АРЦВАШЕН, АВГУСТ 1992-го....
Ашот Петросян родился в 1942 году в Башкенде (Арцвашен), окончил после армии философский факультет ЕГУ, преподавал в различных вузах Еревана, защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии Академии наук СССР (1984 г.). Участвовал в общественных движениях, основал в 1989 году земляческий союз "Арцвашен", организовал отряд ополченцев, в 1991-1994 гг. сотрудничал в газете "Азатамарт", в 2000-2004 гг. работал в Бердзоре. А. Петросян - автор более 300 статей и 30 книг. Недавно вышел третий том работы "Башкенд - Арцвашен". Объем всех трех книг - 1414 страниц. Чтобы представить их в самом сжатом виде, нужно написать брошюру. Попытаюсь очень кратко объяснить, что может найти внимательный читатель в этой, по сути, энциклопедии об одном селе.
АРЦВАШЕН - БОЛЬШОЕ СЕЛО В КРАСНОСЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ АРМЕНИИ, анклав с 1929 года по решению Закфедерации. На этой земле тысячелетиями жили армяне. Свидетельством тому - церкви, хачкары еще XI века, другие артефакты армянского происхождения. Башкенд (так перевели позже соседи название Верин Шен) расположен в верхней части области Гардман.
Нашествия сельджуков, Ленк Тимура и других завоевателей постепенно меняли национальный состав Гардмана и Северного Арцаха. Шах Абас заселил Кашатах и Карвачар курдами. Постоянные стычки с пришельцами (а тут еще засуха, голод, болезни) обернулись исходом части карабахцев. Некоторые жители сел Чардахлу, Магавуз смогли обосноваться здесь, наладить отношения с соседними армянским селами, были контакты и с турками, почувствовавшими воинственный настрой башкендцев. Но мир царил не всегда.
События 1905-1906 гг.
Сложилось так, что в этот период Башкенд был уже со всех сторон окружен турецкими (кавказские татары) селами, а расположенные неподалеку две молоканские деревни (мягко выражаясь) соблюдали нейтралитет. В декабре 1905 года со всей определенностью встал вопрос: быть или не быть Башкенду?
ГОСУДАРСТВА У АРМЯН ТОГДА НЕ БЫЛО. Царю-батюшке других забот хватало. Оставалось надеяться на себя и своих. Начали с оружия. А для покупки потребовался сбор средств. Женщины, бедные тоже, отдавали драгоценности. Одна богатая семья воспротивилась, так комитет обороны усадил ее на телегу и погнал лошадей в сторону турок. Образумились.
Руководили защитой села священник Тер Ваан (1872-1921) и Микаел Аствацатрян (Аюнц Айк, 1878-1937), член АРФД. 24 декабря толпы вооруженных турок двинулись на село, не ожидая серьезного сопротивления. За ними следовали телеги, чтобы увезти богатую добычу. Но они потом пригодились для погрузки трупов сраженных пулями турок. Количество потерь нападавших точно неизвестно. У башкендцев погибли 8 человек и одна женщина у порога дома, только родившая ребенка.
Второе нападение возглавил молла Сеид со знаменем Аллаха. И первым испустил дух от меткой пули. Провалилась и третья попытка. После чего кавказские татары притихли.
Ашот Петросян подробно описывает сражения, приводит биографии многих героев. Делает это неспроста, размышляет о том, почему тогда горстке окруженных башкендцев удалось отбить атаки в разы превосходящих сил противника, а летом 1992 года при наличии своего государства, министерства обороны, строящихся вооруженных сил - Арцвашен пал?
Август 1992
Не стану приводить весь комплекс причин, из-за которых (по мнению автора) мы потерпели поражение, отдав врагу село, где жило 2800 человек, имелись филиалы предприятий, клуб, школа, детсад, пруд, завершалась газификация. Петросян указывает на ряд документов (тексты), свидетельствующих о многочисленных обращениях сельчан в высшие инстанции еще с весны 1992 года.
АРЦАВАШЕНЦЫ НАСТАИВАЛИ НА УКРЕПЛЕНИИ ОБОРОНЫ (количеством военных и техники), указывали на резкое увеличение военного потенциала в соседних азербайджанских селах. Однако каких-либо действенных шагов аодовское руководство республики не предпринимало.
Автор в те месяцы часто приезжал в Арцвашен, общался с людьми, видел все своими глазами, писал статьи в еженедельнике "Азатамарт". Стоит прочитать, поразмышлять и сделать свои выводы.
Порой оценки Петросяна могут показаться излишне резкими. Не стану вступать кое-где (за неимением места) в полемику. Но как ни крути, выходит, что особого желания защитить Арцвашен у президента Л. Тер-Петросяна и министра обороны В. Саркисяна не было. Опущу нелестные авторские характеристики этих двух руководителей.
Две-три детали. Азербайджанцы с 1 по 6 августа обстреливали село. Но когда утром 6-го наши отряды сумели подавить главные огневые точки и вместе с вооруженными молодыми арцвашенцами двинулись, прорвав боевые порядки, дальше, им запретили преследовать удиравших азербайджанских вояк. Почему?
В эти дни к оставшимся арцвашенцам присоединились земляки и просто патриоты из других уголков Армении. Приехали женщины из Еревана: Лида Мусаелян, Шушик Ерицян, Лала Петросян, с оружием стояли рядом с мужчинами. Но в августе после появления и отъезда из села В. Саркисяна за ним ушли порядка 1500 военных. А министр обороны после обещаний о том, что Арцвашен надежно защищен, не постеснялся потом в телевыступлении обвинить в поражении арцвашенцев...
Автор приводит фрагменты из книги, подполковника Днеприка Багдасаряна "Противостояние". Он тоже оказался в эти дни в Арцвашене. Оценив ситуацию, опытный военный предложил министру обороны доверить ему оборону села. Но тот, не ответив, сел в машину и уехал в Ереван вместе со свитой из депутатов. В достоверности слов Багдасаряна сомневаться не приходится. Днеприк Суренович врать не умел.
В трехтомнике не только война
В своей работе Ашот Петросян опирается на свидетельства различных историков (от древних до нынешних), приводит отрывки из опубликованных мемуаров и рукописей грамотных людей разных времен.
ЦЕРКОВЬ, ШКОЛЫ, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВОКРУГ АРЦВАШЕНА. Положение в годы Первой Республики, коллективизация, Вторая мировая война, когда на фронт ушли 830 мужчин, 300 из которых не вернулись.
Публикуются краткие биографии вышедших из села известных людей. В их числе поэт, сатирик, главный редактор журнала "Возни" Арамаис Саакян, балетмейстер Рудольф Харатян и другие. Есть стихотворения разных авторов, картины, множество фотографий. Приводится работа студента-историка 5-го курса ЕГУ Артура Мкртчяна (будущего председателя ВС НКР), который изучал дома Арцвашена.
В третьем томе есть словарь, выражения, употребляемые арцвашенцами. Понятно, что большинство восходят к карабахскому диалекту. Отдельно по алфавиту даны пословицы, весьма меткие и остроумные, забавные истории из жизни сельчан. А если у вас проблемы со здоровьем, то можно попробовать народные средства. Приводятся рецепты, способы приготовления различных блюд. Описываются обычаи, праздники, игры, песни и многое другое. Автор приводит даже наиболее известные имена, которые арцвашенцы давали быкам, коровам, буйволам, собакам...
Читая все это - душой приближаешься к арцващенцам, лучше осознаешь масштабы потерянного в августе 1992 года.
Для обустройства потерявших кров были выделены какие-то средства, территории, но, как говорится, сердце многих осталось в горах, по ту сторону границы. А наши "миролюбивые" соседи полностью разрушили все дома и стерли село с лица армянской земли. Недаром Гюго говорил: "Здесь прошел турок..."
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".