ЧЕЛОВЕК ИЗ ТАИНСТВЕННОЙ ВСЕЛЕННОЙ
Сегодня – день рождения нашего великого современника, кинорежиссера, мастера документального кино Артавазда Пелешяна. Это не только праздник для его близких, но и для всех нас, зрителей, для всей многомиллионной мировой публики, для которых его кино - явление поистине уникальное. Его называют гением чистого кино, поэтом кинематографа, живой легендой.
И ЧТО УДИВИТЕЛЬНО? СКОЛЬКО РАЗ НИ СМОТРИ ЕГО ФИЛЬМЫ, НАЧИНАЯ ОТ ПЕРВЫХ РАБОТ - "Ночной патруль", "Земля людей" до таких шедевров, как "Начало", "Мы", "Обитатели", "Времена года", "Наш век"… - они всегда потрясают, открывая новые грани, новые глубины. Они плоть от плоти нашего сложного времени и в то же время вневременны, как все, что принадлежит сокровищнице человеческого духа. Их высочайшие художественные достоинства вызывают неизменное восхищение всех, кто когда-либо видел эти фильмы или так или иначе соприкоснулся с личностью их создателя.
"Многие говорят о феноменальности моего творчества, хотя я сам лично никакого феномена не вижу. По-моему, время против меня, а кино – против времени", - говорит мастер.
Тем не менее общепризнано: все его работы ("Мы", "Времена года", "Жизнь"...) открывают путь новой кинематографии, основанной на сложной системе поэтического монтажа – многозначного, извлекающего художественную идею из связанных вместе сопоставлений. Все поиски режиссера, его эксперименты в конечном счете служат единственной цели – сделать художественный язык кино еще более выразительным.
Согласно мастеру, в ходе монтажа создается некое магнитное поле, которое вкупе с соединением двух изображений позволяет видеть третье – новое и более реальное. В отличие от ассоциативного, поэтического и других видов монтажа, дистанционный монтаж позволяет разглядеть истинную сущность окружающего мира, то есть, отсутствующую реальность. Кроме того, важное место в киноряде отводится музыкальному сопровождению.
"Мне нравится, когда в каждой картине музыка и изображение меняются местами - музыка входит на территорию изображения, а изображение – на территорию музыки. Без этого невозможно достичь ожидаемого эффекта … Я верю, что придет день, когда научно-технический прогресс позволит человеку прочесть коды природы и узнать тайну сотворения мира", - признается режиссер.
"Артавазд Пелешян… снимает фильмы как никто после Дзиги Вертова… Все черно-белые, все немые, но какое звучание! Все они близки его народу, его земле. Это как бы глубокая эпическая, космическая песнь, где человеческое безумие (труд, борьба, могучая воля) не что иное, как отражение щедрости природы: хаос изображений и звуков неба, камней, животных. Природа в человеке и камере Пелешяна – это "глаз в природу", - как говорил Эйзенштейн о своей камере. Пелешян – больше чем откровение" Фабрис Рено д`Алон, "Синема", 17 октября 1985г. Париж.
Сегодня, в день Вашего рождения, дорогой Артавазд Ашотович, редакция "ГА" присоединяется к горячим поздравлениям, которые прозвучат в Ваш адрес. Мы гордимся Вами. Оставайтесь как можно дольше на своей, никем не покоренной вершине, чтобы продолжить нескончаемый поиск нового смысла жизни.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-07-27 17:51
"Серый кардинал" грузинской политики, миллиардер Бидзина Иванишвили на этой неделе решил выступить с пространными комментариями относительно ситуации в стране. Он дал большое интервью Общественному телевидению Грузии, попытавшись ответить на актуальные вопросы, в первую очередь касающиеся внутренней политики.
-
2018-02-21 16:27
Поразительна жизнь этого талантливого певца - он так легко преодолевает расстояния, страны, встраивается в разные творческие коллективы, и везде успешен и интересен. И это, конечно, не случайно. Он уже получил широкое признание как один из лучших баритонов. У него редкий по красоте голос широкого диапазона, великолепные драматические данные, что дает ему возможность стать одним из самых востребованных оперных артистов.