Последние новости

ЧТО ОЖИДАЕТ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА?

В хищении чужой земли и культуры, как и в физиологии, одно дело – просто проглотить кусок, и совсем другое - его переварить. В случае с Азербайджаном эта параллель особенно наглядна. Баку «проглотил» территорию Арцаха в спешке и «не разжевывая», и теперь хочет за короткое время экспрoприировать историческое и культурно-цивилизационное наследия древнего армянского края.

ОДНАКО В СОСТОЯНИИ ЛИ ЗОМБИ-ОРГАНИЗМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ псевдогосударственности без болезненных симптомов впитать колоссальное арцахское наследие? Ведь присвоить и усвоить – это абсолютно разные понятия. Можно лихорадочно варварски стирaть и уничтожать армянские тексты и символы на всех храмах и печатать кубометры псевдонаучной макулатуры под эгидой НАНА (Национальная академия наук Азербайджана), но едва ли эти потуги вызовут одобрение и восхищение в международной научно–культурной среде. 
        И главное, вряд ли они поспособствуют тому, чтобы стереть память армян, да и самих азербайджанцев, об истинной исторической и духовной принадлежности Арцаха, подкрепленной в том числе огромным массивом задокументированных доказательств, которые не в состоянии опровергнуть  никакие фальсификации либо физическое уничтожение исторических следов.

Ирано-исламское культурно-исторические наполнение Азербайджана, ныне плавно диффузируемое с идеологией тюркской идентичности, естественным образом отторгает всякую возможность восприятия арцахского наследия таким, какое оно есть, в качестве своей неотъемлемой и органичной части. В Азербайджане это хорошо понимают, как, впрочем, понимали еще во времена советской власти. Потому и ввели в оборот тезис об опосредованной принадлежности Азербайджану восточноармянского историко-цивилизационного пласта путем приписывания ему албанских корней, дабы создать хоть какую-то историческую основу для легитимации всецелого поглощения территории Арцаха в будущем. Что, собственно, сейчас и происходит.

Но что в таком случае делать с армянским культурно-материальным наследием, которым буквально усеяна арцахская земля? Просто так уничтожить и избавиться от него не представляется возможным в силу многих обстоятельств главным образом политического толка, хотя этот вариант был бы для Баку наиболее оптимальным. Приписать его суррогатной тюрко-персидкой исламской цивилизации Прикаспийского субрегиона также не получится, поскольку налицо аномалия и антиисторизм.

На этом фоне мы опять видим потуги Баку нещадно эксплуатировать уже до предела заезженного в научной литературе и выдохшегося «старого конька» под названием «албанская культура», поскольку ничего нового идеологи и политтехнологи прикаспийского султаната пока не придумали. 

Судя по поступающей из азербайджанских СМИ информации, ряд армянских церквей и храмов Арцаха уже «реставрируется» с целью албанизации и придания им соответствующего статуса, а духовные пастыри из так называемой «албано-удинской общины Азербайджана» во главе с геологом по профессии и якобы священником по призванию Робертом Мобили занимаются инвентаризацией и учетом культурно-материального наследия албанского народа в «Карабахской экономической зоне».

ПРОЦЕСС ОПОСРЕДОВАННОЙ ЭКСПРОПРИАЦИИ ПРОТЕКАЕТ, видимо, достаточно активно, но еще не освещается в полной мере. Баку хочет прощупать настроения в ЮНЕСКО и на мировых политических площадках, где тема сохранности армянских культурно-исторических памятников Арцаха пока еще пульсирует.

Вместе с тем, алиевский режим едва ли будет готов взять на себя материальное бремя по полной и безопасной «реорганизации» сокровищницы армянского зодчества Арцаха в наследие албанской идентичности. Ведь речь идет о десятках тысяч памятников духовной и исторической значимости, инвентаризация и перевод которых на государственных баланс потребует колоссальных бюджетных средств.

Кроме того, Баку нужно будет вбухать огромные средства в весьма жиденькую по количеству членов (не более 3000 человек) и недееспособную «албано-удинскую общину», которая всегда выполняла для султаната роль витрины «мультикультурализма» и «толерантности» в Азербайджане. А ведь номинально именно эта община должна управлять или, по меньшей мере, быть ведущей участницей управления хозяйством «албанских памятников старины».

Также гораздо больше вливаний и человеческих ресурсов потребует псевдонаучное оформление экспроприации с прицелом на то, чтобы мир опять наводнила макулатура НАНА и других азербайджанских исследовательских центров с «сенсационными доказательствами» повальной арменизации албанского цивилизационного наследия. Что, в свою очередь, означает, что придется организовывать бесчисленные выездные и домашние выставки, симпозиумы, семинары, презентации, платить за лояльность именитым специалистам, подкупать иностранные СМИ и НПО, устраивать икорные пиры для некоторых иерархов христианских конфессий, одаривать коврами и драгоценностями чиновников из ЮНЕСКО и т.д.

Готов ли алиевский режим пойти на такие огромные затраты и мороку?

Ведь, кроме всего прочего, излишнее педалирование идеи тотальной и деятельной «албанизации» духовно-материальной сокровищницы армянского Арцаха может возыметь и обратный эффект, полностью отчуждая собственно тюркский титульный сегмент азербайджанского народа от проблемы и абсолютно нивелируя возможность установления его прав и причастности к историческому наследию всей западной части нынешнего Азербайджана.
         Нарушать баланс и взращивать из витринной общины новый внутриполитический фактор, способный, в числе других проблем, пошатнуть устои национал-авторитарного режима, Алиев вряд ли согласится. Уж ему-то это точно не нужно, и получившая в последние годы новый импульс идея албанизации Арцаха – лишь временный инструмент для нейтрализации армянского фактора, который в скором времени за ненадобностью будет выброшен. Что касается «фантика» жалкой общины по руководством Мобили, она и вовсе может быть уничтожена как институт.

ПОСЕМУ МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ, в зависимости от геополитической конъюнктуры, активная работа по албанизации армянских памятников будет свернута. Лишь единицы из них, наиболее значимые, ценные и находящиеся в фокусе международного внимания, будут номинально албанизированы с квотированным допуском паломничества туда духовников-клоунов из удинской общины для организации похабных церковных служб. На то, чтобы отмахнуться от упреков международных структур в свой адрес, Алиев, конечно же, скупиться не будет.

 Но главным его аргументом будет «великодушное» физическое сохранение этих памятников, за что подмасленные Баку политики и чиновники будут воспевать ему оды. Между тем подавляющая часть арцахского наследия будет планомерно уничтожаться - церковь за церковью, хачкар за хачкаром, часовня за часовней… Вовсе не случайно Роберт Мобили и его «духовные братья» в настоящее время производят учет и инвентаризацию всех арцахских исторических и культурных памятников. Эта подробная карта ляжет на стол бакинских вандалов, которые уже не будут заморачиваться на поиски, а сразу приступят к ликвидации исторических армянских следов.

Буквально неделю назад бакинские СМИ сообщили, что гадрутская церковь «реставрируется в полном соответствии с ее албанской идентичностью и первоначальным видом». Одновременно появились сведения об уничтожении азербайджанскими дорожными строителями знаменитых армянских надгробий старого кладбища Шуши.

Эти два факта самым наглядным образом свидетельствуют о том, какую стратегию избрал Азербайджан, распоряжаясь судьбой арцахского культурного наследия, и как запускается пробный камень для проверки реакции международного сообществ. И если все пройдет гладко (а пока все так и проходит), то работа будет продолжена в том же русле. В зависимости от ситуации предназначенные к разрушению памятники будут сноситься (не суть, потребуется для этого год или десятилетия), и лишь малая их часть будет сохранена с условием полной реструктуризации внешнего вида и уничтожения элементов истинно армянского зодчества и армянских надписей.

Прикрытием же для вандализма будет служить жалкая удинская община Ниджа, обреченная в Азербайджане на постепенное, но верное вымирание.

Согласно планам Баку, спустя пару десятков лет в Азербайджане не будет уже никаких удин, разве что старики Ниджа, шепотом вещающие на ухо заезжих туристов о своем происхождении и тайно, подальше от азербайджанских глаз и даже друг от друга, накладывающие на себя крест. Возможно, кто-нибудь из них найдет в себе силы признаться самому себе, что такова неотвратимая судьба народа, вознамерившегося украсть у брата подношение Богу, а значит, и веру в него Господа.

Планам Баку в отношении несчастных удин, к сожалению, суждено сбыться. Но вот как сложится судьба арцахцев и армян в целом? Решение этого вопроса, безусловно, находится вне возможностей и желаний Баку. Ответ на него должны дать сами армяне, которым неизбежно предстоит, в конце концов, определиться: готовы ли они отречься в угоду сынам алтайских кочевий от своего исторического наследия, тысячелетней идентичности, пота и крови предков?

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТИННО ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
      2024-11-20 09:46

      В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.

    • ХАЙП АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТИНЕЙДЖЕРОВ В РОССИИ: БЕЙ РУССКИХ!
      2024-11-18 09:31

      Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.

    • ТРАМП ПРИКРОЕТ ЛАВОЧКУ ДЛЯ ГРУЗИНСКОЙ ОППОЗИЦИИ?
      2024-11-16 09:38

      Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.

    • ИНДИЯ ПРИШЛА В НАШ РЕГИОН НЕЗАМЕТНО, НО ОСНОВАТЕЛЬНО
      2024-11-15 09:49

      В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ