ОДИН НА ОДИН С ПРОФЕССИЕЙ И С ЖИЗНЬЮ
В интервью «ГА» сотрудник Института права Российско-Армянского университета, кандидат юридических наук Микаел ХАЧАТРЯН говорит о проблемах образования и общества.
- Г-н Хачатрян, как вы считаете, почему большинство выпускников наших вузов не готово к работе по указанной в дипломе специальности?
- Думаю, это объясняется не только отсутствием у них практических навыков, которые они во время обучения не получили, но и незнанием этики и принципов организации работы. На мой взгляд, это результат существующей сегодня организации учебного процесса и неадекватных требований при подборе преподавателей, большинство которых тоже не имеет опыта практической работы. Ведь как формируется преподавательский состав вуза? Способный молодой человек защищает диссертацию, и его берут на работу в вуз. Разумеется, большинство преподавателей наших вузов хорошо знают предмет, который преподают, могут заниматься исследовательской деятельностью по этой специальности, но практика, применение знаний – другая реальность. И что еще очень важно – эти люди совершенно не готовы к преподавательской деятельности, их этому не учили. Удивительно, но, если на работу в школу не берут специалиста, не получившего педагогической подготовки, то к преподавателям вузов это требование не предъявляется. Однако важно не только иметь знания, но и уметь передать их обучаемым, а требуемых для этого методических знаний и опыта у начинающего преподавателя нет.
- Как вы оцениваете современное состояние педагогики? Способствует ли ее изучение более эффективной преподавательской деятельности?
- Этот предмет проходят во всех педагогических вузах, все учителя школ педагогику изучали, однако у нас масса претензий к школе, значит состояние этой науки трудно оценить положительно. Дело в том, что педагогика не занимается теми проблемами, с которыми реально сталкивается процесс обучения. Возник разрыв между практикой и учебным процессом, воспитанием и образованием, отсутствует система передачи информации, знаний и опыта старшего поколения новому, значит, накопленный предшественниками опыт фактически пропадает. Мир меняется, появляются новые знания, универсальные методики преподавания, но мы не изучаем зарубежный опыт. Система связи между поколениями отсутствует. Придя в вуз, преподаватель начинает с чистого листа и лишь годы спустя самостоятельно приобретает или не приобретает мастерство педагога.
- То есть проблема в том, что опыт и знания предшественников теряются?
- Но ведь, по сути, и не ставится задача эти знания передать. Те, кто стремится поделиться опытом, пишут книги, но ведь как писать книги их тоже никто не учит. У нас нарушена традиция профессионального общения представителей разных поколений. Вспомним, как работали со своими учениками Сократ и Конфуций. Это было живое общение, которое давало свои результаты. Этой традиции следовали и другие выдающиеся умы более позднего времени. Однако удивительно, что сегодня, когда в силу технического развития возможностей передачи информации и общения значительно больше, мы не можем говорить о преемственности.
- И такое уже случалось в истории человечества…
- Да, после расцвета античной культуры наступило темное время средневековья, отбросившее человечество на много столетий назад. Достижения прошлого были забыты, прервалась культурная преемственность поколений, воцарилось невежество. И это особенно сильно ощущалось в Европе. Но так не могло продолжаться вечно. Осознание бесперспективности такого пути способствовало началу эпохи Возрождения, обращению к опыту прошлого, восстановлению приоритета знаний и началу нового этапа развития человеческой культуры.
- А как вы оцениваете тот факт, что вузы перестали заниматься вопросами воспитания?
- Демократизация общества изменила подход к воспитанию. Сегодня считается, что человек должен сам определять свои цели и идеалы, шкалу ценностей, интересы... Но молодежь, которая только вступает в жизнь, в силу возрастных особенностей легко поддается разным влияниям, далеко не всегда в состоянии отделить главное от второстепенного, истинное от ложного, добро от зла и т.д. Нельзя недооценивать важность воспитания, ведь это обучение этическим и поведенческим нормам, универсальным принципам познания, что обеспечивает здоровое функционирование и развитие общества, его адекватную социальную организацию. Правильное воспитание строится на обобщении опыта человечества, но, чтобы довести его до нового поколения, нужна педагогика, надо знать, как учить учиться. Детство – лучшая пора жизни, поскольку опыт старших постоянно оберегает ребенка от опасных ошибок и заблуждений. Это и время активного познания мира при постоянном участии взрослых. Однако не стоит думать, что, повзрослев, человек теряет необходимость в наставничестве, молодежь тоже следует направлять, хотя и не так настойчиво, с меньшим давлением, не лишая человека права выбора и свободы творчества, аргументируя ту или иную позицию, давая адекватное представление о тех факторах, которые можно использовать для достижения поставленных целей, и тех, которые могут этому помешать.
- Выходит, свобода тоже не всегда хороша?
- Дело в том, что свобода, предоставление права выбора не исключают наставничества. Предоставить свободу – не значит оставить молодого человека один на один с жизнью, с профессией. Он к этому не готов. Ведь в отличие от детства молодость очень жесткое время жизни, когда совершается много ошибок, нередко непоправимых, теряется масса возможностей, причем именно потому, что не имеющий опыта человек просто не представляет себе, как я уже говорил, и многих угроз, и всего комплекса имеющихся возможностей для реализации личности. Почему защищают диссертации далеко не все аспиранты? Дело же не в том, что им не хватило трудолюбия или способностей. Просто лишь немногие научные руководители серьезно работают с аспирантами, учат их тому, как делать науку. А ведь свобода – это и создание тех условий, в которых человек сможет реализовать свой потенциал при освоении уже существующего опыта и способности выработать новый, отличный от старого опыт. Наши условия не отвечают этим требованиям, плюс не образовалась среда, в которой происходит обмен информацией, знаниями, мнениями. Если во времена СССР внедрялась идея обобществления всего и многие стремились обрести индивидуальную свободу творчества, мнения, уважение к личности, то сегодня мы получили разобщенность, разрушение профессионального сообщества, разрыв связи поколений. Любая новизна сталкивается с негативной реакцией, потому что теперь это уже не согласуется с общими профессиональными интересами, а достижения отдельного человека никак не связаны с профессиональным сообществом.
- То есть можно сказать, что профессиональное сообщество превратилось в клуб одиночек, не слишком лояльных друг к другу. В такой среде отсутствует понятие авторитета – и профессионального, и морального… К советскому прошлому можно относиться по-разному, но в те годы приоритеты профессионализма, чести, совести, взаимной поддержки не подвергались сомнению.
- Да, однако в процессе демократизации общества, которую мы восприняли однобоко, на смену прежним ориентирам и идеалам пришло общество потребления, в котором сформировались совершенно другие ценности и задачи. И это не только стремление приобрести как можно больше материальных ценностей, которые стали восприниматься уже не как атрибуты комфорта, а как характеристика личности, более убедительная, нежели талант, профессионализм, высокие моральные качества, служение своей стране и народу. В результате даже любое интеллектуальное, профессиональное достижение рассматривается как расширение возможностей индивидуального потребления.
- В таких условиях не могут существовать и научные школы. Наверное, не случайно в течение последних десятилетий все они бесследно исчезли, по крайней мере, в Армении. Сегодня успеха в науке можно достигнуть или благодаря выдающимся индивидуальным способностям, или в силу слишком благоприятного стечения обстоятельств.
- Это то, о чем мы говорили в начале нашей беседы – разрыв связей поколений. Были сформированы те условия, в которых прежние коллеги становятся конкурентами, действующими в очень жестких условиях. И тут возникают вопросы, связанные не только с педагогикой, методикой обучения, системой передачи знаний. Специалист высокого уровня уже не готов поделиться своими знаниями с представителями нового поколения, поскольку, возможно, видит в каждом способном ученике конкурента, который завтра займет его место. Да и зачем ему прилагать эти усилия, если сам принцип работы системы не создает мотиваций передачи знаний? Утрачено представление об общем успехе, единстве задач и целей, которые достигаются только благодаря совместным усилиям, мобилизации всех ресурсов общества, нации.
Почему у нас практически отсутствует госзаказ на исследования? Причина ведь не только в том, что государственные мужи просто не знают, что делать с наукой. В условиях разобщенности общества, где каждый зациклен на своих интересах, происходит девальвация любых ценностей, в том числе и национальных интересов. Проблемы, которые мы обсуждали, не ограничиваются подготовкой кадров, это и вопросы принятия государственных решений, выбора приоритетов и путей достижения поставленных целей. Та ситуация, в которой сегодня оказались наша страна, наш народ, – прямое следствие нынешнего состояния общества, а значит и всех сфер профессиональной деятельности.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.