У НАТО НОВАЯ ПОВЕСТКА В ОТНОШЕНИИ ГРУЗИИ И АРМЕНИИ?
17 ноября Сурен Папикян и Джуаншер Бурчуладзе провели переговоры в Ереване и подписали некий документ за названием «План двустороннего сотрудничества». В скупом сообщении МО РА говорилось, что министры обсудили вопросы армяно-грузинского сотрудничества в сфере обороны и региональной безопасности, а также представили друг другу детали проводимых в вооруженных силах обеих стран реформ. По поводу же сути и содержания названного документа в релизе не было сказано ничего даже в общих фразах.
И ЭТО АБСОЛЮТНО ЕСТЕСТВЕННО, ПОСКОЛЬКУ РЕЧЬ ИДЕТ о крайне деликатной сфере безопасности, разбрасываться информацией о которой без особой надобности в мире не принято. Тем более в ситуации, когда соседствующие страны постепенно втягиваются в охватившую регион зону турбулентности. Так что можно только догадываться, что таится за официальным визитом Бурчуладзе и какой план взаимодействия или сотрудничества лежал на переговорном столе министров обороны Армении и Грузии.
Наличие достоверной информации - главное условие для анализа, иначе умозрительные, абстрагированные суждения будут походить больше на тыканье пальцем в темноте. Это аксиома применима и в данной теме, тем не менее, некоторые косвенные события побуждают попробовать пролить свет на цели визита грузинского министра и разобраться с содержанием переговоров.
Прежде всего, речь идет о доставке в Армению французских легких колесных броневиков «Бастион». Едва ли можно считать случайностью совпадение во времени визита Бурчуладзе и переброски названной военной техники через территорию Грузии. Скорее всего, транспортировка этой партии была тестовой, и одна из целей прибытия грузинского министра предполагала что-то подобное презентации логистического маршрута для доставок вооружения в Армению. Иначе говоря, суть вопроса не в самой партии броневиков, а в логистике вообще. Это означает, что Тбилиси, возможно, обязался отныне пропускать в РА грузы военного назначения широкого спектра.
Следует при этом подчеркнуть, что речь идет о продукции именно западного производства, поскольку, как известно, после очередной вспышки грузино-осетинского конфликта в августе 2008-го и вмешательства в него Москвы, Грузия практически закрыла свои дороги для переброски российских военных грузов в Армению по земле. В преддверии же 44-дневной войны Тбилиси, поддавшись давлению Баку и Анкары, и вовсе перекрыл свое небо для военных авиаперевозок из РФ в РА. Очевидно, что ситуация изменилась с изменением поставщиков, «рекомендации» которых для руководства Грузии более весомы, нежели давление азербайджано–турецкого тандема.
Эта версия полностью перекликается с данными об интенсивных контактах в последние недели армянского министра Папикяна с французским коллегой, и о посещении начальником Генштаба РА Асряном штаб-квартиры Европейского командования США в Штутгарте. Наверняка все эти встречи предполагали, кроме прочего, также разработку логистических маршрутов и прямой связи стран НАТО с Арменией с устранением правовых и политических препятствий со стороны Грузии.
Кроме того, создается ощущение, что на Западе было принято решение о создании условий для своеобразной интеграции пространства безопасности двух южнокавказских стран и сведения программ содействия им в единую повестку. Грузинский опыт НАТО уже достаточно богат и насчитывает почти два десятилетия, поэтому, возможно, в Брюсселе (условное обозначения центра принятия решений Альянса) задумались о том, что не следует изобретать армянский «велосипед». Нужно лишь подогнать нового «клиента» под испробованные лекала - разумеется, с учетом особенностей армянского «трека».
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НАБИРАЮЩИЙ СИЛУ ПРОЦЕСС АЛЬТЕРНАТИВИЗАЦИИ российской военной помощи Еревану не застопорился и не вызвал разочарования армянского общества в отношении Запада. В Брюсселе понимают, что образовавшуюся в армяно-российских отношениях пустоту в прямом и переносном смысле следует очень быстро заполнить если не прямым и масштабным сотрудничеством и вливаниями, то хотя бы подающими Еревану надежду предметными программами с минимальными затратами и риском для НАТО.
В этом смысле Грузия представляет собой идеальную площадку для распространения максимального политического влияния Североатлантического блока на Армению и, вместе с тем, минимального расходования в этом процессе физических и финансовых ресурсов.
Грузинский опыт стандартизации под натовские нормы, консультативная помощь грузинских военных армянским коллегам, адаптация опробованных в Тбилиси ученых программ к армянским военным вузам, ознакомление и использование западных образцов техники, совместные учения и, наконец, содействие изменению традиционных восприятий армянского офицера и солдата России как вечной союзницы, без которой, якобы, никак не обойтись и которую никем не заменить…
Гипотетически весь этот широкий спектр потенциального сотрудничества мог обсуждаться на встрече министров, как, впрочем, и в ходе недавних переговоров Пашиняна с Гарибашвили в Тбилиси. Очевидно, что мы видим лишь верхушку айсберга готовящегося грузино-армянского взаимодействия, суть которой - будущая интеграция систем безопасности этих стран и гармонизация с глобальной архитектурой нового регионального порядка на Большом Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
И под конец - еще один интересный нюанс.
В самом начале осени грузинские спецслужбы открыто заявили, что в стране в течение октября-ноября ожидается попытка государственного переворота. В конвульсивном ожидании смуты правящая партия «Грузинская мечта» даже инициировала процесс импичмента действующему президенту Саломе Зурабишвили, отличающейся радикальной пронатовской политической позицией. Однако переворота не случилось (во всяком случае, до сей поры), а Зурабишвили не была отправлена в отставку, хотя изначально потенциальное распределение голосов «за» и «против» были не в ее пользу.
Что это? Может, компромисс?
Если так, то не был ли он достигнут по причине пересмотра Западом своих изначальных целей в Грузии? Ведь зачем резать курицу, а в данном случае уже двух куриц, способных нести яйца, особенно в годину сложных перемен на Ближнем Востоке и вокруг границ России?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.