«БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»? НЕ ЗНАЮ, МЕНЯ ТАМ НЕ СТОЯЛО
«74% респондентов заявили об итогах Первой карабахской войны, как о великой победе, «бархатную революцию» как победу, отметили лишь 1,5%», - говорит в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.
- Интересные результаты социсследования (проведенного в период с 27 по 31 мая при участии 1100 респондентов) по Армении недавно были представлены Gallup International Аssociation. Респондентам был задан вопрос: принимали ли вы участие в революции 2018 года? Если в 2018 году 91% респондентов заявили, что принимали участие, то спустя 5 лет лишь 37,4% опрошенных заявили об этом же. А на вопрос: насколько оправдались ожидания от революции спустя 5 лет, только 3,8% опрошенных заявили, что полностью оправдались, а 52,1% ответили, что ожидания не оправдались вообще. Что это за феномен, когда люди массово открещиваются от того, в чем участвовали не так давно?
- Этого следовало ожидать. По нашим исследованиям, которые мы проводили еще летом прошлого года, было очевидно, что процесс разочарования и переоценки недавнего «революционного» прошлого происходит и происходит давно. Мы спрашивали людей о самых больших победах в истории Армении, и большинство в перечне побед указывало Первую карабахскую национально-освободительную войну и Великую отечественную войну. Причем об итогах Первой карабахской войны как о великой победе заявили 74% респондентов. А вот когда речь заходила о «бархатной революции» 2018 года в Армении, лишь 1,5% отмечали это как победу. Что же касается 91% «участников революции» в 2018 году, думаю, цифра крайне сомнительная, потому что реально в революции такое количество населения никогда участия не принимает.
- А когда тогда объяснить эту цифру?
- Она свидетельствует о том, что тогда, 5 лет назад, была эйфория от «революции», и каждый хотел показать, что он тоже соучастник, даже если при этом сидел дома на диване. Сегодня происходит обратное: от своего участия в «бархатной революции» открещиваются даже те, кто реально принимал в ней участие и голосовал за нынешнюю власть. Сейчас кого ни спросишь, все говорят: я не голосовал. А кто же тогда голосовал? 600 тысяч с лишним голосов же «ГД» получил - от кого?!
Процесс переоценки и разочарования сегодня отмечен тем, что человек даже не хочет принимать факт своего участия, говоря: я тут не при чем, это не я. Не могу сказать, что это нормальный процесс, однако свидетельствует он о том, что разворот событий в стране пошел настолько плохо, что свое участие в них отрицают не только те, кто не участвовал в «бархатной революции», но хотел примазаться, но и те, кто участвовал и хочет отмазаться. Это социально-психологический эффект от происходящего.
- Не честнее ли признать, что ошибся, а не заявлять, мол, меня там не стояло?
- Для того, чтобы признать свою ошибку, тем более признать публично, требуется и определенная честность и определенный уровень интеллектуально-нравственной осознанности. Редко кто признается в собственных ошибках, особенно перед камерой, перед журналистами, в соцопросе перед другим человеком. Даже власти в катастрофических результатах своего правления обвиняют кого угодно, только не себя, и в поражении никто из них не виноват, а виноваты все остальные. Это, кроме всего прочего, своего рода психологическая защита, способ увести себя от ответственности. Но если не признаешь свои ошибки, значит, ты в себе не производишь реальную переоценку, а стало быть, следующий шаг тоже может быть ошибочным, а следом – целая полоса новых ошибок. Признание очень важно.
- Может, когда каждый перестанет скидывать с себя ответственность по принципу «меня в революции не стояло, стоял мой сосед Погос, он и виноват», тогда начнет что-то меняться от инертности к действию сегодня?
- Это так. Другое дело, что если бы спустя 5 лет дела пошли хорошо, Арцах присоединился бы к Армении, например, тогда, пожалуй, все 95% говорили бы, что участвовали в «революции». Народ хочет быть причастным к победе, но не к поражению. Хотя в определенном смысле поражение ведь во-многом тоже идет от народа, от его инертности, пассивности, или от того, что он поддерживает не те силы, не те политические партии, не то направление, которые во благо нации и государству, поддается манипуляциям и махровому популизму.
Мы в одном из своих соцопросов задавали вопрос: в правильном ли направлении идет Армения? Если в 2018-2019 году 70% отвечали – да, в правильном, то сегодня только 25% так говорят. То есть переоценка все же идет. Проблема, однако, в том, что люди не хотят своей причастности – они не виноваты, не участвовали, и сейчас считают, что все идет в неправильном направлении.
- То есть, 25% процентов все еще полагают, что мы на правильном пути?
- Ну, это то, что мы называем административным ресурсом – понятно, иначе они говорить не будут.
- Скажите, вот арестовали мать героя, погибшего на войне, причем ничего так толком и не стало ясно с мутной историей "похищения" премьерского сына. Однако сильнейший общественный шок так и не вылился во что-то более предметное, несколько акций протестов, погудели в Фейсбуке, и все закончилось. Когда такое можно было себе представить в армянском обществе?
- Но это же не первый случай – вспомним гибель наших 15 солдат якобы при пожаре, это тоже был такой триггер, который вызвал бы мощнейший общественный бунт в другое время, лет, скажем, пять назад. Было бы всенародное возмущение с требованием объективного открытого расследования. Тогда этого не произошло, и сейчас, с арестом матери погибшего героя, тоже не случилось.
Если анализировать происходящее с чисто социологической точки зрения, суть в том, что произошло сильнейшее расслоение и разочарование, и отчуждение. В основном, каждый думает только о себе, о своей семье, своем ближнем круге. Подобное социальное отчуждение крайне опасно в национальном и государственном плане. Люди стали равнодушными, столько лжи и вранья со стороны госмашины вылилось и продолжает выливаться им на головы, что острота восприятия притупилась. Люди отходят от этого, отчуждаются, уходят в себя, словно их каким-то препаратом в анабиоз вогнали. Это результат огромной лжи и дезориентации. Страшный на самом деле процесс.
- Есть надежда, что что -то может измениться?
- Конечно. К сожалению, зачастую кажется, что властям, и не только в Армении, очень выгодно такое атомизированное, дезориентированное население, потому что с ним проще «работать». Если все будет идти по такой наклонной, мы дойдем до самоуничтожения, самоистребления и потери государственности. Повернуть подобный разрушительный процесс вспять может только мобилизация – это сегодня должен осознать каждый армянин. Без мобилизации, без единства можно все потерять, потому что там, где нет единства, разрушить, расчленить, и с каждым обойтись по-разному, очень легко. Чем раньше каждый из нас осознает, к каким катастрофически необратимым последствиям сегодняшнее отчуждение, отстраненность и инертность приведут завтра, тем больше шансов в скорейшем времени изменить ситуацию к лучшему.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 10:09
Никол Пашинян, отправившись в Ватикан с семьей, встретился с Папой Римским. «В рамках визита в Святой Престол состоялась моя отдельная беседа с Папой Римским Франциском, - написал Пашинян на своей странице в «Facebook». О чем они говорили? Судя по заявлению Пашиняна, о том, что он подтвердил полное содействие Святому престолу в вопросе поддержания мира на мировых площадках, речь шла все о том же припеве под названием «перекресток мира», который армянские власти не устают повторять, выдавая желаемое за действительное.
-
«ОБЩЕСТВО РАЗОЧАРОВАНО, ОНО РАЗОЧАРОВАНО И В СЕБЕ САМОМ, ПОТОМУ ЧТО МНОГИЕ ГОЛОСОВАЛИ ЗА ЭТУ ВЛАСТЬ»2024-11-16 09:42
«Как правило, бывает два исхода - либо бунт, взрыв, революция, Спартаки выходят, поднимают народ, либо тихое угнетенное самоуничтожение и, в конечном итоге, самоликвидация», - говорит в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.
-
2024-11-12 10:11
Учитывая жесткое противостояние между Западом и Россией, очевидно, что после прошедших в США выборов и победы Дональда Трампа, вопрос, состоится ли диалог между новоизбранным американским президентом и президентом России, и к чему он приведет, волнует многие правительства и общества. Да, общества тоже: когда мир буквально оказывается на пороге ядерной войны, геополитика становится темой, касающихся всех и каждого.
-
2024-11-12 10:09
«На Западе это уже давно работает - частные организации в сговоре с властями изымают детей из семей, получая за это деньги», - говорит в интервью «ГА» руководитель информационно-аналитического центра «Луйс» Айк АЙВАЗЯН.