Последние новости

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО "МОРСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"

Информация о намечающейся программе тесного взаимодействия ВМС ИРИ и ВМФ России путем создания совместного комитета штабов – достаточно интригующая новость на фоне параллельно разворачивающихся вокруг Ирана и России событий. Она доказывает, что и в Тегеране, и в Москве склонны рассматривать эти события в призме единого геополитического процесса, стимулированного коллективным Западом с целью одновременного подавления политических субъектов и надгосударственных альянсов на Евразийском континенте, выстраивающих свои интересы вразрез вашингтонско-брюссельскому видению архитектуры мировой безопасности.

НАПОМНИМ, ЧТО СОГЛАСНО ИРАНСКОМУ АГЕНТСТВУ TASNIM, договоренность о создании совместного комитета была достигнута на встрече в Тегеране главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Николая Евменова со своим иранским коллегой - главнокомандующим ВМС ИРИ, вице-адмиралом Шахрамом Ирани. По сведениям агентства, причиной создания такого комитета послужила необходимость более тесного взаимодействия военно-морских сил двух стран в сфере образования, технологий и других вопросов.

Однако переданная штабом ВМС Ирана информационному агентству официальная сводка содержит, естественно, лишь поверхностные данные, подлежащие огласке, тогда как на самом деле стороны намерены наладить глубокое взаимодействие в куда более важных областях. С высокой долей вероятности можно утверждать, что речь может идти о создании механизмов по передаче друг другу разведданных, обмену боевым опытом, поставках вооружений, совместном патрулировании морских зон, интенсификации совместных военно-морских учений.

Словом, гипотетический спектр намечающегося тесного взаимодействия весьма обширен, и нет никаких сомнений в том, что по каждому из перечисленных пунктов сторонам есть что предложить друг другу и получить большие выгоды от сотрудничества. Можно также предположить географию этого взаимодействия, так сказать, очертить здесь морские регионы, для усиления контроля над которыми и прорабатывается эта совместная программа Москвы и Тегерана.

В данном контексте надо в первую очередь назвать Персидский залив, роль которого, помимо значимости из-за танкерных перевозок нефти и газа, кратно возрастает еще и по причине включения этой зоны в так называемый "Южный маршрут" Великого Шелкового пути. Ирану отнюдь не помешает более интенсивное вовлечение российского флота в систему безопасности и патрулирования Персидского залива с вытекающим из этого фактором более обширного присутствия ВМФ РФ в Индийском океане. Тем более, что после потепления отношений Ирана с Саудовской Аравией и ОАЭ, эти страны едва ли окажут такое же сильное, как прежде, сопротивление проникновению русских в Залив.

Еще одной морской зоной, на которую тесное русско-иранское сотрудничество "на воде" способно оказать непосредственное влияние, может стать Восточное Средиземноморье, в особенности сирийская его акватория, где за последние пару лет у России усложнились задачи поддержания безопасности своей базы ВМФ в Тартусе и всей группировки российских войск в Сирии. Иранская помощь по всем направлениям сотрудничества была бы большим подспорьем для группировки ВМФ РФ, действующей в Восточном Средиземноморье в практическом окружении и под сильным давлением военно-морских сил НАТО.

С другой стороны, Тегеран и сам не прочь использовать в собственных интересах средства разведки этой российской группировки, имеющих возможность проследить действия авиации и ВМФ Израиля, гипотетически обладающих всеми возможностями атаковать Иран с территории собственно Израиля и его прибрежных вод.

НАКОНЕЦ, В ЧИСЛЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗОН ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ российских и иранских флотов следует также назвать Каспийское море. Более того, именно Каспий является едва ли не главным направлением разрабатываемых совместных планов, поскольку именно по его водной глади практически проходит непосредственная граница между РФ и ИРИ, а значит, и общие их враги именно здесь могут попытаться вклиниться и географически отколоть друг от друга потенциальных геостратегических союзников.

Еще в августе 2018-го в казахстанском Актау после долгих споров и проволочек была подписана "Конвенция о правовом статусе Каспийского моря", по итогом которой главным достижением и для России, и для Ирана стал не раздел нефтегазовых залежей и водных богатств этого моря, а пункт соглашения, согласно которому никакая страна или надгосударственный блок не может обзавестись в этой зоне флотом и военно-морскими базами, кроме пяти прикаспийских стран.

Тем самым Москва и Тегеран тогда юридически оформили нейтрализацию прямого военного присутствия стран НАТО на Каспии. Но с 2018-го утекло немало “вод", и фактически уже с 2020-го Североатлантический альянс все же сумел с помощью Алиева и в лице Турции добраться до каспийского побережья. Юридически коллективный Запад не имеет притязаний и возможностей обосноваться в этом морском регионе и протащить туда свой флот, однако по факту корабли производства натовских стран, вооружения, средства слежения и комплексы береговой защиты на протяжении многих лет поставлялись Азербайджану, Казахстана и Туркмении, и нынче все это "боевое хозяйство" просто носит опознавательные знаки и раскрашено в цвета флагов названных стран.

А в случае кардинальной политической переориентации трех указанных стран на НАТО эта "западная помощь" может сразу быть поставлена на службу в интересах Вашингтона и его союзников.

События в мире, и в частности на Евразийском континенте развиваются настолько стремительно, что оказавшимся в их эпицентре антизападным странам не остается ничего, как подставить друг другу спины в ожидании военно-политического напора со всех сторон. Именно Каспийское море является главной точкой взаимоопоры России и Ирана, а также, парадоксальным образом, самой слабой зоной их обоюдной глобальной безопасности - по причине агрессивного тюркского фактора, взятого на разработку англосакской кликой и их ближайшим союзником Израилем в качестве тарана против формирующегося русско-иранского союза.

 Тем самым, сфер, областей и географических зон, просящихся в повестку теснейшего взаимодействия между штабами флотов Ирана и России более чем достаточно. И поэтому за маленькой, и с первого взгляда незначительной сводкой от агентства Tasnim объективно кроются масштабные планы, поскольку на кону экзистенциальный вопрос для обеих этих стран: "быть или не быть" в новом мире англосакской мечты.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АЛИЕВ ЗАВОЛОК АЗЕРБАЙДЖАН В АНТИИРАНСКУЮ АФЕРУ
      2024-04-23 10:44

      Последние события на Ближнем Востоке наглядно продемонстрировали тот факт, что Азербайджан является полновесным участником текущих событий и ожидаемых развитий ирано-израильского противостояния, а вовсе не наблюдателем, тем более - нейтральным. Впрочем, Ильхам Алиев дал бы многое, чтобы оказаться в роли стороннего, насколько это возможно, зрителя. Однако уже поздно, совсем поздно соскакивать с поезда.

    • ПОЧЕМУ АЛИЕВ НЕ ХОЧЕТ МИРА С АРМЕНИЕЙ?
      2024-04-10 11:13

      Ильхаму Аливу срочно нужна война против Армении. Она ему необходима позарез. Причем война не широкомасштабная, с непредсказуемыми потерями и приобретениями для него, к тому же чреватая возможным вмешательством «неудобных» Баку акторов, а локальная, вялотекущая и постоянно тлеющая.

    • ИРАН НЕ ПОВЕДЕТСЯ НА ПРИМИТИВНУЮ НАЖИВКУ
      2024-04-08 09:37

      Как и ожидалось, Израиль предпринял шаги по эвакуации или ограничению численности персоналов своих диппредставительств в десятках стран мира. К вечеру 4 апреля стало известно, что не работают посольства и консульства этой страны в 28 государствах. На первый взгляд, это экзистенциально необходимые меры, учитывая угрозы Тегерана отомстить Тель-Авиву за удар по иранскому консульству в Дамаске. Однако в том–то и дело, что только на первый взгляд.

    • ИЗРАИЛЬ ПРОВОЦИРУЕТ ИРАН НА ОТВЕТНЫЙ ТЕРРОР
      2024-04-04 10:40

      Вечером 1 апреля израильские силы нанесли ракетный удар по Дамаску, в ходе которого также было поражено посольство и консульство ИРИ в сирийской столице. По данным источников, в результате атаки погибли семь военных консультантов, в числе которых был бригадный генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад-Рза Захеди. Уже ночью иранские силовики распространили заявление, что после случившегося «все посольства Израиля в мире отныне являются легитимной целью для атак возмездия».






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ