Последние новости
0
765

В ВЕЧНОМ СГОВОРЕ С ЛЮДЬМИ

Недавно завершился ежегодный, ставший уже традиционным фестиваль "Национальная галерея". Этот фестиваль, инициаторами которого являются подлинные энтузиасты своего дела Мариам Шагинян и Гарик Назарян, прошел в 9-й раз и подтвердил свое непреходящее значение. Он был посвящен памяти незабвенного музыканта, выдающегося композитора, народного артиста СССР, бывшего председателя художественного совета фестиваля Эдварда Мирзояна. Спонсоры фестиваля - ведущий оператор в сфере телекоммуникаций ВиваСелл-МТС при содействии Министерства культуры Армении.

Благодаря своим организаторам фестиваль "Национальная галерея" стал заметным праздником в культурной жизни Еревана. Каждый год он предлагал слушателям нечто художественно-событийное. Что же касается исполнительского уровня фестивальных концертов, то достаточно назвать такие имена, как прославленные пианисты Сергей Бабаян, Светлана Навасардян, Вардан Мамиконян и другие, чтобы представить себе то художественное наслаждение, которое испытывают наши слушатели и гости Армении, присутствуя на концертах во фресковом зале Национальной галереи Армении, словно специально созданном для музыки Баха, Моцарта и других классиков мировой музыкальной культуры и лучших произведений современных авторов.

Сравнительно большой, но компактный зал с акустикой, обеспечивающей изумительную полноту и объемность звучания, он динамизирует творческое вдохновение солистов, оркестра, доставляет бесценную радость аудитории зала.

Программа заключительного гала-концерта, на котором мне довелось побывать, была составлена из произведений Моцарта. В первом отделении - Концерт для флейты и камерного оркестра C-dur и Фортепианный концерт N17. На высочайшем артистическом подъеме исполнила моцартовский концерт для флейты и оркестра испанская флейтистка Сара Урене, покорив зал невероятной энергией, тонким проникновением в авторский замысел и какой-то своей индивидуальной интерпретацией.

Фортепианный концерт прозвучал в исполнении Светланы Навасардян, каждое выступление которой на армянских сценах - событие не менее сенсационное, чем гастроли самых знаменитых зарубежных артистов. Садясь за рояль, она вновь и вновь открывает людям великую ценность музыки Моцарта, Чайковского, Баха, Бетховена... Она - музыкант, не только обладающий своим почерком, но и глубоко интеллектуальный. Мы давно привыкли к ее игре "по-другому", к ее стремлению максимально выразить себя в исполнительстве. Нельзя не заметить ее мудрую простоту и отказ от всякой внешней эффектности, что заставляет вспомнить пастернаковские строки:

"В родстве со всем, что есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту".

Знаменитая своей восхитительной простотой (простота может обернуться примитивностью для человека, который видит и играет только то, что написано, а не для того, кто дерзает, размышляет над роялем и возвращается к нам с израненным сердцем, но счастливым), своей волнующей и глубокой экспрессией игра Светланы Навасардян одерживала верх над Камерным оркестром под управлением А.Арзуманяна, словно растерявшегося от напора силы таланта солистки и игравшего непомерно громко и не всегда отвечая духу моцартовского шедевра. Ее игра в виртуозных пассажах была блестяща, в медленных - она становилась чувственной, оставаясь при этом одухотворенной, живой, отмеченной знаками, оттеняющими каждую фразу словно арию, спетую с той нежной проникновенностью, которую можно услышать только у величайших певцов. Извлеченные ею звуки - короткие или долгие, легатные или стаккатные - переходят один в другой и льются, не растворясь в некой бесформенной массе. Их последовательность образует органичную и неразрывную цепь. Эти зернистые звуки, которые можно уподобить постукиванию изящного молоточка, выводят мелодию чистейшего бельканто. Так что простота Навасардян имеет свойства резонировать, через нее слышишь все, что было прочувствовано и пережито.

Чрезвычайно насыщенным оказалось и второе отделение концерта, где довольно ярко выступили и солисты Национального оперного театра, и Государственный камерный оркестр под управлением Арутюна Арзуманяна (художественный руководитель оркестра и главный дирижер Ваан Мартиросян). В его программе - арии и отрывки из опер Моцарта. Можно сказать, Моцарту в этот вечер повезло с исполнителями: музыка запечатлела изрядную долю их оригинальности. Прежде всего это относится к Ричарду Мадленяну. Певец обладает чрезвычайно округлым, красивым, полным басом. К тому же он был далек от какой-либо преувеличенности выражения. Восторженно, горячо принимает публика исполнительниц сопрановых партий - Марине Деинян, Арцвик Демурчян, Диану Арутюнян, тенора Перча Каразяна.

Программу открыли отрывки из оперы "Дон Жуан". Арию дона Отавио исполнил Перч Каразян. И тут мы сталкиваемся с интереснейшим феноменом: исполнительское решение органично сливается с одной из важнейших граней творческого облика артиста, его психологическим театральным даром, который раскрылся не только в этой арии, но и в партии Томанио из "Волшебной флейты", и в ансамблевых выступлениях певца. Особенно щедро публика благодарила исполнителя басово-баритоновых партий - Ричарда Мадленяна. И хотя театральные атрибуты - декорации, характерный костюм, грим - отсутствовали, "эффект" подлинности поразителен! Одним лишь голосом, мощным, способным передать разнообразную эмоционально-психологическую гамму, певец воссоздает внутренний мир своего героя.

Тонко, сдержанно, как погружение в мир больших глубоких чувств, где нет места внешним эмоциональным вспышкам, прозвучала драматическая ария донны Анны в исполнении замечательной певицы Марине Деинян. Подобно оперной сцене с балладно-новеллическим развитием музыкальной драматургии, от лирико-эпического повествования до высокого трагедийного пафоса, были исполнены арии и другими певицами - Дианой Арутюнян, Арцвик Демурчян. Голоса певиц очаровывают поэтичностью, нежностью, мягкостью тембра, элегической манерой исполнения. Особенно гибкий, легкий, подвижный голос у Арцвик Демурчян. И в то же время ее голос отличается умением мастерски передать взрыв страсти, порыв отчаяния, негодование, протест. Обе певицы пели без напряжения (и в дуэтах, и в ансамблях), естественно, свободно. Волна чувств захватывает сразу, эмоциям словно дается свободный выход. Мы не ощущаем какого-либо расчета, экономии. Уже с первых тактов (особенно в ансамблях) каждый звук, вздох звучит с той силой, какой требует его образное наполнение.

Не обошлось и без сюрприза. Когда мы прощались в фойе со Светланой Навасардян, подошел к ней молодой человек и, поблагодарив за прекрасную игру, сказал: "Но почему все время Моцарт? Нельзя сыграть что-то новое?!" Пианистка только улыбнулась, оставив замечание без ответа. Но мне кажется, что он и сам поймет, что музыка Моцарта вне времени. Она всегда современна, всегда в сговоре с людьми, всегда юная: в ней пульсирует горячая, бьющая через край жизнь, которая в свою очередь дает и нам новую жизнь. Вот почему мы должны ее слушать и сегодня, и всегда.

Слушайте эту музыку - юную и трепетную - и позвольте ей увлечь вас! На такой высокой ноте завершился Девятый международный фестиваль, оставив заметный след в сердцах слушателей. Следующий фестиваль - юбилейный, еще более ответственный, чем все остальные.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗАПОМНИВШАЯСЯ ВСТРЕЧА
      2013-07-09 00:00
      808

      ...Музыканты симфонического оркестра Академического оперного театра (главный дирижер Карен Дургарян) занимают свои места. Между пюпитрами торопливо пробирается к дирижерскому пульту среднего роста молодой европеец. Поднявшись на дирижерский помост, он кланяется залу, затем, повернувшись к оркестру, разводит руки, посылая музыкантам приглашение к вступлению. Эта первая встреча со швейцарским дирижером Микаелом Вендебергом на ереванской сцене стала одним из самых неожиданных и радостных музыкальных событий нынешнего лета.

    • МИР ИСКРЕННИХ ЧУВСТВ
      2012-12-06 00:00
      1231

      Наше время настолько наполнено какой-то неумолимой стихийностью событий, что уже не хочется "острых ощущений". Жаждешь простой теплоты общения с искусством в обстановке несуетной и лишенной сенсационной шелухи. Это полузабытое чувство удалось испытать в прошлую пятницу на очередном концерте Филармонического оркестра в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • ВСТРЕЧА С ОДАРЕННЫМ ПЕВЦОМ
      2012-09-13 00:00
      688

      Красочные музыкальные афиши, извещающие о концертах известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра сегодняшней концертной жизни Еревана достаточно насыщенна. Она включает произведения всех эпох, стилей, национальных школ.

    • ОН НЕС В СЕБЕ НЕЧТО ОТ КОРНЕЙ НАРОДНЫХ
      2012-06-07 00:00
      707

      К 80-летию со дня рождения Карена ДЕМИРЧЯНА В этом году виднейшему государственному деятелю Армении Карену Серобовичу Демирчяну исполнилось бы 80 лет, и без малого 13 лет его нет с нами. Но память о нем в народе удивительно стойка. И это не случайно: истинный патриот, великий гражданин, мудрый политик, он пользовался заслуженным авторитетом не только в республике, но и за ее пределами. За годы его руководства республикой она достигла невиданных высот не только в экономике, но и в культуре, которой он уделял особое место в сложной иерархии своих забот, о чем свидетельствуют видные деятели нашей культуры.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "КРИСТОФЕР" - ОНЛАЙН-ЧЕМПИОН!
      2021-04-30 11:13
      4214

      Спектакль Государственного театра кукол им. О. Туманяна "Кристофер" в постановке Самсона Мовсисяна стал первой ласточкой среди победителей на международной арене начавшегося сезона. На традиционно проходящем в Кракове VIII Международном театральном фестивале Wschod - Zachod ("Восток - Запад") спектакль удостоился наград в двух главных номинациях.

    • СЮЗАННА МЕЛКОНЯН ПОБЕДИЛА В 3 СЕЗОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ "НУ-КА, ВСЕ ВМЕСТЕ!" (ВИДЕО)
      2021-04-27 05:32
      4169

      Стало известно имя победителя 3 сезона вокального шоу "Ну-ка, все вместе!"; победа досталась 28-летней Сюзанне Мелконян из Армении. Эфир финального выпуска шоу состоится сегодня, но подробности победного выступления Сюзанны просочилось в социальные сети.

    • НАША "ПЫШКА" В ПРОГРАММЕ ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ!
      2021-04-23 10:16
      4302

      14 апреля в Москве грандиозным испано-французским проектом "Сотворение мира" открылся очередной, XV Международный театральный фестиваль им. А.Чехова, который продлится целых три месяца, до 17 июля. Среди постановок ведущих режиссеров со всего мира, явящих московской публике новейший театральный язык, традиционно вошедших в программу Чеховского фестиваля, нашлось место и армянскому спектаклю.

    • Изабель ФАУСТ: "МУЗЫКА МНЕ ДАЛА ВСЕ..."
      2021-04-15 09:55
      5607

      Встреча с немецкой скрипачкой Изабель Фауст состоялась после ее очередного концерта в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.