ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО НАЦИИ
Для любой нормальной нации честь и достоинство означают жизнь, а унижение – это смерть и распад. Если у нации нет чести и достоинства, то она кто? А она никто, ее просто не существует.
Национальные унижения переживаются гораздо более мучительнее, чем личные. Личное унижение можно компенсировать различными способами: скажем, в кругу семьи или друзей. А национальное унижение ничем, кроме борьбы, компенсировать невозможно. Когда тебе никто не помогает – помоги себе сам. Не сдавайся и бейся до конца!
КОГДА НЕМЦЫ НАСТУПАЛИ ПО ВСЕМ ФРОНТАМ И СОЮЗНИКИ ТЕРПЕЛИ сокрушительные поражения в Европе, Черчилль сказал народу Британии: "У нашей нации есть честь и достоинство! Поэтому нельзя отчаиваться и сдаваться. Мы должны идти до конца, мы будем сражаться во Франции, на морях и океанах, биться с нарастающей уверенностью и силой в воздухе, мы защитим свой остров, чего бы это нам ни стоило. Мы будем сражаться на берегу и на суше, на полях, на улицах и на холмах. У нас есть четь и достоинство, и мы никогда не сдадимся!".
Полны решимости защитить свой "остров", бороться до конца и не сдаваться и арцахцы. Потому что у них есть честь и достоинство. Поэтому вполне естественно, что главным лозунгом митинга, организованного 9 мая в Степанакерте движением "Нет этническим чисткам в Нагорном Карабахе", стало именно слово "достоинство". "Сегодняшняя борьба – это борьба за достоинство, она нужна не только сегодня, чтобы правильно жить, но и завтра для наших поколений. Мы собрались, чтобы показать миру: будем жить достойно в нашем армянском Арцахе", - говорится в сообщении, распространенном на странице Арцахского движения (Artsakh Movement) в Facebook.
О чести и достоинстве говорили многие выступающие на митинге и, в частности, бывший госминистр Арцаха Рубен Варданян: "Мы сохраним свое достоинство, несмотря ни на что. Единственный вариант – бороться. А иначе ты становишься недостойным человеком, о которого можно вытереть ноги".
А, обращаясь к представителям власти Пашиняна, он добавил: "Что вам мешает оставаться армянами, оставаться людьми, что мешает присоединиться к этому очень важному движению? Где вы? Вы должны показать, что вы армяне. Почему вы не стоите рядом с Арцахом?".
Иными словами, Рубен Варданян призывает к солидарности нации и консолидации общества. Отметим, что, говоря о солидарности нации, обычно имеют в виду ход "снизу вверх". Государство – и правительство – используют всю мощь своих рычагов для отстаивания базовых интересов нации (базовых – значит, осознанных и консенсусно принятых самой нацией, а не наляпанных тут же на колене представителями власти). Говоря же о консолидации общества, привычно подразумевают в первую очередь ход "сверху вниз": консолидация вокруг чего-либо или кого-либо. Лидеры государства столь точно знают, что и как делать, что обществу остается всего лишь всемерно поддерживать их труды по общественному спасению (salut public, если не забыли).
Но все это работает при условии, что во главе государства находятся люди, озабоченные не исключительно безопасностью собственной шкуры и желанием удержать власть любой ценой, а судьбами нации и страны. В случае же Пашиняна и его своры складывается впечатление, что мы имеем дело не с людьми, а с персонажами фантастического романа К.Чапека "Война с саламандрами".
Сюжет там строится на том, что на некотором острове были обнаружены разумные саламандры, оказавшиеся очень пригодными для подводного строительства. Все было хорошо, покуда размножившиеся саламандры не столкнулись с нехваткой прибрежных отмелей.
Вопрос был решен по методике власти Пашиняна – "Алло, люди! Сохраняйте спокойствие. У нас нет враждебных по отношению к вам замыслов. Но нам нужно для жизни больше воды, больше берегов, больше отмелей. Поэтому мы должны взламывать ваши континенты. Мы превратим их в острова и бухты. Вы можете пока перебраться во внутренние области. Можете укрыться в горах. Горы мы будем разрушать в последнюю очередь".
НАШУ СТРАНУ ЗАХВАТИЛИ НЕ ИМЕЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ХОТЯ БЫ МАЛЕЙШЕГО представления о чести и достоинстве саламандры, которые за эти пять лет сильно размножились, им уже не хватает места, поэтому и вытесняют граждан с их территорий. Как могут саламандры "оставаться армянами, оставаться людьми", что для них означает Арцах?"
В свое время Эрик Эриксон ввел термин "псевдовидообразование". Группа стремится рассматривать себя как замкнутый в себе вид – настолько, что членов других сравнимых сообществ не считает полноценными людьми. Во многих языках аборигенов собственное племя обозначается просто словом "люди". Тем самым уничтожение члена соседнего племени не рассматривается как настоящее убийство. Это следствие образования псевдовидов чрезвычайно опасно, поскольку оно в значительной мере снимает торможение. Именно с явлением "псевдовидообразования" мы имеем дело в случае власти Пашиняна.
И вот еще что нельзя забывать. Когда говорят о необходимости восстановления чести и достоинства нации, в первую очередь думаешь об унижениях, которым по вине власти Пашиняна подвергаются Армения и Арцах со стороны турецко-азербайджанского тандема, о том, что международный престиж нашей страны фактически обнулен, мир отвернулся от нас и т.д. Но есть и другие важные обстоятельства.
Разве могут нация и страна говорить о чести и достоинстве, если власть объявила войну церкви, нашей истории, традициям, менталитету, ценностям? Разве могут нация и страна говорить о чести и достоинстве, если живут в условиях диктаторского режима? Нет, конечно, ибо это не меньшее унижение.
В свое время Ницше провозгласил: "Жить так, чтобы не было в жизни смысла, - вот что становится теперь смыслом жизни". Согласны ли мы жить так? Нет, конечно. Не позволяют исторические рефлексы, выработанные столетиями.
И если даже в ближайшее время попытки возродить былую славу народа, страны и армии, честь и достоинство нации не завершатся успехом из-за того, что в нынешней Армении власть предержащие не стоят тех, кем пытаются руководить, и государства, которым пытаются управлять, - армяне будут пытаться снова. И снова. И снова. И добьются своего.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.