Последние новости

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА, КОТОРОЕ НУЖДАЕТСЯ В ОМБУДСМЕНЕ

В последние месяцы, пока Министерство... и культуры активно занималось закрытием театра "Гой", пропихиванием учебника с "новейшей" трактовкой армянской истории и прочими благолепными делами, вокруг кое-что происходило. Точнее, происходило на территории Арцаха.

Азербайджан успешно продолжает реализовывать геноцид по отношению к армянской культуре. Едва ли не в еженедельном ритме поступает информация о том, что летят головы с мемориалов и кресты с храмов, и от этих известий хочется побольнее стенку прибить. Международный уголовный суд считает такие проявления международным военным преступлением. Что печально и неудивительно, МОНКС в этом контексте занят совершенно иными, "благолепными" делами, и от этого хочется прибить уже не стенку...

 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА, КОТОРОЕ НУЖДАЕТСЯ В ОМБУДСМЕНЕСТАТЬЯ 4 ПРИНЯТОЙ В 1954 ГОДУ ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИИ "О защите культурного наследия в период вооруженных конфликтов" запрещает любые акты вандализма, присвоения и вообще любые проявления враждебности и ненависти по отношению к наследию культуры. Существует еще принятый в том же году и в той же Гааге Первый протокол, запрещающий уничтожение культурных или духовных ценностей на завоеванных территориях.

Еще один мегадокумент, касающийся конкретно армянской культуры, появился значительно позже. В 2021 году Гаагский Международный суд запретил любые посягательства на армянские храмы - "Азербайджан обязан предпринять все необходимые меры, чтобы предотвратить вандализм...". Потом была резолюция ПАСЕ, признавшая "азербайджанскими измышлениями" отрицание этой страной армянского культурного наследия и попытки приписать его албанской культуре.

Последние 4 года нам на пальцах объясняют, что упование на закон - удел слабых, и вообще весь этот международный закон - филькина грамота, а есть только право сильного. И все же... И все же МОНКС мог вякнуть хоть что-нибудь в этом направлении, чтобы потом вослед Макмерфи из знаменитого "Полета над гнездом кукушки" сказать - "Я-то хоть попробовал!". Но Жанна Андреасян со товарищи предпочитает говорить и объяснять совсем иные вещи. Судьба армянского культурного наследия в орбиту их интересов никак не входит, и даже наоборот - идет с ними в полярный разрез.

Еще в конце прошлого года в наших СМИ появились фотографии построенной в самой высокой точке города Тигранакерт и датирующейся серединой VII века церкви Ванкасар в Мартакертском районе Арцаха, с которой снят крест. Об этом сообщил Овик Аванесов, руководитель общественной организации "Омбудсмен культуры Айка". "Эту церковь государственная пропаганда Азербайджана также представляет как албанскую. Этот факт в очередной раз подтверждает, что Азербайджан осуществляет в оккупированном Арцахе геноцид культуры", - написал историк.

С интервалом в несколько дней тот же источник сообщил, что Азербайджан анонсировал широкомасштабные строительные работы в Гадруте с предварительным расчищением строительных площадок. Лес рубят - щепки летят. "Щепками" в данном случае, выступают, естественно, свидетельства армянского присутствия.

«ТАКАЯ ПОЛИТИКА ВАНДАЛИЗМА НАРУШАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА ГАДРУТ. Все это - неотъемлемая часть геноцида культуры, который Азербайджан реализует на государственном уровне. Разрушая и присваивая армянское культурное наследие, искусственно созданное государство Азербайджан преследует цель уничтожить армянский след в регионе", - отмечалось в сообщении "Омбудсмен культуры Айка".

Горе культурному наследию, которое нуждается в "Омбудсмене", да и то на общественных началах! Опять же создается впечатление, что нет в Армении никаких официальных структур, которые хоть как-то волновала бы судьба огромного и не просто культурного, а воистину цивилизационного наследия, оказавшегося в руках варваров.

Обратимся к черному списку "Омбудсмена культуры Айка", который за последние две недели пополняется с трагической скоростью.

"Азербайджанцы снесли в Степанакерте памятник героя Арцаха Ашота Гуляна (Бекор). Согласно сведениям, прошедшим по азербайджанским телеграмм-каналам, акт вандализма произошел 1 февраля. Этот факт еще раз доказывает, что у Азербайджана нет и не было мирной повестки"...

«Из материалов из оккупированного Степанакерта, опубликованных 13 февраля в азербайджанских соцсетых и анализа видеоролика, стало очевидно, что очередной жертвой геноцида культуры стал бюст писателя Акоба Акобяна"...

"Очередная жертва реализуемого Азербайджаном геноцида армянской культуры - памятник Алека Манукяна в Степанакерте"...

Совсем недавно, в январе года уже нынешнего, была принята резолюция, которая среди других вопросов по теме Арцаха осудила политику Азербайджана по уничтожению культурного наследия Нагорного Карабаха. Резолюция даже предлагает внести вопрос защиты культурного наследия Нагорного Карабаха в повестку Межправительственного комитета по защите культурных ценностей в период вооруженного конфликта и исключить из этого комитета Азербайджан. Кем была принята эта резолюция? Правильно - Сенатом Франции! Которому, скорее всего, это дело тоже скоро надоест. А чего им лезть на амбразуру, если главное занятие правительства Армении - сбросить Арарат не только с "корабля революции", но и с герба страны?

Горе культурному наследию, которое нуждается в омбудсмене!

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ