ИСТЕРИЧЕСКИЕ СТРАХИ РЕЖИМА
Бред преследования является самым распространенным видом бреда и, соответственно, идея преследования - самой частой в психиатрии. То есть безумный в наиболее стандартном обыденном представлении - это человек, страдающий именно бредом преследования, некто, трясущийся от непонятного страха, забивающийся в угол от ужаса. Психоаналитикам, изучающим историю этого расстройства у Пашиняна, события 28 мая в Сардарапате подарили новую ценную информацию.
28 МАЯ СТРАНА И ВСЕ АРМЯНСТВО ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ ПЕРВОЙ РЕСПУБЛИКИ, и мемориал "Сардарапат" традиционно посещают тысячи граждан, политических и общественных деятелей, представители Спюрка, руководство государства, иностранные гости. Поехал в Сардарапат и Пашинян со своим окружением. Компания там собралась нерядовая; по части богоизбранности - почти Ноев ковчег: каждой твари по паре. Некоторые были, впрочем, в единственном экземпляре и совершенно неповторимы: тот же Никол Пашинян, Ваагн Хачатурян, Ален Симонян... У каждого народа - есть свои "тараканы". И ничего с этим не поделаешь - биология.
Раньше, сограждане, Кафку читать было страшно - он ведь описывал в основном "кошмары и фантазии". Сегодня читаешь даже немножко снисходительно. Абсурд в нашей жизни стал нормой, и Кафка уже не впечатляет. С раннего утра 28 мая мемориал "Сардарапат" для всех граждан был закрыт, ибо там должна была состояться торжественная церемония с участием Пашиняна и его своры. Целая армия полицейских и других силовиков перекрыла все пути и не разрешила никому подняться к мемориалу. Первый министр иностранных дел Армении Раффи Ованнисян даже был вынужден возложить цветы прямо на дороге.
По лицам европейских гостей было видно, что картина окруженного тысячами янычар Никола мемориального комплекса была им очень интересна. Они же никогда не были, например, в Северной Корее.
Вообще-то страх присущ любому человеку. Известный немецкий психолог и психотерапевт Фриц Риман в своей книге "Основные формы страха" пишет: "Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы можем только пытаться противопоставить развитию страха какие-то наши качества. Это может помочь нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь".
Ученый безусловно прав, но дело в том, что страхи Пашиняна давно уже перешли в форму панических расстройств, когда больного периодически охватывает сильнейший приступ тревоги, с которым он практически не может справиться. В среднем панические приступы бывают 1-2 раза в неделю, иногда - до нескольких раз в день. Это невроз страха, перерастающий в приступы немотивированного ужаса, который был описан еще великим З. Фрейдом.
Помните, как 24 апреля в Цицернакаберде охрана премьера перед его приходом искала при помощи миноискателя взрывные устройства в цветах у Вечного огня? Это был настоящий позор! Не меньшим позором стал запрет для всех подняться к мемориалу "Сардарапат" 28 мая, пока там находится Пашинян. В "Записных книжках" Ильи Ильфа есть поразительно точное психологическое наблюдение: "Заяц думал, что танковая атака направлена против него". Кстати, напомним, что речь идет о личности, неоднократно публично заявлявшей, что "готов смиренно встать у стены расстрела", если того пожелают граждане.
КОНЕЧНО, ПАШИНЯНУ ЕСТЬ ЧЕГО БОЯТЬСЯ. ПОСЛЕ СВОЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПРАВЛЕНИЯ он может спокойно претендовать на уровень злодейства Мабуту Сесе Секо, диктатора Заира прошлого столетия, который за 32 года деспотизма прикарманил пять миллиардов долларов и утопил страну в крови. На худой конец, он может спокойно занять в сознании цивилизованного мира почетное место Жан-Беделя Бокассы, тирана Центральноафриканской Республики, который называл себя 13-м апостолом, а сам любил купаться в роскоши и есть (в буквальном смысле) соотечественников.
Но ведь и страх должен иметь какие-то границы и не принимать формы истерического животного страха. В случае Пашиняна границ не наблюдается совершенно, и если кто-то думает, что он ограничится армией телохранителей, снайперами в машинах сопровождения и на крышах зданий по пути следования премьерского кортежа, поиском взрывчатки в цветах в Цицернакаберде или закрытием для граждан мемориального комплекса в Сардарапате, то сильно недооценивает "акробатическое мастерство" Никола. Последний всегда готов сделать неожиданный вольт и даже можно сказать - кульбит.
Например, перейти к акциям устрашения в духе персидского царя Дария I, по приказу которого была сделана надпись на камне: "Я отрезал ему нос, уши, язык и выколол глаза. Его держали в оковах у моих ворот, и весь народ его видел. После этого я посадил его на кол". Обратите внимание на фразу: "Весь народ его видел". Она показывает, что главной целью этого ужасного действия было не наказание какого-то древнего перса, а урок еще верноподданным гражданам.
Рассказы о мудрых и справедливых тиранах - бабушкины сказки. Ноу-хау всевластия разносторонни и изощрены. Хорошо назваться "любимцем Афродиты", как римский Сулла, и ввести проскрипции - списки врагов отечества, подлежащих уничтожению (сравним с "черными списками" Пашиняна). Или объявить себя прямым потомком царей, правящих еще до Великого потопа, - полубогов Адапы и Гильгамеша, как ассирийский царь Синаххериб и стереть с лица земли Вавилон (как "стирает" эта власть Арцах).
Успешная диктатура всегда состоит из двух половин. Сакрализация правления: личный культ и идеологемма прикрытия ("Наша Родина - это государство", - как заявил в Сардарапате Пашинян). И террор. Роль террора фундаментальна.
Пашинян это отлично понимает, поэтому и дает силовым структурам возможность обкатать технологии подавления массовых акций протеста граждан, когда они начнутся. У профессиональных кинологов есть техника притравки охотничьих собак: прежде чем пес отправится с хозяином в лес, его учат, давая возможность догнать и покусать потенциальных жертв, содержащихся в неволе на специальных притравочных станциях. Что и формирует у собаки нужные рабочие качества.
Но можно, сограждане, найти во всей этой истории и повод для оптимизма. Самая распространенная в современной науке теория агрессии утверждает, что люди становятся агрессивными, когда подвергаются фрустрациям, то есть когда они не в состоянии достичь своих целей или не получают ожидаемых вознаграждений. Пашинян знает, что своих целей он никогда не достигнет и ожидаемых вознаграждений не получит. Народ не допустит.
Он может сколько угодно повышать уровень своей агрессии, но конец его известен и описан еще в книге пророка Даниила: "Тебе говорю, Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.