Последние новости

ЕРЕВАН БЕЗ МУЗЕЯ ТАМАНЯНА? СТЫД И ПОЗОР!

Внук Александра Таманяна Гагик Юльевич Таманян, находящийся в эти дни в Ереване, в очередной раз поднял вопрос открытия музея великому зодчему.

Эта позорная история тянется с 2016 года, когда в годовщину 80-летия со дня смерти Александра Ованесовича под прикрытием оптимизации закрыли его музей. Более того, видимо, в связи с "бархатными" событиями, власти забыли отметить его 140-летие.

МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ АЛЕКСАНДРА ТАМАНЯНА БЫЛ СОЗДАН ПО РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРМЕНИИ. Директором был назначен его правнук архитектор Айк Таманян. Однако уже 31 марта 2016 года музей присоединили к Национальному музею-институту архитектуры. В закрытии музея основную долю вины Гагик Таманян возлагает прежде всего на бывшего главного архитектора Еревана, бывшего министра градостроительства Нарека Саркисяна. Именно он обратился в кабинет министров со столь абсурдным предложением.

В беседе с корр."ГА" Г.Таманян отметил, что именами великих армян Мартироса Сарьяна, Александра Спендиаряна, Арама Хачатуряна, Ованеса Туманяна, Сергея Параджанова, Шарля Азнавура названы не только проспекты и улицы, но действуют и их музеи. А вот для великого зодчего, построившего Еревана, места не нашлось.

"В 2016 году правительство, надругавшись над именем великого сына Армении, закрыло его музей, просуществовавший целых 15 лет,- говорит Гагик Юльевич.- Кроме нескольких статей в прессе, особенно активной реакции общественности, к сожалению, не последовало. Но время было такое. Никто особенно не заморачивался протестовать, быть может, сознавая, что все равно решение будет исполнено как задумывалось, будь то во вред или во благо. Порой вызывает неподдельное удивление, насколько сильны внутренние положительные ресурсы страны, что в различных условиях иногда удается добиться какого-то прогресса и в каких- то направлениях и даже продвинуться вперед. Поистине достойно преклонения и величайшего уважения уникальная сила народного творчества, энтузиазм гениальных и одаренных одиночек, добивающихся величайших успехов и творческих достижений даже в тех областях, где отсутствует всякая поддержка".

 Жизнь Таманяна в Армении (все 13 лет) была полна творческими успехами и громадными достижениями, но Мастеру приходилось вести также упорную и непримиримую борьбу и с посредственностями от архитектуры, и с саботажниками, и с пролетарскими перегибами и уклонениями, как это было во все времена. И с вредительством, и с воровством, и с искажениями, и с буржуазными ярлыками и обвинениями и т. д. Это все требовало большого напряжения сил и энергии и отнимало у зодчего много времени. Но Таманян был удивительно настойчив в своих планах и начинаниях и шел к поставленным целям бескомпромиссно и стойко. Однако многие его современники отмечали также, что Мастер сознавал, как мало времени ему отведено судьбой для окончания своих самых смелых проектов и планов.

"Сам инициатор закрытия музея Нарек Саркисян позже признал ошибочным свой шаг и даже обещал исправить и заново открыть музей,- продолжает Г. Таманян.- Однако, увы, не успел! А может и не захотел. Все мои хождения по инстанциям, кроме нескольких положительных, но бесплодных обещаний, ни к чему не приводят.

 ЕРЕВАН БЕЗ МУЗЕЯ ТАМАНЯНА? СТЫД И ПОЗОР!МАЛЕНЬКАЯ ИСКРА НАДЕЖДЫ МЕЛЬКНУЛА У МЕНЯ ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ с вице- мэром Еревана Степаном Мачяном, который счел логичным, чтобы музей Александра Таманяна открылся бы при мэрии Еревана, и мой собеседник по всей видимости, как и обещал мне, представил эту идею на рассмотрение мэра. Однако, судя по отсутствию обещанного вице - мэром, но так и не последовавшего звонка о результате, мэр, к сожалению, отнесся отрицательно. А жаль! Смею уверить всех читателей, что музей Мастера такого размаха и таланта сделает честь любому городу и любой стране. Особенно если учесть, что в сложнейшие годы (1923-1936), академиком Таманяном было построено очень большое количество превосходных зданий, в том числе шедевры архитектуры - Оперный театр и Дом Правительства. Но особенно важен его вклад в дело создания первого генерального плана как Еревана так и некоторых других городов Армении.

Надо особенно подчеркнуть, что в те очень сложные годы становления республики, только абсолютно безграничные любовь, преданность и патриотичность Таманяна помогали ему, не отчаиваясь, день и ночь работать с удивительным упорством, работоспособностью и энтузиазмом. Без отпусков, ютившись в маленькой двухкомнатной квартирке с семьей в 8 человек!, Мастер умудрялся еще и принимать у себя всех деятелей искусства , науки, гостей республики и т д. При этом еще каждый Божий день его преследовали и третировали некоторые темные архиспецы, указывающие на буржуазность проектов. Добавьте сюда и две совершенно разрушительные семейные трагедии - потери двух дочерей. Последняя смерть дочери в 1934 году была особенно тяжелой и фактически свела его в могилу в 57 лет.

Надо отдать должное правительству Армении тех лет, которое решило построить для Таманяна отдельный особняк, улучшив его жилищные условия, но архитектор отказался принимать такой дорогой и очень необходимый семье подарок, а сэкономленные средства попросил направить на строительство Народного дома, его любимого детища.

Во всем мире только несколько архитекторов удостаивались удачи при жизни увидеть созданные ими оперные театры. Сам процесс проектирования театров настолько тяжел, полон стрессов, сложностей и закулисной возни, что их создатели не доживают до конца строительства. К сожалению, академик А Таманян не стал исключением из этого правила. Хочется также сказать читателям, что только два города во всем мире могут похвастаться тем фактом, что у них был свой создатель - архитектор, и благодарные горожане поставили этим создателям памятники в центре города. Это Ереван и Винченцо с памятником Палладио в Италии.

В заключение я вновь и вновь поднимаю свой голос и требую быть услышанным властями Армении: пожалуйста проникнитесь уважением к памяти академика и народного архитектора Армении Александра Таманяна и верните Еревану музей. Это же ненормально, чтобы была каменная надпись "музей Александра Таманяна" на фасаде и каменное изваяние его бюста перед входом в бывший музей, а самого музея нет ".

По словам Гагика Юльевича, cемья Таманяна намерена ждать столько, сколько потребуется, и готова бороться за то, чтобы великий архитектор нашел свой дом в городе. Cто лет назад Александр Таманян переехал в Армению, чтобы спроектировать современную столицу всего армянского мира, которую до сих пор называли "городом потрясающей красоты", "городом уникальной архитектуры", "городом-садом", "городом розового туфа". Неужели он не достоин народной памяти? Это стыд и позор!

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯБЛОКО СМЕРТИ
      2024-11-22 09:38

      В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.

    • ЗАРАЖЕННАЯ КУРЯТИНА В ДЕТСАДАХ ЕРЕВАНА
      2024-11-21 11:02

      "Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.

    • ШИРОКО ШАГАЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД...
      2024-11-21 10:45

      Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.

    • НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА СПЕНДИАРЯНА
      2024-11-19 09:35

      15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ