ПОВОРОТЫ И ПАРАЛЛЕЛИ В АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
Девиз "Единство - неприступная крепость" - объединяет членов Всеармянского сообщества "Айказуннер" и служит эпиграфом выпускаемого журнала. В вышедшем недавно очередном номере авторы излагают свою точку зрения на различные события в истории Армении, анализируют сегодняшнюю политическую ситуацию. Редакция отмечает, что не всегда разделяет позицию авторов.
ПРИЯТНО ВИДЕТЬ В СТРОЮ ДЕЙСТВУЮЩИХ АРМЕНОВЕДОВ АЛЬБЕРТА ВАРАЗДАТОВИЧА МУШЕГЯНА. Родился он 27 сентября 1931 года, в 6 лет потерял зрение, играя с взрывчаткой. Окончил ЕГУ, стал доктором филологических наук, переводил Гете и Гейне. Из многих работ ученого выделяется монография "Век Мовсеса Хоренаци", в которой автор сумел заткнуть рты тем зарубежным "исследователям", которые дискредитировали Хоренаци и вообще отправляли его в совсем другой век. В "Айказуннер" (N6) А. Мушегян рассказывает о найденной сравнительно недавно (2002 г.) близ Вана клинописи времен царя Руса III. При расшифровке ученые воспринимали один термин как "служитель храма". Мушегян, возражая и сравнивая, переводит слово как "вечный", делает множество других интересных выводов и обещает продолжить работу.
Священник, доктор Абел Манукян размышляет об отношениях армян и турок, о диаспоре. Осознает, что подавляющее большинство зарубежных армян вряд ли вернется на Родину, но помочь ей они обязаны. Историк, публицист Геворг Язычян, реагируя на статью священника, призывает армян не наблюдать за событиями издалека, понимать, что и этот оставшийся клочок земли может достаться другим, тем более что в последние годы увеличилось число постоянно проживающих у нас иностранцев.
Статья публициста Гарегина Казаряна посвящена воину и философу Нжде. Приводится ряд цитат. "Побеждает сильный, а не справедливый". "Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого". "Неспособные защититься собственными силами народы приговорены к смерти". "Самозащита - вот наша новая религия".
Прозаик Серж Манукян рассказывает в очерке о Мигране Закаряне, солдате Андраника, за что ему пришлось отсидеть солидный срок. Так и ушел из жизни старик, вспоминая в Аштараке родную Себастию и нося военную форму. Молодой историк, магистрант Кристине Никоян рассказывает об армянских национальных украшениях, которые служили также и амулетами. Есть ряд фотографий. Из статьи выясняется, что бабушка по отцу актрисы Софико Чиаурели была армянкой.
ВОСТОКОВЕД ЭММА БЕГИДЖАНЯН КАСАЕТСЯ РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ в последнее время в Афганистане версии об армянском происхождении пуштунов и опровергает эту точку зрения. Писательница Анаит Арпен после находки хачкара конца X - начала XI в. в селе Татул (Арагацотн) пишет о других артефактах в этом регионе, уводящих во III-II тысячелетия до н.э. Считает, что следует непременно продолжить раскопки.
Композитор, певец, писатель Арсен Гамбарян делится интересными мыслями об армянской азбуке, увязывает ее с календарем. Это надо прочитать внимательно. Календаревед, кандидат технических наук Сергей Симонян углубляется в давно муссируемую тему конца света. Начинает с древнейших времен, мифов, религий, движения планет. Теперь вроде точку с землянами собираются поставить в 2082 году. Впрочем, автор с утешительной интонацией сообщает, что добропорядочные армяне преодолеют все испытания.
На страницах номера есть стихи Амо Сагияна, Евгения Евтушенко, печальные строки Гехецик Маргарян о 44-дневной войне. Приводится ряд высказываний об армянском народе. Французский языковед Антуан Мейе с восторгом констатирует, что в период, когда "сформировалась армянская литература, в Европе еще не было современных великих наций, и ни о Франции, ни об Англии не могло быть речи. Армяне дали императоров Византии" (Здесь стоило бы напомнить о какой Армянской династии говорит уважаемый г-н Мейе, и какое она имеет отношение к крещению Руси. - А.Т.).
В сборнике материалов ереванской международной конференции к 100-летию подписания Московского и Карсского договоров (октябрь 2021 г.) приводится цитата из выступления министра ИД Турции Махмута Эсада в 1930 году: "Мы живем в самой свободной стране - в Турции, где турок является единственным хозяином и властелином этой страны. Люди, которые по происхождению, не чистые турки, в этой стране имеют право лишь быть рабами". Если кому-то кажется, что в психологии и мировоззрении большинства турок что-то существенно изменилось, то это зря. Кстати, в журнале есть меткая цитата из мыслей писательницы Запел Есаян (1878-1943): "Возможна ли турецко-армянская дружба? Сегодня - нет! И тот, кто настаивает на обратном, не знает либо турка, либо себя".
КОНЕЧНО, КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ, умея окидывать себя взглядом со стороны. Ну а еще обязательно разобраться с тем, что происходит вокруг и почему, по чьей вине, кроме собственной. В передовице номера писатель, публицист Овик Вардумян приводит впечатления Католикоса Хримян Айрика, участника Берлинского конгресса (июнь 1878 г.), где отменили ряд пунктов относительно благоприятного для армян Сан-Стефанского договора (февраль 1878 г.). Католикос признается, что там, на конгрессе, понял, что не всем дано право иметь право. Европейцы ничего армянам не дали, а Россия, казалось, друг нашего народа, кроме собственных интересов, ничего не видела и не слышала.
А ведь святой отец, хоть и не политик, но точно вычислил насчет права иметь право. Почему-то косовским пришельцам, занявшим исконную сербскую землю, дали право на самоопределение, а у армян, тысячелетиями живущих в Западной Армении, отняли не только ее, но и многое остальное. А теперь еще на глазах у "цивилизованного" мира отнимают и Арцах.
На последней странице журнала прощальное обращение бывшего министра иностранных дел Республики Арцах Давида Бабаяна, добровольно (до сдачи Степанакерта) отправившегося в оккупированный Шуши. Он счел как патриот и христианин, что так для остальных будет лучше. Теперь Бабаян томится в бакинских застенках. Почему-то там рядом нет десятилетиями общавшихся с "террористами" Арцаха сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Ничего, если им кажется, что они невиновны во всем, что происходит, то они глубоко заблуждаются. А Бабаян из-за решетки произнес: "Да благословит Господь наш народ! Да сократит Всевышний его страдания и исцелит его раны". Тут, кроме "аминь", добавить нечего.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".