OТ ДЗАГЕДЗОРА ДО ЗАНГЕЗУРСКОГO КОРИДОРА
Мы не имеем права вести переговоры, деблокировать коммуникации в условиях агрессии Азербайджана и Турции против Армении и Арцаха
Зангезур – азербайджанский аналог армянского названия Дзагедзор - вотчины князей Дзагикянов в гаваре Хабанд исторической области Сюник Великой Армении. Историк XIII в. С. Орбелян в своей «Истории области Сисакан» (oт города Сисиан) упоминает князя Дзагика - патриарха княжеского рода Дзагикянов в числе свидетелей владетельного князя Сюника Пилипoса Сюни, который составил в 844 г. «Жалованную грамоту о предоставлении деревни Татев - монастырю Св.Tатева».
Древнейший духовный центр Сюника, монастырь возник в IV- V вв. вокруг могилы младшeго апостола Св. Евстафия, имя которого в Армении стало звучать как «Статевос», а в VIII в. просто «Татев». Историк также сообщает, что Дзагикяны в конце IX в. построили в ущелье Дзагедзор крепость Дзагедзораберд, название которой со временем стало идентичным названию гавара Хабанд. Известно также, что князь Ваан Дзагикян построил в 911г. церковь Св. Григория - первую в основанном им монастыре Ваанаванк.
ГАВАР ХАБАНД-ДЗАГЕДЗОР ЗАНИМАЛ ТЕРРИТОРИЮ БЕРДЗОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ и часть территории Горисского района Армении. По Хабанду - Дзагедзору через Бердзор проходила и сегодня проходит дорога, соединяющая сюникский Хабанд с другим - арцахским Мюс Хабандом, занимающем территорию Мартунинского и Гадрутского районов республики Арцах. Кстати, в арцахском Хабанде находится один из первых в Армении монастырь Амарас, основанный в начале IV в. первым патриархом Армянской Апостольской Церкви Григорием Просветителем.
В начале V в. создатель армянского алфавита Месроп Маштоц основал в Амарасе первую школу в Восточной Армении. В церкви монастыря находится могила внука Григория Просветителя Григориса - первого патриарха Кавказской Албании на левом берегу Куры, мученически погибшего в 337г. под городом Дербентом в Дагестане. В конце V в. первый царь Агванка из династии армянских Аршакидов Вачаган III Благочестивый (485-510гг.) перенес царскую резиденцию из Кавказской Албании в Армянский Агванк (области Aрцах, Утик) на правом берегу Куры, построил много церквей, а также усыпальницу в алтаре церкви над могилой Св. Григориса.
В том же Мюс Хабанде между селами Тох и Туми находилась крепость - поселение Горозуберд, связанная с именем царя Агванка Ованеса Амама Аревелци, жившего в X в. На вершине славы царь передал корону сыну и занялся составлением грамматики армянского языка, в которой, отмечая схожесть хабандских диалектов, определил их частями одного арцахского диалекта древнеармянского языка грабар. В XVII в. Мюс Хабанд был разделен между меликствами Дизака и Варанды, название было забыто, но языковая близость двух Хабандов сохранилась.
Напомним, предки азербайджанцев говорящих на языке огузской подгруппы западно-тюркской группы алтайской-тюрко-монгольской языковой семьи впервые упоминаются под родовым именем «огузов» в VII в. в бассейне реки Орхон в Монголии. В X в. под названием огузо-туркменов они упоминаются в Средней Азии. В XIIIв. туркменское племя кара-коюнлу в составе кочевой монголо-туркменской орды перекочевало на Ближний восток, a в XV в. уже упоминается в составе кочевой державы Кара-коюнлу, позже разбитой союзом племен Ак-коюнлу, в результате чего оба союза в начале XVIв. были завоеваны персами и османами. В 1604-14 гг. персидский шах Абас переселил 360000 армян из Араратской долины в Персию, а освободившиеся земли Восточной Армении и Закавказья частично заселил потомками племен кара-коюнлу из Иранского Азербайджана. Кстати, в 1830 г., после Русско-Персидской войны 1826-28гг. командование русской армии организовало переселение 130000 армян из Персидской и Западной Aрмении в Восточную Армению. В XIX в. потомки огузов кара-коюнлу в Российском Закавказье именовались кавказскими татарами, а с 1921 г. в Советском Азербайджане стали называться тюрками и только с 1936 г. с подачи «отца народов» превратились в «азербайджанцев». В XVII - XVIIIвв. у переселенцев из Иранского Азербайджана - кавказских татар появилось название Зангезур (aрмянский Дзагедзор).
Потомки огузских племен кара-коюнлу в Персии и Восточной Армении были представлены кочевой знатью, высшими чиновниками и кочевниками, но не горожанами, а правящая знать азербайджанского общества в составе Персии осознавала себя мусульманами-шиитами, но не народом. Не имея этнического самосознания огузоязычное население Ирана и Восточной Армении ничего своего не создала и никаких культурных амбиций не имела. Более того, именно в тепличных условиях царской России огузы Закавказья почувствовали себя тюрками.
А СЕЙЧАС ПОСЛУШАЕМ НАЦИСТСКИЙ БРЕД И. АЛИЕВА, КОТОРЫЙ 15.10.2019 г. (РосАрминфo) в Баку на съезде тюркоязычных государств, озвучил территориальные претензии к Армении: «…Нахчыван отделен от материковой части Азербайджана. Между ними расположен Зангезур - древняя азербайджанская земля. Его передача Армении создала географический раскол тюркского мира». Выступая на XIV саммите ОЭС (Спутник. Армения), 5.03.21г. Алиев заявил, что "новый транспортный коридор пройдет через историческую территорию Азербайджана - Зангезур и соединит основную часть Азербайджана с неотъемлемой частью страны - Нахчыванской Автономной Республикой и Турцией". 14.07.2021. сообщая о создании в Азербайджане так называемой восточно-зангезурской экономической зоны, потомок огузских степняков Алиев в нацистском порыве сообщил, что «Восточный Зангезур - это их историческая земля, как и Западный Зангезур», то есть, область Сюник в Армении, и довольный собой заверил: «это земля наших предков, мы туда должны вернуться, вернемся и возвращаемся».
Армения является родиной любого человека, родившегося в Армении, но от этого она не перестает быть Арменией. Считать Армению «древней азербайджанской землей» только потому, что в XVII - XIX вв. потомки огузских племен кара-коюнлу кочевали по Восточной Армении и ставили здесь свои юрты - бред, турецкий нацизм под названием пантюркизм. Тот факт, что в 1918 г. младо-турецкие захватчики нарекли новоиспеченную республику названием области Азербайджан в Иране, указывает на страну, откуда в XVII в. часть огузов Ирана была переселена в Закавказье и на те территории Первой Армянской республики, которые большевики подарили азербайджанским мусават-коммунистам в 1921г.
Уже при секретаре КП Азербайджанской ССР М. Д. Багирове пантюркизм и тюркизация истории стала главной заботой руководства этой республики, а эксперты КПСС даже не удосужились прочесть историю Азербайджанской ССР, основанную на фальсификации фактов и перенесенную на территории Армении, Ирана и Албании. В результате: 1. Нахичеван отделен ленинской границей 1921г. не от материковой части Азербайджана, а от матери Армении. 2. 250-летнее татарское название «Зангезур», двойник армянского Дзагедзора, кроме самого названия не имеет никакого отношения к огузоязычным переселенцам XVIIв. из Ирана. 3. Если армянские территории Нахичевана и Нагорного Карабаха большевики подарили Советскому Азербайджану, то Сюник отстояли от советско-азербайджанских захватчиков в 1919-21 гг. армянские ополченцы во главе с героями армянского народа Андраником и Гарегином Нжде, которых хорошо помнят в Азербайджане. 4. Никакого географического раскола тюрко-огузского мира не было и нет, на территории Армянского нагорья никогда не проживало и не проживает исключительно тюркское население. Это нацистские бредни И. Алиева. На востоке современной территории Турции до 1916 г. проживали в основном армяне, а сегодня курды. На западе Азербайджана, созданного в 1918 г., на восточных склонах Малого Кавказа между Грузией и Араксом до 1991 г. также проживали армяне.
В ИТОГЕ, ЕДИНСТВЕННЫМ «ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ» ТОГО, ЧТО СЮНИК это азербайджанская земля, является нацистская идеология и параноидальное желание пантюркистов отсечь, оторвать область Сюник/Зангезур/ от Армении и открыть дорогу на восток. 110 лет назад младотурецкие палачи объявили Западную Армению «проклятым армянским клином», поскольку появление армянского государства не совпадало с пантюркистскими планами на востоке. Сегодня нацисты Эрдоган и Алиев якобы на «законных» основаниях смогли изолировать Армению от единственного союзника - России, загнали бесхозную страну в угол и думают, как бы "незаметно" продвинуть танки и продолжить геноцид армян в Восточной Армении, пробить, так называемый, Мегринский (Зангезурский) коридор из Турции в Азербайджан и под флагами неоосманизма, пантуранизма, исламского джихадизма и НАТОизма двинуть орду турко-азеров через Армению на Восток для претворения в жизнь заветной мечты пантюркистов и глобалистов - Великого Турана.
Очевидно, что дальнейшие планы Алиева - не только завершение прерванного российскими миротворцами захвата Арцаха Азербайджаном, но и захват области Сюник (Зангезур) у Армении, лишение ее иранской границы, занятие в союзе с Турцией всех ее коммуникаций, скупка пастбищ, недвижимости, объектов туристской индустрии, игорного бизнеса, торговых объектов, наводнение страны дешевыми турецкими сельхозпродуктами, промтоварами, подавление местной промышленности и сельского хозяйства, внедрение иноагентов, бизнесменов, пантюркистов и превращение Армении в проходной двор ОТГ. Oдним словом, турецко-азерские нацисты хотят с помощью Пашиняна, как сказал герой Карабахской войны Монте, закрыть последнюю страницу истории армянской государственности. Но они ошибаются: развязать геноцид восточных армян Эрдогану и Алиеву не удастся.
Разблокировка коммуникаций Армении без общественного обсуждения и согласования с экспертным сообществом - экономическое и политическое самоубийство. Пока власти не уточнят, что нас ожидает и что мы хотим от деблокады, мы не имеем права вести переговоры, тем более открывать границы и приступать к разблокировке коммуникаций с такими хищными и геноцидальными государствами, как Азербайджан и Турция, которые преследуют цель навязать Армении новый Александропольский договор 1918 г.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2021-08-14 10:43
В 2018 г. я голосовал за Н. Пашиняна, o чем очень сожалею. Сегодня перед Арменией стоит одна задача: понять, объяснить феномен "Н. П." и доказать, что его место на скамье подсудимых. В апреле 1918 г. "лев ереванских митингов" Н. Пашинян в результате переворота захватил власть, изменил внешнeполитический вектор развития страны, нарушил формулу сосуществования Армении с окружающими ее дружескими и вражескими государствами и народами. Вскоре, оказалось, что была революция, но не "бархатная", а "цветная", пользующаяся всем набором цветных технологий разобщения народа.