"1489" - КИНО КАК АКТ ЛЮБВИ
«Фильм, который действует как пронзительный свет, который делает видимым огромный скрытый внутренний ландшафт горя и создает осязаемое присутствие из невыносимого отсутствия. Кино как инструмент выживания, позволяющий всем нам смотреть на вещи, которые мы предпочли бы не видеть. И наконец, незабываемый пример кино как акта любви», - такая эмоциональная характеристика была дана экспертами фильму Шогакат ВАРДАНЯН "1489". На проходившем в Амстердаме с 8 по 19 ноября самом крупном и авторитетном форуме неигрового кино Фестивале документального кино (IDFA) дебютная картина молодого армянского режиссера удостоена Гран-при, а также FIPRESCI Award - приз кинокритиков и киноведов.
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЭТО - СОБЫТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ, самая серьезная награда, полученная армянским кинематографом в 21 веке. «Жюри действительно впечатлили как пронзительная интонация картины, снятой на одном дыхании, так и ее профессиональные стати», - констатировал российский киновед и кинокритик Андрей Плахов.
«1489» Шогакат Варданян - документальный фильм о 44-дневной Арцахской войне.
1489 - номер останков 21-летнего Согомона Варданяна, брата Шогакат, пропавшего без вести. Как и брат, пианистка по первому образованию Шогакат сняла фильм - безо всякой кинотехники, на айфон - о поисках Согомона. О том, как нашла - останки. О страшной процедуре опознания. О последнем прощании.
"Отделить интимное от всеобщего здесь невозможно, именно это делает трансгрессивный фильм Варданян актом искусства. Меж тем сама способность искусства справляться с подобными травмами ставится под сомнение с первых кадров. Отец Шогакат и Согомона - скульптор и художник Камо, растрепанный и растерянный, - сравнивает своего сына с резцом для тонкой работы, который подошел бы для туфа, но неминуемо сломается о гранит. Он проводит рукой по хачкару - древнему резному кресту у входа в старинную церковь - и пересказывает армянский эпос. Однако образная система с ее красивыми обобщениями ломается при столкновении с непробиваемой породой реальности, не отвечающей на главные вопросы: жив ли Согомон и, если жив, почему не даст о себе знать?
Архивные кадры прошлого Нового года - Камо принес домой большую елку, Согомон помогает втащить ее в дом через окно - монтируются с нынешним, совсем скупым праздником: три члена семьи пьют за возвращение пропавшего четвертого. Это день обновления, загаданных желаний, возможных чудес. Из эстетической области «1489» переходит в метафизическую - к молитве, звучащей безнадежно и тихо, к горящей в кромешной мгле перед иконой свече. Чуда не происходит. Но и на косточки Согомона, наконец-то найденные много месяцев спустя и позволившие его опознать через ДНК-тест, родители смотрят как на чудодейственно обретенные мощи...", - написал о фильме авторитетнейший российский кинокритик Антон Долин.
СКОЛЬКО ИХ БЫЛО - ТАКИХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ, ЖЕН, СЕСТЕР И БРАТЬЕВ, переживших эту чудовищную аберрацию "счастья", смотрящих на останки рванных в клочья, сожженных детей своих, как на чудодейственно обретенные мощи! Но невыносимую боль потери, которая, кажется, одна на всех, каждый все равно проживает и переживает в себе, в одиночку. Как прожила и пережила Шогакат. И ее картина - тот самый случай, когда работает главный закон искусства - чем субъективнее история, тем большему количеству людей она оказывается близкой и понятной. И "1489" - очень личная история, ставшая историей всех.
"Я в 2020 году начала учиться журналистике, - рассказала Шогакат Варданян телеканалу "Новое время". - В сентябре начались наши уроки, а 27 сентября началась война. Мой брат уже был в армии, он тоже музыкант. Я начала его искать везде, мы не могли найти никаких сведений. На седьмой день мы поняли, что он пропал. Мой учитель по мобильному журнализму позвонила мне, сказала, чтобы я взяла телефон и начала снимать влог - просто сидеть перед телефоном и рассказывать каждый день, как пытаюсь найти брата. Потому что у меня больше не получалось учиться, но меня не хотели отчислять из школы. В первый день я попробовала, но идея влога мне вообще не понравилась. Позже я начала просто таскать с собой телефоны со штативом и ставить, когда я встречалась с друзьями. На третий день зашла в мастерскую моего отца и… не знаю, что-то откликнулось внутри. Он что-то говорил, и я просто начала его снимать. Когда посмотрела, поняла, что это то, что я должна продолжать. Вот так все началось. Штатив я быстро отложила и потом уже снимала от руки. В какой-то момент показала учителю, она сказала, что очень киношно получается. Но мы, конечно, шутили, что брат вернется, я ему покажу то, что наснимала...".
Показать брату то, что наснимала, Шогакат не пришлось. Зато многие и многие люди из разных уголков земного шара увидели - и будем надеяться, еще увидят - ее очень личную и трагическую историю, ставшую непридуманным показом общей тяжелейшей травмы, которую наносит всем и каждому монстр под названием война. И главная метафора фильма, когда обрившая себя наголо Шогакат стоит перед фотографией брата, становится очевидным не только их сходство. В этом "Я - Согомон" такая тоска, такая несбыточная жажда обретения! Никто не останется равнодушным - не может остаться.
"Внешне простой и прямолинейный, «1489» решает ошеломляюще сложную проблему. В последние два года, когда мир раздирают войны и конфликты, кажущиеся неразрешимыми, кинематограф - даже документальный - с большим трудом ищет адекватный язык для разговора об этом. А когда находит, всегда пропускает показанные на экране события через глубоко личный опыт... Для армяно-азербайджанского конфликта подобного приема, ракурса, киноязыка до сих пор отыскать не удавалось никому. Слишком сложной политически и этически казалась трагическая ситуация, чересчур свежими раны. Варданян это удалось... ...Раскаленная атмосфера войны зачастую не позволяет сочувствовать противнику, смотреть на события его глазами. «1489» - редчайший случай, когда горе потери будет понятно зрителю с любой стороны баррикад или линии фронта. Возможно, это - максимум из того, чего может добиться искусство в такие времена", - написал Антон Долин.
Фильм Шогакат Варданян "1489" удостоен Гран-при и премии FIPRESCI самого крупного и авторитетного фестиваля неигрового кино. Событие историческое - самая серьезная награда, полученная армянским кинематографом в 21 веке. Награда, за которую заплачено слишком дорогой ценой...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...