КИНОФЕСТИВАЛЬ «КИН» ВРУЧИЛ ПРИЗЫ
Вручение призов 20-го Международного кинофестиваля женских фильмов «КИН» состоялось в Театре киноактера им.Г.Маляна. Узнать, которые из 48 представленных картин удостоились высокой оценки жюри, пришли участники и гости фестиваля, отечественные представители мира кино и ценители женского кинематографа.
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ ПРОШЛА, КАК И ЕГО СТАРТ, ПРИ ПОЛНОМ АНШЛАГЕ. За 20 лет шествия по экранам Армении этот необычный праздник кино не просто состоялся, но обрел успех и свою аудиторию. Несмотря на перевес в зале зрительниц, посмотреть художественные, документальные, анимационные творения режиссеров-женщин разных стран в дни фестиваля приходили и мужчины. Ведь женский кинематограф имеет свои особенности и зачастую отличается от мужского не качеством или умением раскрутить историю, а выбором тем, способом их подачи и деталями, которые тонко подмечают женщины и умеют представить в необычном ракурсе.
20-й «КИН» был посвящен 100-летию армянского кинематографа, что обусловило присутствие в программе большого числа отечественной кинопродукции и фильмов режиссеров-армянок, которые творили в прошлую эпоху в Армении и за ее пределами. Нина Агаджанова, Арша Ованесова, Рузан (Розалия) Франгулян, Сэдда (Семирамида) Пумпянская (Мелик-Шахназарян), Елена Саканян, Екатерина Вермишева, Тамара Лисициан – имена этих и других режиссеров вошли в энциклопедию кино, однако знакомы не многим. А ведь каждая из них внесла весомую лепту в разные жанры кинематографа и заняла в нем свою персональную нишу. Неслучайно все они стали героинями фильма «Женщина в армянском кино», снятого режиссером-документалистом, основателем и директором МКФ «КИН» Мариам Оганян к 100-летию отечественного кинематографа. Картина была показана на открытии фестиваля, в ней были представлены также наше современницы, посвятившие себя служению киноискусству.
«Через этот фильм я искренне хотела рассказать публике о роли армянок в истории кино, заинтересовать зрителей, чтобы после просмотра им захотелось поискать дополнительную информацию о моих героинях, узнать об их жизни и деятельности, посмотреть их фильмы, - говорит Мариам Оганян. – У каждой была интересная, порой необычная судьба, каждая сыграла особую роль в кино своего времени. Арша Ованесова и Сэдда Пумпянская (Мелик-Шахназарян) карабахские армянки, что также важно знать в наши дни».
По словам Мариам Оганян, на фестивале представлены фильмы, темы которых не потеряли актуальности и сегодня. Так, нынешний «КИН» открыла картина Марии Саакян «Маяк» о проблеме беженцев. И фильм «Хаш» российского режиссера Юлии Меламед про бакинских армян, также бежавших после событий в Азербайджане в конце 1980-х гг.
«Герои этой картины вынужденно эмигрируют в США, где единственным воспоминанием о своих армянских традициях для них остается застолье с хашем, на которое собираются друзья и родные, объединяясь вокруг национальных корней. К сожалению, тема армян-беженцев из Азербайджана была обойдена вниманием армянских кинематографистов. А вот Юлия Меламед нашла в ней нечто особенное, создав вокруг нее и армянского хаша свою киноисторию», - сказала Мариам Оганян.
ФИЛЬМЫ 20-го «КИН» С ИНТЕРЕСОМ ПРИНЯТЫ ПУБЛИКОЙ, иногда на показе присутствовал сам автор, а после просмотра разворачивалась дискуссия, как, например, после документального фильма Ирины Мхитарян «Тонратун» о трех поколениях женщин, которые, встречаясь ежедневно у тондыра и выпекая лаваш, беседуют о смысле жизни, о мире и войне. Фестиваль не обошелся и без традиционного Круглого стола, за которым в этом году обсуждали наболевший вопрос о возможности сохранения фильмов, снятых в «послепленочную» эпоху. На встрече сценарист и режиссер из США Люсиан Кэри поделилась личным опытом, рассказав о том, как один из ее фильмов был утерян из-за выхода из строя современного носителя.
«Мы живем в век развития технологий, которые значительно облегчают нашу жизнь и процесс работы во многих сферах. Не исключение и кино, однако здесь есть свои проблемы, требующие безотлагательного решения. Сегодня производится очень много визуальной продукции и видеофильмов, для хранения которых созданы носители или интернет-пространства. Но практика показывает, что все они либо ненадежны, либо носят временный характер, - объяснила Мариам Оганян. – Виды носителей постоянно меняются, и видеопленки, которыми мы пользовались лет 25-30 назад, не просто устарели. Они выходят из строя, теряются и созданные на них фильмы. Выходит, что пленочное кино надежнее: фильмы либо надо снимать на пленку, что довольно дорого, либо переносить на пленку с цифровых носителей, если мы хотим их сохранить».
Мариам Оганян также подчеркнула, что в развитых странах созданы специальные фонды, которые занимаются сохранением кинопродукции своей страны. К сожалению, в Армении при наличии фильмофонда вопрос сохранности фильмов не решается. Нет видеотеки, картотеки, каталога, по которым документалисты, киноведы или режиссеры-исследователи могли бы найти нужный для их работы материал. Для создания подобной системы нужно финансирование, но, в первую очередь, надо оформить саму проблему, выработать пути ее решения и начать искать возможное финансирование. Иначе нет гарантий, что созданные в Армении в эпоху независимости фильмы не канут в Лету.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ БУДНИ БЫЛИ УКРАШЕНЫ И ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММОЙ. Прибывшие из разных стран гости посетили храм Гарни, монастырь Гегард, а также музей Параджанова. Но самой яркой частью стала церемония вручения наград. Главных призов было два, вручались они по решению оргкомитета, короткометражным фильмам.
Приза за «Лучший игровой фильм» удостоилась картина «В 45 лет» режиссера из Центральной Африканской Республики Прунэль Перл Сакофио. В ней представлена история женщины, которая, несмотря на бытовые трудности и традиционные для африканских стран семейные обязанности, стремится получить образование и посещает школу, обучаясь в одном классе с дочерью. Какие трудности ждут ее на выбранном пути? Об этом узнали зрители, посмотревшие фильм. «Лучшим документальным фильмом» признана иранская картина «Муж госпожи Иран», автор которой Марджан Хосрави представляет одну из главных проблем мусульманского общества – многоженство и отношение к нему гарема. Режиссер проводит тонкую линию между разными поколениями иранских женщин. И если старшая жена в гареме не смеет противостоять решению мужа привести в дом «новую жену», то младшая имеет более прогрессивные взгляды и заявляет о своих правах.
Пять фильмов удостоились дипломов 20-го МКФ «КИН». Это анимационный фильм армяно-иранского производства «Песня летающих листьев» режиссера Армине Анды, вышедшая на экраны не так давно, но успевшая завоевать призы на разных кинофестивалях, китайский фильм «Один для печали, два для радости» (реж. Ана Янг) о проблеме разнополых детей в семье и отношении к ним отцов, российская «Ева» Ольги Смирновой о глобальной проблеме заработка и морали, которую ставит на чашу весов героиня фильма. Еще два диплома были вручены анимационной картине «Дорогая дочь» (Мьянма, реж. Хсу Пан Наинг) о продаже девушек замуж, основанная на реальных фактах и историях, и греческий фильм «Мамочки» Эльвиры Критари и Марии Силирипулу на скрытую от внимания тему экстракорпорального оплодотворения и связанного с ней вопроса – говорить или нет повзрослевшим «пробирочным» детям, кто их биологические родители.
Среди наград еще два специальных диплома. Один был вручен «Русским омом» в Ереване режиссеру Анне Петрик за фильм «На Марсе клёво». Второй диплом от имени фестиваля «КИН» передан документальной картине «Луйсер» («Огоньки») армянского режиссера Шогер Петросян, которая выдвинула на первый план тему детей, помогающих фронтовикам в период 44-дневной Арцахской войны.
«Картина в чем-то перекликалась с фильмом карабахского советского режиссера Арши Ованесовой, снявшей в свое время историю о детях Великой Отечественной войны. Нам он показался важным не только темой патриотизма его юных героев, но и тонкой психологической работой, которую проделала режиссер, представляя трагизм детства, исковерканного войной», - отметила Мариам Оганян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.