Последние новости

В ПРОГРАММЕ – ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ МАЛЕРА

Так случилось, что на этот концерт Государственного симфонического оркестра Армении я попала после довольно значительного перерыва. Тем отраднее было обнаружить аншлаг в зале.

Люди пришли на концерт, зная, что музыка, которую исполняет оркестр под управлением Сергея Смбатяна, не может быть невыразительной, лишенной эмоций. И действительно, поразительным было художественное впечатление от программы – звучала только Первая симфония Малера – сочинение, полное музыкального значения и глубины. И в этом талантливо убедил всех нас оркестр и его дирижер.

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА СИМФОНИИ СОСТОЯЛАСЬ В 1889 ГОДУ В БУДАПЕШТЕ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ АВТОРА. В этой ранней симфонии еще совсем молодой композитор впервые задается вопросами о сущности бытия, о смысле жизни. Её содержание – мысли и чувства, страдание и борьба героя, в котором ясно угадывается сам автор. В этой музыке много молодого – еще наивного задора, восторженное преклонение перед природой и первые жестокие разочарования, и суровая борьба возмужавшего героя, его твердая уверенность в победе.

Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в светлые и драматические тона, были тонко переданы оркестром под управлением Сергея Смбатяна. Ни на миг музыка, исполняемая им, не перестает быть прекрасной и живой. Это философская лирика, и трудно поверить, что такая мудрая, глубокая музыка написана автором в столь молодом возрасте. Удивил оркестр, столь одухотворенно, с подлинным чувством осиливший эту партитуру, покоривший сыгранностью и отчетливостью деталей, особенностью малеровского звучания. Обдумана каждая нота, ощущение исповедальное, словно личное, свое.

Показалось, что эта музыка особенно значима для дирижера: поданная слушателям с таким пониманием сути, так взволнованно, так мощно, что невольно подумалось – она близка дирижеру по каким-то не известным никому ощущениям. Возможно, именно о них он и хотел поведать всем нам. В исполнении оркестра не было ни одной проходной ноты, не наполненной мыслью и не согретой чувством. Колоритная музыка, окрашенная в светлые мечтательные тона, сменялась то ласково-нежными, то пылкими драматическими интонациями. Зал слушал, не шелохнувшись.

Естественно, эта симфония, как и многие другие классические произведения, имеет свои “эталонные” интерпретации. Она звучала в исполнении многих выдающихся дирижеров и оркестров. Но одна из самых больших прелестей музыки как раз в том, что каждое поколение исполнителей прочитывает шедевры по-своему, давая нам дополнительные свидетельства того, как подлинно талантливое творение способно вместить в себя весь последующий опыт исполнителей. Первая симфония Малера – из числа таких творений.

Слушаешь – и кажется, что время в зале измеряется по каким-то другим законом: мало или много прошло времени, неизвестно. Испытываешь величайшую радость от согласного звучания оркестра, от каждого инструмента в нем.

СИМФОНИЯ ВОЗНИКАЕТ ИЗ АБСОЛЮТНОГО ПОКОЯ И ТИШИНЫ. Время от времени тишина нарушается таинственными ходами по квартам и отдаленными приглушенными фанфарами (кларнеты, затем засурдиненные трубы). Наконец рождается тема, излагаемая виолончелями, симфония переходит в маршеобразное движение. Разворачивается торопливая дискуссия инструментов, потом в остром ритме торопливо и как бы шутя они принимаются излагать маршеобразную тему. С каждым тактом открывается музыка небывалого мышления, характера, стиля, способа выражения.

Трактовка симфонии обжигала страстностью высказывания. И дело здесь не в одном лишь темпераменте, с каким вел дирижер оркестр, а в отношении оркестрантов к музыке, какое бывает разве что на самых волнующих премьерах. Ведь сегодня, к сожалению, редко приходится видеть одухотворенные лица, погруженные в музыку. Слушая оркестр, понимаешь, как много в его игре свободной и смелой импровизации, и радуешься тому, как оркестр легко принимает новые условия игры, как уверен, полагаясь на руки дирижера. При этом, у оркестра свое неповторимое звучание, свой “тембр” – насыщенный, легкий, подвижный, особое “дыхание”. Свобода импровизации сочетается с точностью. И при этом – полное перевоплощение в автора, в эпоху, в национальный характер.

Развивая и углубляя авторскую концепцию симфонии, дирижер подчеркнул ее высочайший этический пафос. Нельзя не отметить безупречно выстроенную им линию огромного эмоционального крещендо кульминации третьей части симфонии.

С каким внутренним спокойствием, с какой редкой слитностью тембров отдельных инструментов звучали групповые соло. Великолепно звучало соло контрабаса, соло духовых  инструментов – фагота, гобоя, трубы, кларнета, тубы…

А каков был финал, прозвучавший сначала как взрыв отчаяния! Редкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, короткие фразы, звучащие то у одной, то у другой группы инструментов…

Ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Здесь развертывается страшная битва. А потом вступает полная обаяния и лирики мелодия скрипок и виолончелей. Эта волнующая лирика символизирует идеал, во имя которого велась отчаянная борьба. И вот ликующая торжественным апофеозом жизни кода симфонии…

Каким волнующим, живым, страстным и драматичным получился Малер у оркестра под управлением Сергея Смбатяна, которого ныне мы с полным правом можем назвать зрелым мастером. К счастью, это обстоятельство заметили и за рубежом. Недавно Сергей Смбатян назначен главным приглашенным дирижером знаменитого коллектива - Берлинского симфонического оркестра. Браво, маэстро!

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ГРОМКАЯ ПРЕМЬЕРА В КОНЦЕ СЕЗОНА
    2025-07-31 10:07

    Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.

  • ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЗБРЕЖЕН
    2025-07-26 10:26

    Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.

  • ПОЭЗИЯ ПАРАДОКСА
    2025-07-16 10:37

    Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.

  • У НЕГО БЫЛО АБСОЛЮТНОЕ ЧУВСТВО ПРАВДЫ
    2025-07-14 10:01

    К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ