Последние новости

"ПТАХА" - УВЕРЕННЫЙ, ЧТО УМЕЕТ ЛЕТАТЬ

«Как это естественно - летать, и как неестественно - не знать, куда лететь»... Сегодня кажется, что мы оказались именно в этой неестественной ситуации. Но можно ли обрезать крылья тому, кто совершенно уверен, что умеет летать?

29 сентября на сцене Гюмрийского Государственного театра им. В. Аджемяна все-таки состоится премьера спектакля. Премьера психологической драмы Уильяма Уортона, которая в постановке Татев Мелконян обрела название "Рядовой Птаха".

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРЕМЬЕРЕ МОГЛО ПОКАЗАТЬСЯ НЕУМЕСТНЫМ. Но театр настоял на своем. А мнению гюмрийцев в этом вопросе можно доверять - Гюмри ли не знать, как следует восставать из пепла? Кажется, сегодня этот прекрасный, живущий полнокровной жизнью город сам по себе становится символом надежды...

"Раньше мне казалось, что существуют вещи, к которым невозможно выработать иммунитет... Сентябри последних лет меня в этом разуверили. Война, потом атака на наши границы, и то, что произошло теперь... Но сегодня я знаю, что нужно делать - делать нужно дело, делать, что должно, работать. А в самые страшные, переломные моменты надо работать с утроенной силой. Лично я и весь наш коллектив не собирается впадать в грех уныния. Театр обязан быть с людьми и не утешать даже, а вкладывать веру в свои жизненные силы, в свою способность к возрождению. Конечно, комедий мы сейчас играть не станем, хотя я уверен, что придет и их очередь, но спектакли, которые помогают в поисках новых смыслов, которые вдохновляют и вселяют силы, мы играть просто обязаны", - считает руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян.

Спектакль "Рядовой Птаха" Татев Мелконян стала репетировать задолго до последней трагедии - трагедии предыдущие уже делали его достаточно актуальным. Драма Уильяма Уортона "Птаха" - это история парня, "не вернувшегося с войны", выжившего, но не вернувшегося. Это невозвращение из ада, когда прошлое перечеркнуто, а явь окружающего мира настолько страшна, что кажется нереальностью, не сделала его агрессивным комбатантом - он сидит в психиатрической клинике и считает себя пташкой, заключенной в клетку...

Кстати, вспомним великого Алана Паркера, создателя великого же фильма "Полуночный экспресс». Фильма "про совсем другое", в котором турки представлены едва ли не страшнее, чем в картинах про Геноцид армян, фильма, несмотря на все протесты Турции, удостоенного 2 премий «Оскар», 6 премий «Золотой глобус» и 3 премий BAFTA. Так вот, в 1985 году Алан Паркер выпустил экранизацию "Птахи", которая получила Гран-при Каннского фестиваля. Те, кто смотрел картину, помнят не только потрясающую музыку Питера Гэбриела. Они помнят романтического Птаху и весельчака Эла, двух друзей детства, которых мясорубка Вьетнама - в книге речь идет о Второй мировой войне - сделала другими людьми. Ради их прежней дружбы Эл должен достучаться до своего друга, вернуть ему здравый рассудок, вытащить человека из "птичьей клетки", в которую тот добровольно заключил себя, прячась от ужасов войны...

Станет ли и наполнение спектакля "Рядовой Птаха", созданного приглашенным режиссером Татев Мелконян и командой Гюмрийского театра, мессиджем, помогающим в обретении новых смыслов после катастрофы, мы узнаем совсем скоро. В любом случае, нынешний премьерный выпуск направлен не только на моральную поддержку самих гюмрийцев.

"В Гюмри, как и в Ереване, и всех городах и регионах страны уже создан штаб помощи беженцам из Арцаха. Конечно, люди будут помогать, чем только могут. А чем может помочь театр, кроме того, чтобы, разумеется, служить психотерапией? Поэтому мы будем работать и зарабатывать - только так у нас будет возможность оказывать не только моральную поддержку. Я уже говорил и с марзпетом, и с министерством - сбор с премьерного спектакля мы направим в помощь арцахцам, и думаю, это не станет разовой акцией", - говорит Людвиг Арутюнян.

... И опять вспомнился финал фильма Алана Паркера. Когда, казалось, все кончено и возврата к себе уже нет, Птаха раскинул руки и взлетел - взлетел почти физически! Ведь нельзя обрезать крылья тому, кто совершенно уверен, что умеет летать.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ