стала антироссийской? Идет мировая конкуренция, разложение однополярного мира, а мы захлебываемся в этой войне – пока что не в пользу России.

- То есть Россия в этом плане не должна вести столь инертно?

- Определенно, не должна. Понимаю, для них приоритет сегодня – украинское направление, но так можно многое профукать, это тоже неразумно. Однако для меня как социолога самое болезненное – инертность в данном случае нашей диаспоры в России. У нас же там огромная диаспора, есть очень солидные, владеющие большими средствами люди. Почему ничего не делают? Западное армянство, например, всегда было активно – в плане политики, культуры, и т.д. А где мощная богатая армянская диаспора России? Она должна быть активнее в нынешней ситуации, нельзя так безразлично взирать на происходящее.

 В Армении идет массовое переформатирование сознания, попытка поменять геополитических вектор Армении, отколоть ее от России, причем попытку эту предпринимает сама власть. Кто может поддерживать такую попытку, если не Запад и не Турция? Не сама же Россия. И так как это серьезный, финансируемый, программируемый процесс, значит и противодействие не может быть точечным, отдельным, индивидуальным. Оно должно быть по крайней мере такой же силы, такого же организационного уровня. Здесь, конечно, важно отметить один момент: Россия сама, начиная с 90-х годов, упорно шла в Европу, это же было. Вектор был однозначно на сближение с Европой, все технологии управления, всевозможные демократические структуры и прочее перенимались из Европы. Этот огромный 30-летний тренд породил целое поколение людей, которые без Европы себя не видят, не представляют себя без либеральных порядков, властей – они другое не приемлют.

- А сейчас в России идет обратный процесс?

- Причем очень быстрый. Недавно из речи Путина стало ясно, что даже болонский процесс в образовании им не нужен, они уже от него отказываются, от многих западных трендов отказываются. Понятно, что при таком откате большое число людей оказываются за бортом – армяне, русские, евреи – в данном случае национальность не имеет значения. Это объективный процесс. Когда корабль вдруг меняет курс, часть команды выпрыгивает за борт, берет шлюпки, отправляется на тот берег, к которому они так интенсивно шли. Не говорю уже о том, что у многих в России есть вложения на Западе, недвижимость, дети учатся в западных университетах. Причем это люди, которые во власти. Словом, речь идет об очень серьезных процессах, в том числе, в самой России. Так всегда бывает на разломе истории – общественные, семейные и личные драмы, резкие повороты, многого еще следует ожидать…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • О ЧЕМ ПАШИНЯН БЕСЕДОВАЛ С ПОНТИФИКОМ?
      2024-11-20 10:09

      Никол Пашинян, отправившись в Ватикан с семьей, встретился с Папой Римским. «В рамках визита в Святой Престол состоялась моя отдельная беседа с Папой Римским Франциском, - написал Пашинян на своей странице в «Facebook». О чем они говорили? Судя по заявлению Пашиняна, о том, что он подтвердил полное содействие Святому престолу в вопросе поддержания мира на мировых площадках, речь шла все о том же припеве под названием «перекресток мира», который армянские власти не устают повторять, выдавая желаемое за действительное.

    • «ОБЩЕСТВО РАЗОЧАРОВАНО, ОНО РАЗОЧАРОВАНО И В СЕБЕ САМОМ, ПОТОМУ ЧТО МНОГИЕ ГОЛОСОВАЛИ ЗА ЭТУ ВЛАСТЬ»
      2024-11-16 09:42

      «Как правило, бывает два исхода - либо бунт, взрыв, революция, Спартаки выходят, поднимают народ, либо тихое угнетенное самоуничтожение и, в конечном итоге, самоликвидация», - говорит в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.

    • С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ THE WASHINGTON POST ФАНТАЗИРУЕТ?
      2024-11-12 10:11

      Учитывая жесткое противостояние между Западом и Россией, очевидно, что после прошедших в США выборов и победы Дональда Трампа, вопрос, состоится ли диалог между новоизбранным американским президентом и президентом России, и к чему он приведет, волнует многие правительства и общества. Да, общества тоже: когда мир буквально оказывается на пороге ядерной войны, геополитика становится темой, касающихся всех и каждого.

    • «РЕЧЬ ИДЕТ О ЦЕЛОЙ КОРРУПЦИОННОЙ СИСТЕМЕ»
      2024-11-12 10:09

      «На Западе это уже давно работает - частные организации в сговоре с властями изымают детей из семей, получая за это деньги», - говорит в интервью «ГА» руководитель информационно-аналитического центра «Луйс» Айк АЙВАЗЯН.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ