"ТЕАТРЫ АРМЕНИИ - ТЕАТРУ СТЕПАНАКЕРТА". С ВЕРОЙ И ЛЮБОВЬЮ
"Театры Армении - в поддержку театра Степанакерта" - под таким условным названием силами театральных актеров состоится в начале марта большой благотворительный концерт в поддержку арцахских коллег. Точнее - не отдельно взятых коллег, а именно Степанакертского Драматического театра им. В. Папазяна.
"Сохранить этот театр, этот бренд - наш долг", - сказал председатель Союза Театральных Деятелей Акоб Казанчян на собрании правления СТД, повестка которого включала единственно главный вопрос - сберечь театр Арцаха до лучших времен, которые непременно наступят.
СТЕПАНАКЕРТСКИЙ ТЕАТР НЕДАВНО ВЕРНУЛСЯ ИЗ ШТАТОВ, где показывал спектакль, поставленный по повести Нарине Абгарян, местной диаспоре. Режиссер спектакля Карине Кочарян, некогда звезда Сундукяновского театра, давно проживающая в Нью-Йорке, как известно, оказалась больше чем постановщиком - меценатом и психотерапевтом. Сразу после 44-дневной войны она приехала в Арцах и на собственные средства не просто начала постановку - процесс возрождения во всех смыслах. Потом она же организовала турне спектакля по странам Европы, теперь вот в Америке. Театр успешно отыграл и вернулся. Что дальше?
А дальше должно быть, и должно быть непременно! Именно на этом настаивали театральные деятели Армении.
Встреча с арцахскими коллегами состоится в ближайшее время. На собрании правления их пока не было. Руководство СТД решило сначала понять для себя, что конкретно оно может предложить, чтобы поддержать Степанакертский театр не как-нибудь, а как-нибудь серьезно.
"То, что случилось - случилось. Но наш долг сохранить этот театр, сохранить этот бренд - Степанакертский Драматический театр имени Ваграма Папазяна. Многое, конечно, зависит от них самих, но люди этого театра сейчас в таком душевном состоянии, что, скорее, ждут предложений от нас. Мы, конечно, не государство, чтобы решать глобальные вопросы, но мы можем сделать многое и просто обязаны это сделать. Посмотрите на Грузию - там по сей день существует Абхазский театр, получает зарплату от государства, играет на разных площадках - единицу сохранили!.. Мне известно, что Азербайджан все 30 лет, пока Шуши был армянским городом, выплачивал зарплату руководителю тамошнего азербайджанского культурного центра, нога которого не ступала в Шуши десятилетиями... Мне известно, что в свое время, когда стоял вопрос об открытии театра в Горисе, существовало мнение, что делать этого не стоит, поскольку есть театр в Капане, который может обслуживать регион. Тогда Карен Демирчян сказал: "Наличие театра в Горисе имеет очень большое политическое значение. А тому, кто этого не понимает, я рекомендую глубоко задуматься над моими словами". Нельзя позволить стереть Степанакертский театр с лица земли - это преступление! Он был не только частью армянского театра, театром с огромной историей - в политическом плане он был гораздо более важен, чем театры, в которых мы работаем", - открыл собрание Акоб Казанчян.
"МЫ ЖЕ НЕ СОМНЕВАЕМСЯ, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ НЕПРЕМЕННО ОТКРОЮТ в Степанакерте театр - имени какого-нибудь там Бюль-бюль-бюль-бюль... И мир скажет - вот, прекрасно и мультикультурно. И на это у нас должен быть наш ответ Чемберлену. Это примерно, как когда-то Сос Саркисян предлагал переименовать Республику Армения в Республику Восточной Армении. Чтобы у любого человека, хоть в Индонезии, хоть в Финляндии возник вопрос - а почему Восточная? Значит, есть Западная?! - говорил президент HighFest-a Артур Гукасян. - Нам нужно не просто сохранить этот театр. Вторым шагом обратиться к государству - а давайте предоставим этому театру помещение! Сразу и по максимуму! Понятно, государство скажет - вы что, это невозможно, в Ереване нет свободных помещений! А мы - тогда давайте в Абовяне, или Раздане. Они опять скажут нет? А мы скажем - если не даете площадку, дайте статус. К этому прилагаем список стран с аналогичным опытом, которые решили вопрос... Словом, тут главное проявить упорство".
С учетом позиции государства всем понятно, что упорство придется проявлять такое, что не выше, а вне человеческих сил. А еще всем понятно, что помощь Степанакертскому театру нужна здесь и сейчас - чтобы люди остались в профессии и зарабатывали ею, чтобы не сломались, не пошли в таксисты и не уехали из Армении в поисках лучшей доли.
Соответственно, правление СТД выработало программу-минимум действий, которые можно реализовать в ближайшее время, а главное, не согласовывая с инстанциями. Первое из них - благотворительный концерт, сбор которого пойдет на новую постановку Степанакертского театра. С этой инициативой выступил председатель Союза.
"Давайте силами всех театров Армении организуем благотворительный концерт, и здесь участие всех очень принципиально, это должна быть всеобщая солидарность, - сказал Акоб Казанчян. - Проведем всю предварительную работу, чтобы дорого продать билеты, а весь сбор передадим арцахцам. Причем не в качестве гуманитарной помощи, а именно на постановку - чтобы покрыть постановочные расходы и выплачивать зарплату пока будет готовится спектакль. Здание Союза может стать для них домом - для читок, репетиций, словом, базой. Реально есть люди, которые готовы помочь, пускай не какими-то огромными суммами, но готовы. Если мы заложим правильное начало, если такой благотворительный концерт прозвучит громко, это станет и началом пиар-компании для поставленного на эти деньги спектакля Степанакертского театра".
Директора Театра музыкальной комедии им. А. Пароняна Каро Шахбазян и Гюмрийского театра им. В. Аджемяна Людвиг Арутюнян выступили практически хором - "Я предлагаю, чтобы в наступающем году каждый театр Армении отыграл и передал сбор хотя бы с одного спектакля Степанакертскому театру!".
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ИСКУССТВ АН АННА АСАТРЯН И ПРОРЕКТОР ГИТИК-А НАРИНЕ САРКИСЯН предложили организовать научную конференцию по истории Степанакертского театра, а Союз пообещал позаботится о том, чтобы история эта прозвучала максимально громко.
Что самое главное - заседание правления Союза Театральных Деятелей не стало декларацией благих намерений, которыми вымощена дорога сами знаете куда. Тут же был избран исполнительный комитет, в который вошли активные люди разных поколений, и который должен стать не только главным организатором благотворительного концерта, но координатором дальнейших шагов поддержки театра Степанакерта. А режиссером большой акции, за которую взялся СТД, будет художественный руководитель Театра пантомимы Жирайр Дадасян, не просто замечательный режиссер, но режиссер больших музыкальных спектаклей под открытым небом в Шуши - спектаклей, которыми мы так восхищались, которым мы так радовались...
В ближайшие дни состоится встреча с о степанакертскими коллегами, и начнется работа... "Сохранить этот театр, этот бренд - наш долг", как сказал председатель Союза Театральных деятелей Армении Акоб Казанчян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...