Последние новости

СТАВКА НА ГЕДОНИЗМ И АДЖАПСАНДАЛ КАК СИМВОЛ ХАОСА

«В результате отстранения, отмежевания от трагедии наших соотечественников в каждом из нас умирает не только армянин, но и человек – нравственный человек», - говорит в интервью «ГА» психолог Карине НАЛЧАДЖЯН.

- Как вы думаете, наше общество сегодня адекватно оценивает происходящие процессы, угрозы и вызовы? Такое впечатление, что адекватности нет и в помине.

- Мы не должны забывать, что находимся в состоянии психологической войны, являющейся частью гибридной войны. Основная цель психологической войны – сделать поведение людей управляемым. На что в данном контексте оказывается влияние? На сознание людей, духовный и душевный мир. Если начать целенаправленно влиять на все пласты – сознание, подсознание, душевную организацию, рано или поздно вы увидите результат: человек начинает делать то, что надо манипуляторам. Эти механизмы с 2018 года явно, а до этого скрыто, применялись и применяются в Армении. Причем подобные манипулятивные механизмы – то, что должно «работать» постоянно, дабы человек оставался управляемым, иначе в тот или иной момент он начнет анализировать реальность, понимать, и его поведение изменится. Поэтому, когда мы видим, что делает власть (где-то запугивая, где-то обезьянничая или озвучивая странные, шокирующие заявления), это все укладывается в механизмы манипуляции общественным сознанием. Кстати, супруга премьера Пашиняна в это дело активно вовлечена. А одним из способов, если мы говорим о ситуации «пир во время чумы», особенно после чудовищной трагедии 2020 года, тысяч смертей наших мальчиков, являются «увеселительные меры».

После войны психологическое состояние народа резко изменилось. Несмотря на то, что манипуляторы хорошо поработали над тем, чтобы в людях ослабло чувство родины, но, казалось бы, столько пролитой крови должно было шокировать. И это произошло, но после этого включился защитный механизм. На самом деле мы все хотим, чтобы наши будни протекали спокойно, с положительными эмоциями, и т.д. Гедонизм свойствен человеку. На это и была сделана ставка. После того, как общество испытало столько потерь, боли, крови, разочарования, естественно, должно было пробудиться желание испытать хоть что-то позитивное. И на этом, повторюсь, манипуляторы сыграли блестяще. Пивные фестивали, массовые развлечения, и т.д. – многие потянулись к удовольствиям, тем более, что сегодня во многом искоренен очень важный социально-общественный фактор, я имею в виду осознание каждым гражданином того факта, что он может что-то изменить, он может быть субъектом и фактором перемен.

Многие после войны стали жить просто по инерции, думая: а что от меня зависит? Да, вижу, что происходит, это ужасно, отвратительно, но что я могу сделать? И на этом фоне вдруг подается «меню удовольствий». Кстати, в этом плане отлично эксплуатируется стереотип в духе «ну что за люди армяне, только плакать умеют, не хотят радоваться, вон, что -то радостное организовывают, а они опять недовольны, критикуют».

- В контексте, как вы сказали, «меню удовольствий», очевидно, ставка делается в большей степени на молодежь?

- Совершенно верно. Когда молодежь включается в борьбу, это очень мощный фактор, способный изменить ситуацию. Поведите молодежь к удовольствиям, чтобы изъять ее как фактор борьбы, и манипуляция удалась, а управляемость обществом возросла и укрепилась. Причем, если вы обратите внимание, тяга к удовольствиям, скажем так, «заразна». Если сегодня ты собрал народ на какой-то фестиваль, он там поплясал, получил удовольствие, это чувство удовольствия остается в инерции. И человек становится закрытым по отношению к трагичной реальности, он перестает ее осознавать и желать понимать.

- Но это же отрицание реальности, на самом деле?

- Вот именно. Есть такой психологический защитный механизм – отрицание реальности. Реальность встает перед тобой, а ты ее не видишь, не воспринимаешь. Сегодня кусок в горло не лезет, потому что знаешь, что какой-то маленький мальчик сейчас в Степанакерте, плача, просит у мамы кусок хлеба, а она не может его дать, и это становится твоей личной трагедией, ты не можешь спать, есть. Это тяжелое состояние, в котором трудно оставаться долго, особенно если понимаешь, что ты лично ничего не можешь сделать. И психологически человек начинает переключаться на что-то другое – свои повседневные дела, повседневные удовольствия, встречи с друзьями, и т.д. Это тоже защитный механизм, и он тоже, как и все остальные, используется манипуляторами на полную катушку. В их головы впрыскиваются идеи типа «а что даст борьба?», «в прошлом году в это время все были на улицах, и что с того?», и все в таком духе. А власть при этом продолжает манипулировать, кстати, отлично используя символику…

- Что вы имеете в виду?

- Вот смотрите: скажем, супруга премьера, Анна Акопян, выкладывает некий «овощной» пост в соцсетях, мол, вырастила овощи, приготовила аджап сандал. Вникните в символику этого самого аджапсандала, который в разговорной речи мы употребляем как символ хаоса, неразберихи. Когда хотим сказать, что все запуталось, мы говорим «превратилось в аджапсандал». И действительно, в стране царит полный «аджапсандал», хаос, в головах людей тоже хаос, говорят, не знаем, кому верить. Стоит кому-то из оппозиции выступить с какой-то инициативой, как ее накрывает волна дискредитации, и в головах снова воцаряется хаос.

В контексте символики, о которой говорила выше, обратите внимание на «марш» властей в Гюмри, на церемонии открытия Панармянских игр. Они шагали и шагали, долго, чувствовалось, что боятся, зажаты, но они шагали, при беспрецедентном полицейском оцеплении и множестве охранников, которые скакали туда-сюда, в невероятном ажиотаже. Это было дико и постыдно. Но Гюмри и бесконечно «шагание» властей - невозможно в этом не увидеть символику и очевидные ассоциации с «азербайджанско-турецкой революцией», как называет ее один из наших общественных деятелей. Я ее называю «революцией гробов». И видя этот марш власти, у людей не может не возникнуть параллелей «опять в Гюмри эти начали шагать, может нас ждет очередная общенациональная катастрофа», «что на этот раз они планируют – подарить Армению туркам?»

- Причем это все совпало с передачей на азербайджанском телевидении, демонстрацией фильма, в котором вся территория Армении была представлена территорией Азербайджана…

- Безусловно, это не может быть случайностью, ибо работа идет скоординированная. Мы должны видеть связи. Координаторы «бархатных» назначенцев хорошо работают, а они сами – прекрасные исполнители. Так что не надо удивляться всей этой нескончаемой череде увеселительных мероприятий, организуемых властью на фоне трагедии осадного, голодающего Арцаха. Увы, в результате отстранения, отмежевания от трагедии наших соотечественников в каждом из нас умирает не только армянин, но и человек – нравственный человек. Потому что там голодающие дети, здесь – один кеф за другим. И это делается целенаправленно и организованно.

- Но не может же отрицание реальности быть бесконечным?

- Сейчас у меня нет особых надежд на массовое пробуждение осознанности. В таких случаях надежды можно возлагать на пассионарную часть нации, которая включится в борьбу, и уже только силовыми методами. Год назад я предлагала сделать шаги по освобождению сознания наших сограждан от того состояния психологической комы, в которую их вогнали. Потому что есть методы воздействия, чтобы сделать общество управляемым, то есть и методы, скажем так, «детоксикации». Тогда мое предложение не было принято. А сейчас уже, при нынешней ситуации, я бы сама не предложила подобного, потому что это требует времени, а его у нас нет. Да, это нужно, но в более пролонгированном варианте, сегодня же механизмы, которые не проявляют себя немедленно, чреваты потерей времени. Единственный выход – чтобы, как я уже сказала, пассионарная часть общества, немедленно включилась в борьбу. Народ оторван от реальности или адаптируется в духе «будь что будет», в целом мы видим искаженную атмосферу, как с точки зрения морально-нравственной, так и национальной или просто человеческой.

Я слежу за опросами, когда журналисты на улице обращаются с вопросами к прохожим. И смотришь: вот человек, осознающий реальность и высказывающий свое мнение, в котором по большей части доминирует отвращение к происходящему, к властям, но как много попадается граждан, особенно женщин, причем на первый взгляд образованных, которые глядя в лицо журналисту, вдруг заявляют: «А что, арцахцы не знают, что Арцах находится в составе Азербайджана? Кто не знает, что Арцах был азербайджанским?» Что делать с подобным симбиозом невежества и аморальности? Чтобы работать с подобной прослойкой, нужно много времени. Так что надежда, повторюсь, сегодня только и только на пассионариев…

Продолжение следует

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА НАД ЗЛОМ - НАША ОБЩАЯ ПОБЕДА!"
      2024-05-08 10:35

      "Для потомков победителей в Великой Отечественной войне значение "9 Мая" переоценить трудно, - говорит в интервью "ГА" президент Джавахкской диаспоры России, член Лазаревского клуба Агаси АРАБЯН.

    • ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ НЕОФАШИСТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА - УНИЧТОЖЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
      2024-05-07 10:16

      Комиссия США по международной религиозной свободе опубликовала ежегодный отчет, в котором более двух десятков стран перечислены в числе наиболее злостных нарушителей религиозной свободы в мире. И, конечно, Азербайджан среди них - иначе могло бы быть только при условии, что в вышеназванной комиссии заседают слепые и глухие. В отчете отмечается, что условия со свободой вероисповедания в Азербайджане "имели отрицательную тенденцию" после конфликта в Нагорном Карабахе, в котором до массового исхода в 2023 году жили армянские христиане.

    • ИЗРАИЛЬ - ИРАН: ДО ЧЕГО МОЖЕТ "ДОКИПЕТЬ" КОНФЛИКТ?
      2024-05-01 09:52

      Окончание. Начало здесь  "Часть израильских дронов была запущена с тех военных баз, которые израильтяне весьма оперативно построили с азербайджанцами на территории оккупированного Арцаха", - говорит в интервью "ГА" директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.

    • АРМЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ СЦЕНАРИИ ЛОКАЛЬНЫХ ЯДЕРНЫХ ВОЙН
      2024-04-30 10:42

      "Нас пытаются лишить не только нашей истории, но и родины, христианства и культуры в целом", - отмечает в интервью "ГА" директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ