Последние новости

АНСАМБЛЬ, ДАРУЮЩИЙ РАДОСТЬ

Сегодня на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова состоится яркое красочное преставление, посвященное юбилею славного коллектива страны – 65-летию со дня основания Государственного ансамбля танца Армении.

Всех, кому посчастливится оказаться в театре, ждет радостная встреча с искрометным искусством любимого несколькими поколениями зрителей коллектива, мастерством его блестящих танцоров. Замечательная программа, реализуемая заслуженным деятелем культуры Армении, режиссером Арамом Сукиасяном, руководителем по музыкальной части Айком Григоряном, балетмейстером Анной Калашян, главным балетмейстером Асатуром Калашяном, представит самые яркие страницы творческого пути ансамбля и достижений дня сегодняшнего.

СДЕЛАТЬ НЫНЕШНИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР ИСТИННЫМ ПРАЗДНИКОМ способствовало Министерство образования, науки, культуры и спорта, выделив средства для приобретения новых костюмов и аксессуаров для Государственного ансамбля танца Армении. Сегодня этот легендарный ансамбль, как и всегда, находится в превосходной форме. Сидя на концерте, зрители могут убедиться, что в коллективе живет всегдашнее стремление к совершенствованию, желание выступить так, как если бы в зале сидели великие мастера, создатели этого ансамбля, то есть для всякой аудитории одинаково хорошо, с максимальной ответственностью, с полной самоотдачей.

Артистическая раскованность, высокая свобода владения самыми различными танцевальными стилями, следование национальным традициям и широкий взгляд на мир художественных ценностей, взгляд, идущий от подлинной творческой мобильности, связанной с традиционным для коллектива глубоким контактом с фольклором и современным танцевальным искусством, – эти черты ансамбль пронес через всю свою творческую биографию.

 А какие прекрасные минуты истинных открытий связаны с историей и богатыми творческими традициями ансамбля! Да и могло ли быть иначе? Ведь его создателями были замечательные деятели нашей культуры: известный балетмейстер Эдуард Манукян, усилиями которого он создан, первый художественный руководитель коллектива, тонкий знаток народной музыки композитор Хачатур Аветисян, хореографы, композиторы, художники. Они были призваны сохранять многовековое наследие, традиции армянского народного танца и, приумножив, передать следующим поколениям.

Первая программа ансамбля – это результат подвижнической работы талантливого балетмейстера Ильи Арбатова (Якубяна). Через год после создания ансамбля его участники уже демонстрировали свое искусство не только в республике, но и во многих городах Советского Союза, снискав подлинное признание. А затем слава ансамбля перешагнула границы нашей страны. Первые зарубежные гастроли прошли в Ливане, Сирии, Ираке, Египте, Алжире, Марокко, Тунисе, затем в Иране, Чехословакии, Финляндии, Венгрии. И всюду заслуженный успех, восторженные оценки специалистов.

 Нередко первая встреча с артистами ансамбля для зарубежных зрителей была и первой встречей с армянами вообще. Ансамбль знакомит зарубежного зрителя с тем, что нам дорого, что представляет наиболее характерные черты армянского искусства. Нужно ли говорить, как важна эта благородная миссия? Первые успехи ансмабля стали основной для более усложненных программ, в которых отдельные номера тематически и стилистически объединялись в целостное представление. С приходом в ансамбль в 1968 году в качестве художественного руководителя мастера национальной хореографии народного артиста республики Вануша Ханамиряна почерк ансамбля становится более устойчивым и каллиграфическим. Сущность его метода - в свободном раскрытии каждого дарования при единстве стиля и уникальности исполнительского уровня, в сотрудничестве заслуженных мастеров и совсем юных артистов. Репертуар ансамбля обогащается развернутыми композициями, обращенными к героическим страницам истории, быту, нравам, духовному складу народа.

 С НОВОЙ ПРОГРАММОЙ АНСАМБЛЬ РАСШИРЯЕТ МАСШТАБЫ СВОИХ ГАСТРОЛЬНЫХ ПОЕЗДОК, завоевывая сердца все новых зрителей. Франция, Афганистан, Ливан, Египет, огромное турне по Латинской Америке - везде ансамбль вводит публику в свой мир, где ощутимы дух народа, его культура, вкус. "Легендарный дебют" - так оценила латиноамериканская пресса те гастроли.

Начало 70-х прошлого века связано с триумфальными гастролями ансамбля по 13 штатам Америки: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Лос-Анджелес, Чикаго… А спустя короткое время последовали концерты в Канаде, Франции, Бельгии, Англии, Дании, Швейцарии, Мексике и снова в США. Это был период подлинного триумфа армянского танцевального искусства.

Почему армянский танец покорил мир? Именно благодаря своей национальной самобытности. "Даже не будучи армянином, трудно не поддаться зову этих сильных и пламенных танцев. Энергичные, гибкие, веселые - все это дух народа, который выражается в мощном порыве радости", - писала французский искусствовед Моника Пантель. А выступление армянских артистов в престижном нью-йоркском Карнеги-холле перед американскими зрителями и нашей диаспорой заставило зрителей глубже вдуматься в природу национального искусства, выраженную танцем, в особую его театральность, неповторимые ритмы, пламенный темперамент. Да, они танцевали как истинные звезды, как верные дети национальной танцевальной школы. Творили, открывая новую страницу в истории культурных отношений между Арменией, США и диаспорой, возвращая наших соотечественников на родную землю.

 90-е годы по известным причинам - самый тяжелый период в жизни Государственного ансамбля танца. Именно в этот период коллектив возглавил легендарный артист Сурен Чанчурян.

Он целиком посвящает себя возрождению ансамбля, привлекая для этой цели лучших композиторов, художников, хореографов, танцоров. Один за другим начали появляться новые номера. Композиции, позы, жесты, костюмы, выполненные одаренными художниками, - все несет на себе печать изысканной красоты. За острой характерностью пластики, виртуозностью исполнения, щедро рассыпанными блестками юмора не исчезает подлинная народность. Все это и позволило ансамблю вновь начать активную гастрольную жизнь

 В последующие годы репертуар ансамбля особенно активно обновлялся усилиями главного балетмейстера, прекрасного хореографа Асатура Карапетяна, не скованного никакими стандартами. Достаточно посмотреть, с каким мастерством отшлифованы жемчужины армянских танцев, инструментальных мелодий, образцы деревенского и городского танцевального искусства! Какой тонкий вкус в костюмах, созданных художниками Сааком Мурадяном и Рубиной Оганесян, где каждая деталь продумана и выверена. Глядя на эту красоту, на это буйное танцевальное действо, не задумываешься над тем, какие усилия были приложены, прежде чем ансамбль вышел на сцену.

 Проходят годы, меняются руководители ансамбля, танцоры, а на сцене по-прежнему царит стихия парящего танца, юной непосредственности, стремительного движения, напоминающая увлекательную игру. Поразительно, что ни один из прежних номеров не устарел и поныне. "Берд" - один из первых номеров ансамбля. Далее следуют "Сардарапат" (музыка народная), "Танец с саблями" (музыка А. Хачатуряна), "Энзели" (музыка А. Спендиарова), "Танец кинто" (музыка Хачатура Аветисяна) в постановке Вануша Ханамиряна или же постановке А. Карапетяна… Конечно, нынешние исполнители ранних номеров привносят многое не только от своей индивидуальности, но и от времени, в котором они живут, от той пластики, что свойственна сегодняшней молодежи. Но основа - художественная мысль, заключенная в близости народному характеру, стремление создать иллюзию сиюминутного рождения танца как бы на глазах у зрительного зала, - неизменно передается из поколения в поколение.

 Коллектив редакции «ГА» поздравляет легендарный ансамбль с юбилеем и желает ему новых исполнительских достижений, еще более широкого охвата сокровищ танцевального искусства, еще более устремленной пропаганды армянского танца – и ставшего уже классикой и творимого сегодня!

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    • ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
      2024-10-30 09:48

      31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ