ФОТОГРАФ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК ВААН КОЧАР
Известный фотограф и историк фотоискусства Ваан Кочар в последние годы жизни часто уезжал в Ошакан, в свой собственный дом, где, как признавался сам, скрывался от ереванской суеты и городских проблем. Здесь, в сельской обстановке, он на время закрывался от мира, чтобы размышлять над задачами, которые сам же ставил перед собой, и найти способы претворения в жизнь своих мечтаний - о создании энциклопедии истории армянской фотографии, об основании музея отечественного фотоискусства и о многом другом.
В ПРОМЕЖУТКАХ ВААН КОЧАР АБСТРАГИРОВАЛСЯ ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРЕДАВАЛСЯ ЖИВОПИСИ. Ведь именно живопись была его первой и основной профессией, полученной на факультете культуры Ереванского педагогического института. В Ошакане он, казалось, вел затворническую жизнь, полностью уходя в создание картин разных жанров, а после вновь возвращался к своему другому призванию – фотографии. Но картины, живопись оставались для многих неизвестной страницей его жизни.
На днях живописное наследие Ваана Кочара стало достоянием широкой общественности. 25 января в Союзе художников Армении открылась выставка его картин, приуроченная к 75-летию со дня его рождения. Это первое публичное обращение к творчеству Кочара стало возможным благодаря его семье после его ухода из жизни. Как отметил сын художника, Андраник Кочарян, живописное наследие отца сегодня хранится в их ереванском доме. В экспозицию СХ включены около 150 картин разных жанров, еще столько же ждут своего часа.
«Ваан Кочар был известен всем как фотограф и человек, занимавшийся историей армянского фотоискусства, выискивающий по всему миру талантливых фотографов-армян прошлой эпохи и современности и идущий вслед за своим отцом, также именитым фотографом Андраником Кочаром. Мы же решили наконец раскрыть другую сторону его таланта, показать широкому кругу людей его живописное искусство», - отметил Андраник Кочарян.
Живопись Ваана Кочара – это размышления обо всем на фоне чарующей природы Ошакана и его древней истории, это обращение к прошлому, его осознание в настоящем и преобразование для будущего. С этим принципом жил и творил Ваан Кочар, в этом духе он рисовал и строил историю армянского фотоискусства. Картины Ваан рисовал всю жизнь, но лишь изредка показывал кому-нибудь. Среди «счастливчиков» - тех, кому довелось соприкоснуться с его живописью, были члены семьи, самые близкие друзья, а иногда и просто люди, с которыми он встречался в жизни.
Как-то раз в число последних Ваан Кочар решил вовлечь и меня. Было это лет десять назад, когда мы несколько раз встречались с ним для интервью на тему фотографии и его энциклопедии, и очень подружились. После каждой деловой встречи Ваан пропадал надолго, а потом вдруг раздавался звонок, и на другом конце провода слышался его голос: «Я снова уехал в Ошакан – устал от города и его вечных передряг. Хочется отдохнуть от всего и всех. Кстати, я тут рисую... Как, я не говорил, что я художник по профессии? Ну вот, собирайтесь, приезжайте, покажу свою живопись, заодно и поболтаем...»
И ОДНАЖДЫ Я СОБРАЛАСЬ. В ОШАКАНСКОЙ ОБИТЕЛИ КОЧАРА я пробыла всего пару часов, но уже тогда это показалось вечностью: Ваан умудрялся наполнить короткое время максимумом общения – сгущенного рассказами, фактами, событиями, но чаще его философскими размышлениями о жизни, истории, искусстве, людях. Он мог начать с одной темы и перекинуться на другую, захватить по пути третью и вновь вернуться к первой. В итоге за пару часов ты узнавал обо всем, чем живет этот человек и что считает особенно важным. За этот же короткий промежуток времени он показывал свои картины, рассказывал о том, что и почему его вдохновило на ту или иную тему, говорил о важности живописи в его жизни как отдушине и возможности отключиться от мира, уйти в себя и вернуться с очередным новым достижением на полотне.
Ваан рисовал разное – натюрморты, портреты, пейзажи, композиционные рисунки, христианских святых и даже фрагменты фресок, которые считал особенным жанром живописи. Как художник он подмечал многое то, что ускользало от внимания других, и старался сделать это многое темой своих полотен. Иногда он рисовал в академическом стиле, порой пробовал подражать фигуративистам, а случалось, хотел уподобиться абстракционистам. Ведь жизнь, как он любил повторять, это вечный поиск, венцом которого является то главное, что человек находит для себя и дарит другим.
Интересно, что в отличие от многих Ваан Кочар не был сторонником использования в живописи конкретного набора красок. Его картины пестрят целостной палитрой цветов и их оттенков, которые он использовал порой в соответствии с увиденными вокруг красками, а порой придавал объектам новый колористический вид, который всплывал в его воображении. Некоторые из своих работ он считал удавшимися, а какие-то не очень, но, как правило, он не выбрасывал последние, а откладывал в сторону как часть опыта, необходимого для прорыва вперед.
ВААН КОЧАР, ХОТЯ И БЫЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ХУДОЖНИКОМ, но в большей степени рисовал для себя, не пытаясь сделать карьеру в изобразительном искусстве. Зато он активно вовлекался в разные проекты в качестве книжного дизайнера, часто работал с Генрихом Игитяном и оформил множество альбомов для Музея современного искусства, в которые наравне с Генрихом Суреновичем вкладывал свою душу. Точно так же впоследствии он подошел и к созданию своих авторских книг и альбомов, в частности, к энциклопедическому масштабному труду «Армянские фотографы». И если многим прежде не было известно о живописи Ваана Кочара, то об этом его проекте знали все, ведь для него это была не просто книга, а продолжение дела его отца – репатрианта из Египта и одного из знаковых фотографов середины ХХ века Андраника Кочара.
После выхода в свет этот уникальный труд вызвал большой резонанс не только в среде фотографов, но и художников, культурологов, историков, арменоведов и т.д. Как пишет в предисловии к книге-альбому «Ваан Кочар. Живописные картины» искусствовед Мартин Микаелян, многие искусствоведы и художники говорили: «Если бы в свое время я занялся фотографией, сейчас бы мог попасть в великолепный альбом Ваана». Кстати, книга-альбом вышла в свет к 75-летнему юбилею Ваана Кочара и была презентована на открытии выставки в СХ.
«Ваана нет с нами, но здесь сегодня присутствует часть его наследия и его широкой души, - отметил на открытии выставки заслуженный деятель искусств Армении, режиссер Арам Сукиасян. – Многим из нас довелось общаться с этим прекрасным человеком, преданным своему городу ереванцем, человеком с огромной гражданской ответственностью, чьи переживания и чувства сохранились как в его фотографиях, так и картинах – зеркале его души. Здесь слились воедино его духовность и абстрактное видение, приземленность жизни и характерные портреты. Ваан был мечтателем и неуклонно шел к осуществлению своих задумок. Он издал эксклюзивные книги, хотел основать в Ереване музей фотографии, даже открыл его в первом этаже своего дома. И несмотря на то, что музей просуществовал недолго, этот проект Ваана Кочара стал знаковым для будущих поколений, которым предстоит продолжить указанный им путь».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.