Последние новости

ГРУЗИЯ СИЛЬНО РАССТРАИВАЕТ "ЗАПАДНЫХ ДРУЗЕЙ"

Подписанный Путиным 10 мая указ об отмене визового режима с Грузией стал своеобразным "ходом конем" российской дипломатии, поскольку во многом способствовал ослаблению позиций НАТО, усердно выстраиваемых на южном фланге геостратегического противостояния Североатлантического блока с Россией.

НАПОМНИМ, ЧТО БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГРУЗИЕЙ был отменен после вооруженного конфликта 2008 г. Тбилиси в одностороннем порядке вернул "безвиз" еще в 2012-ом, а вот Москва это делает только сейчас. Согласно указу российского президента, уже с 15 мая Россия впускает грузинских граждан на свою территорию без заблаговременно поставленного штампа в паспорте. Другим указом президент РФ отменил запрет на полеты российских  авиакомпаний и продажи туров в Грузию. Меру эту ввели еще в 2019-ом в ответ на массовые протесты против появления депутата Госдумы Сергея Гаврилова в парламенте Грузии. После публикации указа МИД РФ сообщил, что отменяет рекомендацию россиянам воздержаться от поездок в Грузию.

И хотя разговоры о полной оттепели в сложных межгосударственных отношениях пока преждевременны, надо отметить, что российская инициатива, несомненно, существенно поспособствует налаживанию пути к диалогу двух стран. Официальный Тбилиси в лице представляющего правящую партию "Грузинская мечта" премьера Ираклия Гарибашвили и его команды уже приветствовал решение Москвы, и не исключено, что в дальнейшем кабинет министров со своей стороны ответит новыми мерами, содействующими восстановлению отношений с Россией. Все зависит от реакции оппозиции и прозападно настроенного сегмента грузинского общества, которую власти наверняка оценят, переждут и только потом предпримут свои следующие шаги.

А пока оппозиция кипит, усердно питаемая инструкциями от "западных друзей Грузии". Особенно активно выступает за бойкот российской инициативы президент страны Саломе Зурабишвили – яростная русофобка, открыто демонстрирующая свое отношение к РФ и лично Путину особенно после начала русско-украинской войны. Но поскольку после конституционной реформы 2017-2018 гг. должность президента предполагает исключительно представительские функции, ее сопротивление перспективам русско-грузинского сближения не имеет прикладного характера, сводясь лишь к организации и лидерству в антироссийской пропагандистской кампании

Зурабишвили и ряд оппозиционных партий пытаются всколыхнуть прозападно настроенную часть грузинского общества и организовать массовые акции по примеру тех, что было проведены в Тбилиси пару месяцев назад по поводу скандального закона "об иноагентах". Однако сейчас это у них не получается по целому ряду причин. Назовем только две из них.

         Во-первых, граждане Грузии в большинстве своем отнюдь не против  возможности без дополнительных финансовых трат и бюрократических проволочек навещать своих родственников в РФ, посещать эту страну по разным поводам или бывать в ней проездом. А во-вторых, решение о возврате "безвиза" принимала противоположная сторона, и как минимум формально грузинские власти не имеют отношения к российской инициативе.

       Это вообще-то тривиальная причина, однако именно она придает поведению грузинских западников в глазах общества характер пустой истерики. Люди не совсем понимают необходимость устраивать протестные акции против российской инициативы у стен грузинского парламента или правительства. Поэтому борьба против "указа Путина в контексте усиления российского влияния на Грузию" развернулась главным образом в медиапространстве, где оппозиционные   грузинские политики и эксперты пытаются нарисовать обществу "катастрофические" последствия кремлевского решения.

        ГЛАВНЫМ ИХ АРГУМЕНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЯКОБЫ ДАЛЬНЕЙШЕЕ УГЛУБЛЕНИЕ по вине правящей силы противоречий с западными странами, и, как следствие, категорический и окончательный отказ Вашингтона с Брюсселем от предоставления Грузии статуса кандидата на членство в ЕС, а также отмена в целом решения о ее полной политической, военной и экономической интеграции в западное сообщество. Дескать, Россия тем самым хочет отколоть Грузию от Запада и опять силой затащить в сферу своих "колонизаторских, империалистических" устремлений и интересов.

В самой России реакция на оппозиционную кампанию в Грузии в связи с путинским указом более прагматична и уравновешена. Во всяком случае, здесь на официальном уровне не трубят в фанфары по поводу быстрой эффективности указа в контексте потепления отношений с Грузией, а в экспертных кругах, даже самых оппозиционно настроенных к Кремлю, рекомендуют грузинским западникам на слишком волноваться.

К примеру, такие политологи, как отнюдь не жалующие власти РФ Александр Кынев и Константин Калачев считают, что путинское решение не способно внести сколь-нибудь существенных изменений в негативное отношение грузинского народа к России, и что это решение во многом было продиктовано желанием Кремля контролировать потоки своих граждан, устремившихся за границу и, в частности, в Грузию, после начала СВО на Украине.

 Однако, с другой стороны, о степени политической эффективности отмены Россией визового режима объективно свидетельствует жесткая риторика Запада в адрес и Москвы, и официального Тбилиси. Госдеп США, руководители внешней политики ЕС и другие западные правительственные органы квалифицируют путинский указ как "политическую провокацию", открыто шантажируя грузинские власти полным и окончательным исключением из всех своих интеграционных программ и даже наложением политико-экономических санкций.

На этом фоне в Грузии назревает очередная пиковая стадия политического кризиса, в основе которого вновь вырисовывается классическая для последних 10 лет парадигма противостояния оппозиции и власти. Первая обвиняет вторую в откровенной пророссийской, а значит, предательской политике, тогда как вторая оправдывает свои действия "грузиноцентризмом" и прагматической необходимостью держаться в стороне от противостояния главных мировых геополитических полюсов.

Возвращаясь к мысли, изложенной в самом начале статьи, следует четко констатировать: Западу с каждым днем все сложнее втолкнуть Тбилиси в конфронтацию с Москвой, и именно для еще большего осложнения этого процесса Россия навязывает Грузии "визовую амнистию". Собственно, Москве нужен не столько сам факт стабилизации отношений с официальным Тбилиси, сколько генерация внутриполитического напряжения в Грузии, которое гарантированно пролонгирует дальнейшее расстройство планов коллективного Запада и Украины по подталкиванию Грузии к открытию так называемого "второго фронта".

В МОСКВЕ ХОРОШО ПОНИМАЮТ, ЧТО ВО МНОГОМ ГРАМОТНАЯ, дальновидная и очень полезная для Тбилиси политика "Грузинской мечты" по отгораживанию страны от русско-украинский бойни предоставляет России отличную возможность вклиниться в политико-дипломатические отношения Запад–Грузия и влиять на характер развития этих отношений в собственных интересах. В данном случае, речь идет об усилиях Москвы по распространению на Западе и в самой Грузии мнения о том, что действующие власти Тбилиси тесно связаны с Россией и проводят нужную ей линию внешнеполитического поведения.

Судя по реакции Запада и процессам внутри Грузии, эта игра приносит РФ достаточно эффективные результаты. Подозрительность и всеобщее недоверие рушат установившийся было консенсус в грузинском обществе и политических элитах этой страны относительно безальтернативности интеграции с западным миром. А это уже само по себе бесценное приобретение для России, во многом утратившей в последние годы позиции в Азербайджане и Армении. По сути, Москва в некоторой мере компенсирует свои неудачи на Южном Кавказе, заодно гарантированно нейтрализуя усилия по втягиванию Тбилиси в новую войну с РФ.

 У Запада, всецело растрачивающего свои возможности на помощь Украине, в данный момент нет достаточных ресурсов для организации новой "революции роз". Именно поэтому НАТО как агрессивный проводник политики Запада фактически терпит поражение от России на "грузинском направлении", которое еще в недавнем прошлом считалось едва ли не самой сильной позицией альянса в его глобальном противостоянии с главным геостратегическим противником.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТИННО ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
      2024-11-20 09:46

      В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.

    • ХАЙП АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТИНЕЙДЖЕРОВ В РОССИИ: БЕЙ РУССКИХ!
      2024-11-18 09:31

      Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.

    • ТРАМП ПРИКРОЕТ ЛАВОЧКУ ДЛЯ ГРУЗИНСКОЙ ОППОЗИЦИИ?
      2024-11-16 09:38

      Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.

    • ИНДИЯ ПРИШЛА В НАШ РЕГИОН НЕЗАМЕТНО, НО ОСНОВАТЕЛЬНО
      2024-11-15 09:49

      В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ