Последние новости

В ПРОГРАММЕ – ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ МАЛЕРА

Так случилось, что на этот концерт Государственного симфонического оркестра Армении я попала после довольно значительного перерыва. Тем отраднее было обнаружить аншлаг в зале.

Люди пришли на концерт, зная, что музыка, которую исполняет оркестр под управлением Сергея Смбатяна, не может быть невыразительной, лишенной эмоций. И действительно, поразительным было художественное впечатление от программы – звучала только Первая симфония Малера – сочинение, полное музыкального значения и глубины. И в этом талантливо убедил всех нас оркестр и его дирижер.

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА СИМФОНИИ СОСТОЯЛАСЬ В 1889 ГОДУ В БУДАПЕШТЕ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ АВТОРА. В этой ранней симфонии еще совсем молодой композитор впервые задается вопросами о сущности бытия, о смысле жизни. Её содержание – мысли и чувства, страдание и борьба героя, в котором ясно угадывается сам автор. В этой музыке много молодого – еще наивного задора, восторженное преклонение перед природой и первые жестокие разочарования, и суровая борьба возмужавшего героя, его твердая уверенность в победе.

Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в светлые и драматические тона, были тонко переданы оркестром под управлением Сергея Смбатяна. Ни на миг музыка, исполняемая им, не перестает быть прекрасной и живой. Это философская лирика, и трудно поверить, что такая мудрая, глубокая музыка написана автором в столь молодом возрасте. Удивил оркестр, столь одухотворенно, с подлинным чувством осиливший эту партитуру, покоривший сыгранностью и отчетливостью деталей, особенностью малеровского звучания. Обдумана каждая нота, ощущение исповедальное, словно личное, свое.

Показалось, что эта музыка особенно значима для дирижера: поданная слушателям с таким пониманием сути, так взволнованно, так мощно, что невольно подумалось – она близка дирижеру по каким-то не известным никому ощущениям. Возможно, именно о них он и хотел поведать всем нам. В исполнении оркестра не было ни одной проходной ноты, не наполненной мыслью и не согретой чувством. Колоритная музыка, окрашенная в светлые мечтательные тона, сменялась то ласково-нежными, то пылкими драматическими интонациями. Зал слушал, не шелохнувшись.

Естественно, эта симфония, как и многие другие классические произведения, имеет свои “эталонные” интерпретации. Она звучала в исполнении многих выдающихся дирижеров и оркестров. Но одна из самых больших прелестей музыки как раз в том, что каждое поколение исполнителей прочитывает шедевры по-своему, давая нам дополнительные свидетельства того, как подлинно талантливое творение способно вместить в себя весь последующий опыт исполнителей. Первая симфония Малера – из числа таких творений.

Слушаешь – и кажется, что время в зале измеряется по каким-то другим законом: мало или много прошло времени, неизвестно. Испытываешь величайшую радость от согласного звучания оркестра, от каждого инструмента в нем.

СИМФОНИЯ ВОЗНИКАЕТ ИЗ АБСОЛЮТНОГО ПОКОЯ И ТИШИНЫ. Время от времени тишина нарушается таинственными ходами по квартам и отдаленными приглушенными фанфарами (кларнеты, затем засурдиненные трубы). Наконец рождается тема, излагаемая виолончелями, симфония переходит в маршеобразное движение. Разворачивается торопливая дискуссия инструментов, потом в остром ритме торопливо и как бы шутя они принимаются излагать маршеобразную тему. С каждым тактом открывается музыка небывалого мышления, характера, стиля, способа выражения.

Трактовка симфонии обжигала страстностью высказывания. И дело здесь не в одном лишь темпераменте, с каким вел дирижер оркестр, а в отношении оркестрантов к музыке, какое бывает разве что на самых волнующих премьерах. Ведь сегодня, к сожалению, редко приходится видеть одухотворенные лица, погруженные в музыку. Слушая оркестр, понимаешь, как много в его игре свободной и смелой импровизации, и радуешься тому, как оркестр легко принимает новые условия игры, как уверен, полагаясь на руки дирижера. При этом, у оркестра свое неповторимое звучание, свой “тембр” – насыщенный, легкий, подвижный, особое “дыхание”. Свобода импровизации сочетается с точностью. И при этом – полное перевоплощение в автора, в эпоху, в национальный характер.

Развивая и углубляя авторскую концепцию симфонии, дирижер подчеркнул ее высочайший этический пафос. Нельзя не отметить безупречно выстроенную им линию огромного эмоционального крещендо кульминации третьей части симфонии.

С каким внутренним спокойствием, с какой редкой слитностью тембров отдельных инструментов звучали групповые соло. Великолепно звучало соло контрабаса, соло духовых  инструментов – фагота, гобоя, трубы, кларнета, тубы…

А каков был финал, прозвучавший сначала как взрыв отчаяния! Редкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, короткие фразы, звучащие то у одной, то у другой группы инструментов…

Ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Здесь развертывается страшная битва. А потом вступает полная обаяния и лирики мелодия скрипок и виолончелей. Эта волнующая лирика символизирует идеал, во имя которого велась отчаянная борьба. И вот ликующая торжественным апофеозом жизни кода симфонии…

Каким волнующим, живым, страстным и драматичным получился Малер у оркестра под управлением Сергея Смбатяна, которого ныне мы с полным правом можем назвать зрелым мастером. К счастью, это обстоятельство заметили и за рубежом. Недавно Сергей Смбатян назначен главным приглашенным дирижером знаменитого коллектива - Берлинского симфонического оркестра. Браво, маэстро!

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АПЕЛЛИРУЯ К ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА
    2025-04-05 10:07

    Завершился международный фестиваль "Современная классика" Значительным музыкальным событием нынешней весны стал международный фестиваль "Современная классика", который Государственный симфонический оркестр Армении со дня основания этого мероприятия провел уже в пятый раз. Заключительный концерт, впрочем, как и все концерты фестиваля, прошел в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. Не так часто в концертной жизни происходят события экстранеординарные, становящиеся эстетическим потрясением и для любителей музыки, и для профессионалов. Таким событием и стал этот фестиваль, носящий имя великого польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Сверхзадача организаторов этого музыкального марафона, проникнутая пафосом бескорыстной любви и творчеству, высоким патриотизмом и художническим энтузиазмом, нашла поддержку Посольства Польши в Армении, МОНКСа РА. Программы концертов отличает новизна, вкус, избранность замыслов, привлечение музыкантов не просто яркого, но истинного таланта. Со дня своего основания оркестр под управлением С. Смбатяна сотрудничал едва ли не со всеми ведущими мировыми исполнителями. Эту линию он продолжает и сегодня.

  • ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ БЕТХОВЕНА
    2025-04-02 09:39

    Среди значительных музыкальных дат этого года - 255-летие со дня рождения титана музыки Людвига ван Бетховена, чистого гения с правом говорить о вечном и говорить вечности.

  • СПУСТЯ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
    2025-03-29 11:08

    После двадцатипятилетнего перерыва ереванская публика вновь встретилась с известным дирижером и композитором Лорисом Чкнаворяном. Он приехал в Ереван по приглашению директора Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Карена Дургаряна. На сцене важнейшего очага нашей культуры состоялся его авторский концерт с участием симфонического оркестра театра под управлением самого маэстро Чкнаворяна.

  • МАГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ВАРДКЕСА СУРЕНЯНЦА
    2025-03-22 10:16

    Вардкес Суренянц - одна из ярчайших фигур в армянской художественной жизни последней четверти девятнадцатого столетия и начала века двадцатого. Человек самых разнообразных интересов и увлечений, необыкновенно одаренный, ни на кого не похожий, чрезвычайно искренний во всех своих проявлениях. Талантливый живописец, он занимался также иллюстрацией, театральной декорацией, архитектурой, а также теорией искусства, искусствоведением. И это еще не все. Он писал заметки о своих путешествиях, в частности, по Армении, в которых художник восхищается народной мудростью, стройной, красивой внешностью армянок, их вкусом и глубоким чувством цвета в подборе одежды.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ