ОЧЕРЕДНОЙ "СКУЛЬПТУРНЫЙ ШЕДЕВР" СТОЛИЦЫ
В Ереване перед Спортивно-концертным комплексом установили бронзовый памятник Национальному герою Армении, выдающемуся армянскому политическому и общественному деятелю Карену Демирчяну. Об этом сообщил вице-мэр столицы Тигран Авинян на своей странице в Facebook. Автором памятника стал скульптор Саргис Бабаян, который в своей работе воплотил Демирчяна в движении, спускающимся к народу.
КАРЕН СЕРОПОВИЧ ДЕМИРЧЯН (1932-1999 гг.) ЗАНИМАЛ ДОЛЖНОСТЬ первого секретаря ЦК КП Армянской ССР в 1974-1988 гг., в 1999 году был избран спикером Национального Собрания Армении. Он всегда сопровождали любовь, уважение и признание армянского народа. В 1999 году за выдающиеся заслуги перед родиной он был посмертно удостоен звания "Национальный герой Армении". Демирчян руководил Армянской ССР 14 лет. Примечательно, что 23 апреля 1975 года он по Первому каналу национального телевидения впервые напрямую обратился к народу, разъяснив официальную позицию Армении по событиям 1915 года и осудив власти Османской империи.
После обретения Арменией независимости Демирчян отошел от политики и переключился на управление заводом "Армэлектромаш". В 1999 году был избран спикером Национального собрания, однако 27 октября того же года во время террористического акта в здании парламента Армении жизнь Демирчяна оборвалась.
Спортивно-концертный комплекс и метрополитен - любимые детища Демирчяна, которыми он искренне гордился. Ранее для памятника предложили место на проспекте Маштоца. Однако семья пожелала, чтобы памятник расположился на вершине холма, где находятся СКК и мемориальный комплекс "Цицернакаберд".
Бронзовая статуя политического деятеля вызвала шквал критики ереванцев и специалистов. "Памятник совсем не похож на Демирчяна, он никогда не держал руку в кулаке", " Как можно было так изуродовать нашего любимого руководителя". Это самые мягкие выражения, озвученные пользователями в соцсетях.
В беседе с корр." ГА" скульптор Ашот Петросян отметил, что памятник не выдерживает никакой критики. "Не успели мы прийти в себя от шока, который поверг ереванцев эскиз памятника Шарлю Азнавуру (его планируют установить на площади Франции), как власти города преподнесли нам еще один сюрприз,- сказал А. Петросян.- Как можно было так изуродовать Карена Демирчяна. Во-первых, он на себя абсолютно не похож, во-вторых, сам памятник крайне неудачный. Это не наш любимый руководитель, а скорее какая-то номеклатурная личность".
А ВОТ КАК ОПИСЫВАЕТ ОБРАЗ КАРЕНА СЕРОПОВИЧА В СВОЕЙ КНИГИ "ПАМЯТЬ" его супруга Римма Демирчян. "Теплым весенним вечером 1975 года возвращались мы из района в Ереван. Карен, как всегда во время езды, слушал музыку (запас кассет в машине периодически обновлялся). Я, большая любительница ночной езды, молча наблюдала, как фары автомобиля выхватывают из тьмы отрезки асфальта, и каждый раз под воздействием прекрасной музыки рождается мистическое чувство ожидания: вот-вот сейчас разверзнется тьма, и мы въедем в незнакомый сказочный яркий мир… Вдруг Карен прервал молчание: "Вот здесь я задумал построить такое!" Я оглянулась – мы проезжали Цицернакаберд…
Дома он, видимо чувствуя потребность высказаться, вернулся к разговору:
- Хочу там построить дворец Спорта.
- Ну и что же в этом необыкновенного, - удивилась я, - такие дворцы в нескольких республиках уже есть.
- Нет, у нас будет совсем другое, непохожее на все, что существует. Хочу совместить концертный и спортивный залы в одном комплексе, только все думаю, как это сделать.
Так он впервые озабоченно высказался об овладевшей им идее. Я же, что греха таить, как-то мало обратила внимания, даже не представляла, во что выльется эта идея. В том же году состоялся конкурс, в котором лучшим был признан проект творческой группы в составе: К. Акопян, А. Тарханян, Г. Погосян, С. Хачикян, Г. Мушегян, О. Берберян, конструкторы И. Цатурян, Г. Азизян, М. Агаронян, скульптор Ф. Аракелян. Однако первый проект Кареном не был принят. Дело в том, что объект планировался еще при А. Кочиняне как обычный типовой Дворец спорта. Он был уже утвержден Совмином СССР с выделением средств из союзного бюджета. Но Демирчяна такое тривиальное решение не устраивало. Он собрал творческую группу, объяснил свою задумку и предложил сделать новый проект, заложив в основу совмещение концертного и спортивного залов".
Как видим, Карен Серопович был совсем другого склада человек, чем тот, который изображен на памятнике. Причины недостатков в сфере монументальной политики в Ереване очевидны. Не проводятся публичные и профессиональные обсуждения, выставки конкурсных работ, чтобы люди могли оценить, что им предлагается. А результат очень часто весьма плачевный.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:38
В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.