Последние новости

БЕССМЕРТНЫЙ В ПАМЯТИ МОЕЙ

В XX веке он был живым триумфатором - этот неисчерпаемый гений. Его земная жизнь завершилась в мае 1978 года, но музыка его устремлена в бессмертие. Наряду с творчеством выдающихся классиков советской эпохи – Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, музыка Арама Хачатуряна – одно из ярчайших завоеваний искусства XX века. Она оказала решающее влияние не только на творчество армянских композиторов, но и других народов. Любовь композитора к Армении, деятелям армянской культуры была самой "звонкой струной в душе композитора". И на арфе времени это струна будет звучать вечно.

6 июня текущего года великому композитору исполнилось бы 120 лет со дня рождения. Ниже мы публикуем воспоминания о композиторе замечательного современного композитора, народной артистки республики РА, профессора Ереванской консерватории Гегуни ЧИТЧЯН из цикла "Великие в моей жизни".

 Арам Ильич ХачатурянС МУЗЫКОЙ АРАМА ХАЧАТУРЯНА Я ПОЗНАКОМИЛАСЬ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ. Она ворвалась в мою жизнь своей яркостью, красочностью, совершенно особым своеобразием. Помню, меня тогда особенно восхищала необычность этой музыки. Позднее я поняла, что эта музыка - одно из самых ярких и уникальных явлений музыкальной культуры ХХ века.

Личное знакомство состоялось в 1957 году, когда в Москве в зале Дома композиторов СССР Арам Ильич знакомился с молодыми армянскими композиторами. В непосредственной, очень неофициальной обстановке кто, как мог, показывал Мастеру свою музыку. Я показала два романса на стихи Шираза. Очень волнуясь, играла сопровождение и кое-как напевала вокальную партию. По окончании Арам Ильич еще раз захотел послушать второй романс. Попросил ноты, что-то там его заинтересовало. И я уже играла и пела спокойнее. Как мне показалось, Арам Ильич был доволен. Он убедился в том, что необычность некоторых гармоний была не случайной.

А. И. Хачатурян запомнился мне хоть и несколько сосредоточенным и сдержанным, но демократичным и доступным. А ведь в то время, в те годы он уже был согрет огромной славой.

Более близкое знакомство с Мастером состоялось в 1965 году, когда я получила от композитора Нины Владимировны Макаровой (супруги Хачатуряна) приглашение приехать в Москву для встречи с немецким музыковедом, профессором К.Ф. Бернгардом, который занимался творчеством женщин-композиторов мира.

Из республик были приглашены Л. Аустер (Эстония), Л. Дычко (Украина), З. Ткач (Молдавия) и я. Вместе с москвичками мы знакомили немецкого музыканта с нашими сочинениями. Я показала запись "Балетной сюиты". Особенно восторженно поздравляла меня Нина Владимировна, выразив удивление, что Арам Ильич ничего ей не говорил обо мне.

На следующий день супруги Хачатуряны пригласили меня к себе домой. Можно представить себе, как я волновалась, переступив порог этого дома. Но предельно теплая атмосфера, радушие гостеприимного очага Хачатурянов меня скоро успокоили. Здесь мне открылся новый Хачатурян: простой в общении, внимательный, отзывчивый, общительный. От него веяло душевной чистотой и теплом. Арам Ильич пожелал послушать мою музыку, накануне показанную немецкому музыканту. Не могу не сказать и об особой чуткости и доброжелательности Нины Владимировны, которая во время прослушивания время от времени привлекала внимание Арама Ильича к тому или иному отрывку в партитуре, комментируя одобрительными репликами. Я была поражена душевной щедростью этой удивительной женщины.

Арам Ильич прослушал и другие мои сочинения, удивив меня своей заинтересованностью, неформальным участием. Очень внимательно просмотрев партитуру, задавал вопросы, иногда выражал одобрение, где-то давал ценные советы. Это был один из самых замечательных "уроков" в моей жизни.

В ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ Я ВПЕРВЫЕ ВИДЕЛА АРАМА ИЛЬИЧА. Здесь царили удивительная гармония, теплота и уют. Он был какой-то домашний, уютный. Что-то приносил из кухни, помогая накрывать стол. За столом рассказывал забавные истории и вообще был очень веселый и остроумный.

Я всегда восхищалась эмоционально открытой, масштабной и красочно насыщенной музыкой Арама Хачатуряна, озаренной ярким светом и незаурядностью. В тот день я увидела все это в нем самом. Увидела лучезарного человека.

При всей своей загруженности, Арам Ильич ничуть не спешил. Он проявил интерес не только к моему творчеству, но и к бытовым проблемам. А ведь я не привыкла к подобному вниманию. Такое теплое, отечески заботливое участие! Такая заинтересованность и доброжелательность! Я даже была несколько растеряна. Арам Ильич просил обращаться к нему при малейших затруднениях в Москве в вопросах издания, исполнения моих произведений…

Обратиться к великому Мастеру мне не пришлось. В Москве ко мне хорошо относились, если не мешали из Еревана. Но глубокое чувство благодарности к гениальному композитору и человеку, как к духовному отцу, сохранилось на всю жизнь.

Кстати, о Ереване. Был 1967 год. Арам Ильич, не подозревая ничего, сыграл огромную роль в моей жизни. В тот год я написала увертюру для симфонического оркестра и имела скромное желание – услышать ее в оркестровом исполнении. Мне отказали. (Неоднократно). Я была в отчаянии. Потеряла всякую надежду на исполнение. Но Фортуна мне здесь улыбнулась. В газете "Советское искусство" прочла объявление о композиторском конкурсе на симфонические произведения длительностью до десяти минут. Конкурс был объявлен закрытым, что мне очень и очень понравилось.

Я послала "Увертюру" на конкурс и, представьте себе, получила Первую премию.

Конкурс оказался очень солидным и серьезным. Участвовали в нем около 80 композиторов со всего Советского Союза, а председателем жюри был Арам Ильич Хачатурян. Первые два тура жюри слушало произведения под рояль. Прошедшие на третий тур четыре произведения были прослушаны уже в оркестровом исполнении. И только после распределения премий были вскрыты конверты с фамилиями авторов.

Вот почему я так благодарна А. Хачатуряну и членам жюри. Они открыли "зеленую дорогу" моей музыке.

Премьера "Увертюры" после конкурса состоялась в США в исполнении знаменитого Бостонского симфонического оркестра под управлением Р. Григоряна. Далее ее начали исполнять ведущие оркестры с прославленными дирижерами многих, многих городов и стран. Вскоре партитура была издана, музыка – записана на пластинки.

Долгие годы меня не покидало чувство огромной признательности Араму Ильичу.

После кончины Мастера мне очень хотелось посвятить его памяти произведение. Но достойного я не находила.

Когда в 1988 году за неделю написала "Камерную симфонию" для струнных, я почувствовала, что это мое самое искреннее откровение, моя автобиография. В это произведение я вложила всю душу. Именно это произведение я посвятила памяти великого Мастера.

Партитура этого сочинения издана в 2003 году в Швейцарии издательством "BIM" под названием "Камерная симфония для струнных памяти Арама Хачатуряна".

2005 год.

P.S.Это сочинение легко вошло в репертуар, многократно исполнялось разными дирижерами, в разных городах. Последнее исполнение (на сегодняшний день) состоялось 2-го сентября 2022 года в США, в городе Денвере (штат Колорадо). Сочинение прозвучало в исполнении оркестра "Sphere Ensemble" под управлением Алехандро Гомес Гильена.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ