ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, профессор Объединенного института ядерных исследований Дубны (Россия) Евгений ИВАНОВ рассматривает вопросы науки и образования.
- Г-н Иванов, сегодня многих ваших коллег беспокоит состояние фундаментальной науки, скорее даже отношение к ней общества. Вы считаете это проблемой?
- Фундаментальная наука – теоретическая физика, теоретическая биология и т.д. – основа всех остальных наук. Причем фундаментальная наука развивается сама по себе, и это развитие основано на стремлении людей открыть что-то новое, а не сделать нечто, имеющее практическое значение. Учеными, действующими в сфере фундаментальной науки, движет чисто познавательный интерес, который в общем-то изначально присущ природе человека. Но таких людей всегда очень немного, хотя они очень нужны. Пока они существуют и что-то открывают, человечество развивается и обеспечивает себе выживание в усложняющихся условиях. Как я уже сказал, эти ученые не ставят перед собой прикладных задач, но потом неожиданно оказывается, что результаты их исследований могут найти практическое применение и этим начинает заниматься уже другой эшелон ученых. Все эти мобильники, айфоны и прочие устройства, без которых мы уже не можем представить современную жизнь, были бы невозможны без фундаментальных открытий в области физики, сделанных не только в начале ХХ века, но и значительно раньше. Максвелл, сформулировавший основы классической электродинамики, и Ньютон, открывший закон всемирного тяготения, не думали о возможностях практического применения своих фундаментальных открытий, которые в дальнейшем сыграли огромную роль в техническом развитии человечества. Но, повторюсь, все технические достижения, которыми мы пользуемся сегодня, основаны на фундаментальных законах науки, природы. А то, что значение фундаментальной науки не всегда адекватно воспринимается обществом, вполне естественно. Как фундаментальная наука является сферой деятельности, привлекающей лишь очень немногих людей, так и получаемые в этой области результаты могут быть по достоинству оценены лишь немногими.
- Не знаю, как обстоят дела в России, но сегодня в Армении наука перестала считаться престижной сферой деятельности, привлекающей молодых. Дошло до того, что объявляются конкурсы в аспирантуру по некоторым специальностям, а поступить туда желающих нет. Раньше такое невозможно было представить. Понятно, что это неизбежно приведет к крайне нежелательным последствиям. Как изменить ситуацию?
- В этом вопросе решающая роль принадлежит государству. Если на государственном уровне есть понимание того, что фундаментальная наука является необходимым условием развития системы образования и практически всех сфер профессиональной деятельности, то она получает достойную финансовую и прочую поддержку, становится престижной и привлекательной сферой деятельности. А если этого понимания на государственном уровне нет, это влечет за собой не только нежелательные, но и опасные последствия. Причем понимание важности фундаментальной науки должно прививаться новому поколению буквально со школьной скамьи.
- А в России у молодежи есть интерес к исследовательской деятельности?
- Интерес к науке есть, но он несколько переместился в сторону практического приложения. Фундаментальная наука стала не очень привлекательной для молодежи, они хотят видеть результат. Они более практичны, чем, например, люди моего поколения. Выбирая сферу профессиональной деятельности, мы не задумывались о выгодах и доходах, нас интересовал сам предмет исследований. Мы были скорее любознательными, чем практичными.
- Как вы считаете, нужны ли изменения в самом подходе к образованию, необходимы ли изменения учебных программ?
- Я не знаю, какая ситуация в системе образования Армении, насколько удачны используемые учебные программы, но абсолютно убежден в том, что в плане естественных наук та программа, которая использовалась в советские годы, была очень хорошей. Конечно, в гуманитарной сфере было много лишнего, эти науки были слишком политизированы, но в целом советская система образования успешно справлялась со своими задачами. А уже потом начались всякого рода попытки и в школе, и в системе высшего образования что-то улучшить, усовершенствовать, сделать по западному образцу, внедрить Болонскую систему и т.д., что только снижало уровень образования. Плохо то, что введение изменений в учебные программы и организации процесса образования происходит в результате решений, принятых административными лицами. Просто кто-то решает, что так будет лучше, и все. Но ведь нужно сначала провести эксперимент, убедиться, что предлагаемые новшества имеют серьезные преимущества, дают хорошие результаты, а не ставить эксперимент в масштабах всей системы образования, а когда он провалится, начинать новый.
- Как вы считаете, всех детей надо учить одинаково?
- Хороший вопрос, но ответить на него однозначно сложно. Думаю, учить детей надо сообразно их способностям, интересам, которые проявляются достаточно рано. Должны быть школы разного профиля.
- И все-таки способности не всегда проявляются рано… Иногда у ребенка не возникает интереса к тому или иному предмету, он не проявляет к нему способностей просто потому, что не повезло с педагогом…
- Во всех случаях надо помогать школьнику определиться. При этом родители не должны навязывать ему свой выбор специальности.
- Как вы считаете, почему дети стали менее любознательными, почему по уровню общего развития, начитанности они значительно уступают своим ровесникам прежних поколений?
- Любознательность присуща человеку, она заложена в его природе, но во многом стимулируется и принятыми в обществе ценностями. Если знания, образованность перестают считаться престижными, а приоритетными становятся другие характеристики, интерес к знаниям начинает угасать. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что доступ к информации очень облегчился. Хочешь что-то узнать? А у тебя под рукой мобильник. И ты сразу получишь ответ на интересующий вопрос. Не надо читать книги, искать их, все под рукой. Но поверхностная информация не может заменить знаний. Многие современные школьники даже не хотят выучить таблицу умножения, в телефоне все есть. Зачем прилагать усилия? И это убивает любознательность. Очень важно делать выводы, к которым приходишь в процессе размышлений. И если даже эти выводы окажутся неверными, сам процесс поиска, размышлений, попыток анализа чрезвычайно полезен. Техническое развитие, наряду с огромными преимуществами, дало и негативные результаты. Люди перестали читать, появились аудиокниги. Но научно доказано, что визуальное и аудио- восприятие литературного произведения отличаются примерно на 40%. Прослушивание текста не только снижает его эмоциональное восприятие, но и вызывает значительно меньше размышлений, желания осмыслить и проанализировать полученную информацию.
- Вы приехали в Ереван на международную конференцию по теоретической физике. Какие у вас впечатления?
- Такие встречи очень важны. Эти конференции систематически организуются уже в течение многих лет и всегда проходят успешно. Авторитетные ученые из разных стран мира представляют результаты своих исследований, что-то обсуждают… Сегодня это особенно важно. Наука ни одной страны не может развиваться изолированно, а в сложившейся политической ситуации, в условиях санкций ученые из западных стран не приезжают в Россию, а для наших ученых поездки на Запад тоже связаны с немалыми трудностями. Поэтому конференции, проводимые в Армении, - уникальная возможность встретиться с зарубежными коллегами, обсудить актуальные проблемы науки.
- То есть фонды, которые раньше финансировали поездки российских ученых за рубеж, больше не предоставляют таких возможностей?
- У нас есть и довольно приличное внутреннее финансирование, российские фонды, которые могут оплатить участие ученых в зарубежных конференциях, но во всех случаях контакты значительно сократились. Причем конференции этого цикла в Армении всегда проходят в атмосфере благожелательности и непринужденности, что тоже важно, нет языкового барьера…
- Как нынешние ограничения, санкции отразятся на состоянии науки?
- Посмотрим, но думаю, что сложившаяся ситуация, сокращение научных контактов сыграет негативную роль. Чтобы наука нормально развивалась, ученые должны свободно общаться. Закрытость вредит самой природе науки.
- Наверное важно и то, что в этих конференциях активно участвуют молодые ученые, что изначально предусмотрено форматом конференции?
- Участие в подобных форумах молодых имеет огромное значение. Люди, которые только вступают в науку, пишут какие-то работы, готовят доклады очень нуждаются в непосредственном общении с авторитетными учеными, имена которых им известны по научной литературе. И когда такие встречи происходят, появляется возможность непосредственно пообщаться с известным ученым, задать какие-то вопросы, это становится важным событием в жизни молодого ученого, создает возможность налаживания новых профессиональных контактов в будущем. Одно только выступление с докладом перед такой авторитетной аудиторией – прекрасный стимул для профессионального роста. Этого сегодня очень не хватает российским ученым, поэтому мы очень рады участию в конференции, которая предоставляет возможность пообщаться и обсудить научные проблемы с зарубежными коллегами.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.