Последние новости

ХИМИЮ МОЖНО ВЕРНУТЬ

В интервью «ГА» академик-секретарь Отделения химии и наук о Земле НАН РА Левон ТАВАДЯН говорит об антиоксидантах и возможностях развития химической промышленности в Армении.

- Г-н Тавадян, вы стали заниматься исследованием антиоксидантов. Пожалуйста, расскажите подробнее об этих соединениях.

- Об антиоксидантной терапии и антиоксидантах, как о веществах, нейтрализующих негативное воздействие свободных радикалов на организм, говорится много, но, наверное, не все знают, что эти соединения используются не только как средства предупреждения и лечения различных заболеваний. Отмечу, что антиоксиданты бывают как естественные, так и синтетические, полученные искусственным путем. Эти вещества широко применяются в разных областях, например, в пищевой промышленности и при производстве косметики. По своим функциям они близки к консервантам, поскольку препятствуют процессам окисления в продуктах питания и косметических средствах. Антиоксиданты широко используются и при производстве полимеров и изделий из них, которые тоже подвергаются окислению и деструкции. Но каждая из этих областей предъявляет свои требования к антиоксидантам. Задача ученых - найти антиоксиданты, которые одновременно удовлетворяют нескольким требованиям. В первую очередь это их активность, отсутствие изменений целевых характеристик полимерных изделий, кроме того, они не должны подвергаться испарению, что не только наносит вред окружающей среде, но и снижает их концентрацию, а значит и эффективность.

- Как происходит процесс окисления?

- Под воздействием кислорода органические субстраты подвергаются окислению. В результате образуются промежуточные - реакционно очень активные соединения, которые фактически разрушают изделие из полимера. А антиоксиданты препятствуют деструктивным процессам, нейтрализуя негативное воздействие кислорода. Зачастую этот процесс носит цепной характер, но одна молекула антиоксиданта может не только нейтрализовать одну частицу, но и предотвратить цепной процесс. Антиоксиданты эффективны даже в малых количествах и могут воздействовать на процессы, которые идут с большой скоростью.

- Антиоксиданты, используемые в пищевой промышленности и при производстве полимеров разные?

- По принципу действия они очень близки, поскольку во всех случаях нейтрализуют активные формы кислорода, а в полимерах в качестве антиоксидантов широко используются фенольные соединения, они взаимодействуют со свободными радикалами, участвующими в цепном процессе, что приводит к деструкции полимеров и нейтрализуют их. То же самое происходит и в пищевых продуктах. Но в живых организмах действуют и природные механизмы, защищающие от негативного воздействия кислорода, то есть антиоксидантную защиту создает сам организм, синтезируя белки, пептиды, различные ферменты, которые нейтрализуют активные формы кислорода. Однако природные механизмы не гарантируют стопроцентной защиты, поэтому правильное питание предполагает введение в рацион значительного количества антиоксидантов.

- То есть чем больше антиоксидантов поступает в наш организм, тем лучше?

- Нет, это не так. Свободные радикалы опасны только при высоких концентрациях, но они должны присутствовать в живом организме, поскольку играют свою важную роль, например, защищают от инфекций. Пониженный биосинтез свободных радикалов приводит к хроническим заболеваниям. И если в полимерах необходимо подавлять воздействие кислорода, то в живом организме нужно регулировать количество антиоксидантов. Напомню и о коммерческой стороне вопроса. Преследуя свои интересы, фармацевтические фирмы активно рекламируют антиоксиданты, но в больших количествах они оказывают негативное воздействие на организм, провоцируют различные патологии, а в норме, как я уже говорил, они играют свою положительную роль.

- Какие факторы влияют на появление в организме большого количества свободных радикалов?

- Возможны как внешние, так и внутренние воздействия – воспалительные процессы, чрезмерное ультрафиолетовое облучение, некачественная пища, загрязнение окружающей среды и т.д. На эту тему мы недавно опубликовали статью в престижном журнале.

- Давайте обратимся и к другим вопросам, связанным с химией. Почему желающих поступить на химический факультет становится все меньше и меньше?

- Специалисты в области химии находят применение либо в научных учреждениях этого профиля, либо в сфере промышленности. В советские годы Армения была республикой большой химии, здесь действовали крупные предприятия химической промышленности, которые приносили очень серьезные поступления в бюджет. Потребность в специалистах была большая, они получали достаточно большую зарплату и, естественно, желающих поступить на химический факультет было много. Тут целая цепочка сложных взаимосвязей. Правда, сейчас инфраструктура науки совершенствуется, зарплата научных работников существенно увеличилась, что, возможно, несколько повысит интерес абитуриентов к специальности химика, но остается актуальным вопрос: насколько эта увеличенная зарплата может обеспечить социальные нужды научных работников?

- То есть в том, что интерес к специальности химика резко снизился решающую роль сыграло уничтожение крупных химических предприятий?

- Экологические проблемы, связанные с этими предприятиями, разумеется, были, но их следовало решать по-другому, не уничтожать химическую промышленность, а внедрять современные технологии, ставить очистные сооружения… Если бы не были закрыты такие системообразующие предприятия как «Наирит» и ванадзорский «Химпром», сегодня мы бы жили в другой стране. Но экологический фактор был использован не по назначению, что привело к разрушению экономики Армении.

- И восстановить химическую промышленность Армении, разумеется, уже невозможно?

- Малые химические производства работают и, можно сказать, очень успешно. Это предприятия строительной, бытовой химии, фармацевтические фирмы, производства, связанные с металлургией, но это совсем не та химическая промышленность, которую мы имели в советские годы, а восстановить прежние крупные химические предприятия нереально.

- То есть планов по развитию химической промышленности в Армении не существует?

- Планы есть и вполне осуществимые при наличии государственной поддержки. Например, можно создать на территории «Наирита» современные компактные производства малой и малотоннажной химии, предприятия, которые будут решать вопросы металлургии.

- Что вы имеете в виду?

- Часто высказывается недовольство тем, что Армения, которая имеет достаточно крупные месторождения меди и молибдена, экспортирует не готовый продукт, а сырье. Но почему это так – этот вопрос не рассматривается. А все дело в том, что в наших металлических месторождениях присутствуют серосодержащие соединения, а сера, точнее - сернистый газ, образующийся при производстве металлов, очень негативно влияет на экологию и, чтобы выделить чистую медь, нужно решить проблему серы, что очень трудно.

- А как решалась эта проблема в советские годы?

- Раньше сернистый газ превращали в серную кислоту, которую продавали в России. Решалась экологическая проблема, а благодаря получению чистой меди создавались новые производства, расширялся ассортимент производимых в Армении изделий, создавались новые рабочие места. Сейчас серную кислоту никто не берет, Китай продает ее намного дешевле. И на протяжении многих лет решить вопрос - как убрать серу с территории Армении - не удавалось решить.

- То есть ситуация безвыходная?

- Надеюсь, что нет. С участием ведущих специалистов в области химии этот вопрос рассматривался в Национальной Академии наук и решение было найдено. Раньше ванадзорский «Химпром», наряду с другой продукцией, производил удобрения. Сейчас этого производства нет, но мы предлагаем восстановить его в Ванадзоре или поблизости от металлургических производств, но на основе современных технологий. Сначала нужно ориентироваться на внутренний рынок, который реально существует, а потом, если все удачно пойдет, можно расширить производство и получать не только азотные удобрения, но и компоненты для химических волокон. И это будет не только решением проблемы серы, но и создаст возможности для получения чистой меди, молибдена и его сплавов, а значит и производства из них целого ряда продуктов.

- Что-то мешает реализации этой идеи?

- Разумеется, это не простая задача, ее можно решить только на правительственном уровне, а специалисты-химики готовы выступить в качестве консультантов.

- Создание такого производства потребует больших вложений?

- Точные цифры назвать не могу, но вложения, несомненно, окупятся, это решение на перспективу. Уже сейчас в Ереване есть предприятия, которые получают чистый молибден и его сплавы, но проблема серы не решена, и они не могут расширять производство. И это не вопрос технологий. А только и только проблема серы. Единственный оптимальный вариант - реализация предложения Института неорганической химии – восстановить производство аммиака и на его основе с использованием серной кислоты производить удобрения, которые, кстати сказать, как утверждают специалисты- аграрии, очень подходят для почв Армении.

- То есть при реализации этой идеи проблема серы будет решена полностью?

- По крайней мере в данном случае речь идет о сопоставимых объемах серы, которая в виде соединений остается в результате получения чистой меди и молибдена, а также об удовлетворении потребностей в удобрениях. А вообще нужно максимально использовать все возможности создания химических производств и в малой, и в средней химии, развивать и строительную химию, и фармацевтические производства. Это реальный потенциал развития экономики и вывода страны из той очень сложной и опасной ситуации, в которой мы оказались. Без развития экономики и создания перспективных производств мы не сможем обеспечить безопасность нашей страны по всем направлениям.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ТУПИКЕ
      2024-12-03 09:38

      Армения не очень богата природными ресурсами минерального сырья, по крайней мере, принято считать так. Но вот что удивительно – даже те возможности, которые есть в нашей стране, используется неэффективно, начиная с интеллектуальных и профессиональных ресурсов и кончая полезными ископаемыми. Рассматривать весь спектр упущенных возможностей мы не будем, остановимся только на медно-молибденовых месторождениях, из которых Каджаранское считается одним из крупных в мире.

    • ИДЕЯ "НЬЮ ВАСЮКОВ" ЖИВА И НАХОДИТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
      2024-11-29 09:34

      Доктор физико-математических наук Валерий ПАПАНЯН до переезда в США был заведующим лабораторией в Институте физических исследований (ИФИ) НАН РА, потом в течение 15 лет работал в НАСА, где был участником трех крупных проектов. Однако, живя в другой стране, он не теряет связей с Арменией, бывает здесь ежегодно и полностью в курсе происходящих событий и планов. В интервью "ГА" В. Папанян комментирует проект нового закона РА об образовании и науке.

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ