C НОВЫМ, С НАШИМ ДЛЯ ВСЕХ АРМЯН, ГОДОМ...
Этот проклятый год никак не хочет кончиться. И не кончится, потому что время в Арцахе остановилось 19 сентября 2023 года. Когда государство- террорист Азербайджан под аплодисменты сильных мира сего обрушилось на " террористов-армян", тысячелетиями проживающих в Нагорном и Равнинном Карабахе. Да наступит для всех прямых и косвенных виновников очередного военного преступления турецкого тандема такой же Новый год, какой предстоит встретить беженцам-арцахцам в Армении и вдали от нее! Но одними проклятиями время с точки не сдвинешь. Надо попытаться вернуться в то время, когда мы поверили в свои силы в феврале 1988 года, в тот Год Дракона. Сделать это очень не просто.
...35 ЛЕТ НАЗАД МЫ БЫЛИ СОВСЕМ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Несмотря на ушаты грязи, выливаемой 70 лет на великую страну западными идеологами, продолжающими и после развала СССР гнуть свою линию, советское общество в период строительства социализма приобрело черты, резко отличающие его от западного. По обе стороны железного занавеса правили абсолютно разные ценности, а с годами разница становилась все более ощутимой. Если социализм, порой, перегибая, делал ставку на "Мы", капитализм возвеличивал, акцентировал, в каждом "Я", и это сказывалось во всех сферах жизни.
Отнюдь не идеализируя достижения СССР (ведь были просчеты, ошибки, жестокие репрессии), напомню лишь, что наибольший вклад в разгром фашизма внесли именно советские люди, сплотившись в период испытаний. И такое же единство проявилось у нас в феврале 1988 года, когда армяне Карабаха решили воссоединиться с матерью-Арменией. По каким это человеческим, нравственным или религиозным канонам ребенок должен быть разъединен с матерью?! Тем более что разъединили их много поколений назад в бравурном марше грядущего объединения всех народов под знаменем мировой революции.
Революцию 1917 года народы, народности и национальные группы восприняли по-разному. Армяне по обыкновению поверили во все новое. А кое-кто из других прикидывал, какую выгоду можно извлечь для своих. В Нахиджеване в 1917 -ом проживало 53,9 тыс. армян ( 40% населения), а в 1979 году - около 1000 (1,4%). Никак "не хотело" расти армянское население в НКАО. Для сравнения, количество азербайджанцев в Армянской ССР, наоборот,увеличилось в разы. А Москва продолжала трубить о пролетарском интернационализме.
Сегодня в своих лучших традициях азербайджанцы с применением военной силы изгнали армян из Нагорного Карабаха ( Равнинный они окончательно деармянизировали в конце 80-х). Однако в годовщину 75 -летия принятия Конвенции о геноциде никто из сильных мира сего не хочет назвать вещи своими именами. Почему? Простите за риторический вопрос.
... МОЙ ДАВНИЙ ДРУГ ПРИГЛАСИЛ МЕНЯ ПОСЕТИТЬ АРЦАХСКУЮ СЕМЬЮ, обосновавшуюся (за 150 тысяч драмов в месяц) в одной из деревень Котайкского марза. В домике со спальнями-клетками живут дед по имени Размик, его младшая дочь Рузан и двое сыновей-близнецов, возрастом за тридцать.Их отец пропал без вести в первую карабахскую войну. В беседе я убедился, что Размик при определенных литературных наклонностях запросто мог бы написать трогательную одиссею своей жизни
Родился он ещё в 1930-ом году, успел угодить в 1949-ом в Алтайскую ссылку, вернувшись, жил в пригороде Баку, в поселке, после актов геноцида в Баку при Горбачеве семья оказалась в Степанакерте. Отцовский дом был в селе Аветараноц, одном из древнейших армянских поселений. Здесь царь Вачаган читал в V веке Библию, поэтому и назвали Аветараноц. Село азербайджанцы оккупировали осенью 2020 года, кладбище раздолбали. А очередь Степанакерта наступила в нынешнем сентябре. Семья Размика оставив 2 квартиры, в кузове переполненного грузовика добралась до Армении. Не забыли прихватить любимца, пса Чарли. Я опустил другие трагические детали в судьбе деда. Он за столом почти не разговаривал, кашлял (воспаление легких), только сказал: "Неужели во всем виноваты одни мы, карабахцы?"
Ответ на этот вопрос прекрасно известен всем, кто виновен в происходящем с армянами Арцаха. Одни молчат, другие изворачиваются. Это я про внешних. А со внутренними тоже давно все ясно. Для тех, кто отслеживал историю Карабахского движения, опасность была очевидна в момент прихода к власти взращенного первым президентом безбашенного, бездипломного, наглого популиста и авантюриста, ловко использовавшего протестные настроения граждан (главным образом, молодежи), недовольных неизбежными перекосами при дележе социального пирога с переходом от государственной собственности к частной. Решающую роль сыграли и усталость населения (общества у нас практически нет) Армении, измученного непрекращающимися десятилетиями катаклизмами и безразличием мирового "сообщества". А еще сказалось естественное сокращение числа советских людей с соответствующей трансформацией от "мы" в эгоистическое "я". Вот и докатились мы в уходящий Год Кролика до участи беспомощных кроликов.
Меня опять заносит далеко от традиционной предновогодней тематики с дежурными поздравлениями. Потому что поздравлять нам, армянам, друг друга не с чем. Надо встряхнуться и определиться. чего мы хотим в очередной год Дракона.
В 1988-М ГОДУ УНИКАЛЬНЫЙ ВСЕАРМЯНСКИЙ ПОРЫВ НАЦИИ ОБОЗНАЧИЛ ПОБЕДУ НА ГОДЫ ВПЕРЕД. Сегодня мы очень многое потеряли. Но не все.
Все терять нельзя и в вопросе Арцаха в первую очередь. Арцах более легитимное государственное образование, чем соседний Азербайджан, и оно должно сохранить законодательный орган. Мы обязаны объяснить себе и другим, что без Арцаха Армения кончится. Должны с первых дней наступающего года определиться: хотим ли мы жить в Армении и Арцахе? Да или нет? Должны четко и однозначно ответить: обижаемся ли мы, когда кто-то называет нас турками? Если – нет, Аллаха ради, пойдите и примите турецкое подданство, отмените решение Католикоса о причислении к сану святых жертв Геноцида армян и демонтируйте, к турецкой матери, Мемориал на Цицернакаберде. Вы что, не видите, какой в перспективе "перекресток мира" уготован армянам? И какая волна эмиграции без Арцаха грозит Армении?
А если все-таки обижаетесь на турка, то дальше терпеть тех, кто не обижается – величайший позор и гибель для всех армян, где бы они не жили. Значит, мы как нация кончились в этот самом четырежды проклятом уходящем 2023-ем.
Меня упрекают в излишнем оптимизме. Виноват. Не учел, что мы играем в бесконечно затянувшееся дополнительное время, а судьи не замечают грубейших нарушений политических правил меняющими состав соперниками.
Но грядущий Год Дракона может уже совсем вплотную приблизить нас к Сардарапату. Значит мы обязаны победить!
С Новым, нашим, наконец, годом!
P.S .А сильным мира сего хочу напомнить тривиальный вопрос: "Каин, где брат твой, Авель?" Ответ известен: "Я не сторож брату своему". Мы в своей истории не раз эти слова слышали, в 2023-м тоже.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".