ДВА ФИЛЬМА О КОМИТАСЕ
В Центре искусств «Нарекаци» состоялся показ двух документальных фильмов «Гутанерг» («Песнь пахаря») и «Постфактум. Прошлое определяет будущее». Картины связаны именем Комитаса Вардапета и относятся к разным страницам его жизни и творчества. Если первый фильм посвящен исследованию Комитасом одной из широко известных народных песен армян, то второй затрагивает факт фальсификации, касающийся распространяемого мнения о том, будто в годы обучения в Германии он защищал диссертацию на тему курдских народных песен.
ОБЕ ТЕМЫ ПОЛУЧИЛИ ЭКРАННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ БЛАГОДАРЯ ИЗВЕСТНОМУ РЕЖИССЕРУ И ОПЕРАТОРУ ГАГИКУ АРУТЮНЯНУ, выступившему в качестве режиссера картины «Гутанерг» и инициатора, продюсера и оператора фильма «Постфактум...». По его словам, тема Комитаса всегда была ему близка, а жизнью, творчеством и образом Вардапета он был увлечен со студенческих лет. Это натолкнуло его на изучение биографии и деятельности Комитаса, в результате чего родилась идея снять фильм о его необычном объемном труде, посвященном «Гутанергу», а точнее, одному из ее видов.
Подобные трудовые песни слагались у жителей разных регионов исторической Армении. Гагик Арутюнян выбрал именно «Гутанерг», которой Комитас посвятил 39 страниц исследования и перевел на французский язык для популяризации в Европе. В создании фильма о «Песне пахаря» определенную роль сыграл случай. Однажды Гагик Арутюнян в поисках информации о Григоре Нарекаци пришел в Ереванскую консерваторию, где получил от педагога книгу писем и статей Комитаса с советом изучить их подробно.
«Я открыл статью, которая начиналась с темы «Лорийский Гутанерг в стиле села Вардаблур», захватившей меня целиком, - рассказал Гагик Арутюнян. – Дело в том, что я был участником первой Карабахской войны, которую с группой коллег много снимал на камеру. После войны мы начали исследовать тему, посвященную производственному потенциалу Армении, так как хотели внести свою лепту в дело возрождения родины. И в «Гутанерге» я вдруг ощутил идеологию, к которой мы стремились на том отрезке нашей истории, хотя эту песню Комитас подарил нам век назад».
Гагик Арутюнян признается, что «Гутанерг» для него – песнь армян, работающих на земле, знающих ее цену и осознающих свой долг перед ней, владеющих системой своих национальных ценностей и борющихся за ее сохранение. Именно этим и привлекла его эта жемчужина народного песенного творчества. Режиссер в своей 20-минутной картине пытается понять, чем именно «Гутанерг» привлекла Комитаса, заставила его написать на эту тему целый исследовательский трактат и выбрать ее из числа сотен армянских народных песен в качестве образца для перевода на французский язык и представления в международных культурных кругах.
«До нас дошло больше сотни песен на тему земледелия, созданных нашими предками, и Комитас, безусловно, был их прекрасным знатоком. Но именно в «Гутанерге» воплощена вся суть армянских земледельцев – людей, корнями привязанных к своей земле. Это венец армянских трудовых песен», - считает режиссер.
Несмотря на то, что французская версия песни так и не была издана, сам труд Комитаса стал частью миссии всей его жизни по сохранению и популяризации армянских песен и мелодий, имеющих свои особенности, отличающихся самобытностью и непохожих на песенное искусство других восточных народов. Более того, сохранились архивные документы, в которых есть информация о том, что Комитас дважды исполнял свой избранный «Гутанерг» во Франции, о чем писала французская пресса того времени.
ВТОРОЙ ПОКАЗАННЫЙ В ЦЕНТРЕ «НАРЕКАЦИ» ФИЛЬМ, - «ПОСТФАКТУМ. ПРОШЛОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БУДУЩЕЕ» (режиссер Мовсес Гаспарян) появился на свет после того, как Гагик Арутюнян случайно наткнулся на книгу Манука Мурадяна «Усуб Бек», посвященную езидскому лидеру Усуб Беку Темуряну, бывшему члену парламента Первой Республики Армения, известному политическому, национальному и военному деятелю. В ходе прочтения книги Гагик Арутюнян обнаружил информацию о том, что Усуб Бек был другом Комитаса и даже учился с ним. Более того, в книге представлены и другие сведения, не имеющие подтверждения в достоверных источниках, но несколько лет назад наделавшие немало шума в общественно-политических и научных кругах. Это информация о том, что, якобы, в годы учебы в Германии Комитас защищал диссертацию вовсе не на армянскую тему, а выбрал в качестве исследования курдские народные песни. Именно этим фактам, не имеющим никаких обоснований и по сути являющимся фальсификацией важных фрагментов жизни и деятельности Вардапета, и посвящен фильм «Постфактум...»
Вместе с режиссером Мовсесом Гаспаряном Гагик Арутюнян решает распутать клубок возникших вопросов и отправляется по следам информации в архивы, подключая к работе над фильмом-исследованием как специалистов, занимающихся биографией и творчеством Комитаса, так и искусствоведов, сотрудников музеев, архивистов Армении и Германии. Один за другим в фильме всплывают документы, опровергающие не только какое-либо тесное знакомство Комитаса с Усуб Беком Темуряном, но и «курдскую тему» в диссертации Вардапета. Ведь он был не обычным студентом, а специалистом, который слушал лекции у преподавателей по своему выбору и даже сам выступал с лекциями и докладами в Берлинском университете им.Гумбольдта.
Как отмечает в фильме искусствовед, научный сотрудник Музея искусства и литературы им.Е.Чаренца Марине Мушегян, «составляя 2-томник исследований Комитаса, изучив полностью его рукописный архив, мы не обнаружили в этом объеме материалов ни строчки о курдской музыке, которую якобы взял в качестве диссертационной темы Комитас». Не обнаружилось подобной информации и в архивах берлинского вуза, более того, немецкие специалисты отметили, что защита диссертации Комитаса строилась исключительно на армянском музыкальном материале. Да, Комитас был прекрасным знатоком как родной армянской, так и курдской, арабской, турецкой народной музыки, даже издал брошюру с 13 курдскими народными песнями, но не использовал их в качестве научной темы в Берлинском университете.
Специалисты, снявшиеся в фильме, объясняют появившуюся в обороте неадекватную информацию тем, что живший в Османской империи первый биограф Комитаса, филолог, редактор, общественный деятель Торос Азатян допустил намеренную ошибку в одной из своих статей о Комитасе, отметив его «увлеченность» курдской музыкой. По словам Гагика Арутюняна, который проводит исследование в фильме, после возвращения из Берлина и поездки в 1910 г. в Константинополь Комитас подвергается нападкам: его упрекают в национализме, и Азатян, желая смягчить ситуацию, пытается через статью в прессе показать многонациональность интересов Вардапета.
По ходу картины «Постфактум...», которая снималась 8 месяцев, приводится много неопровержимых доказательств подтасовки биографических данных из жизни Комитаса, и снявшиеся в фильме специалисты советуют всем, кто берется за тему Комитаса, быть осторожными в подаче каждого факта, работать с исследователями жизни и творчества Комитаса, архивистами, чтобы подобные ошибки не стали поводом для спекуляций. Несмотря на то, что фильм снят не сегодня, он важен в свете понимания истины, истории и недопущения фальсификаций в отношении армянской культуры.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.