ХУДОЖНИК, ЧЬЯ ДУХОВНОСТЬ НЕ ИМЕЛА ГРАНИЦ
Имя Аршалуйса Чифликяна вошло в историю разных сфер Армении. Живопись, театр, поэзия, драматургия – несмотря на разброс профессиональных интересов, этот талантливый человек блистал в каждой из них, сумев занять собственную нишу и обрести свой особенный почерк. Приглашением окунуться в одну из сторон его дарования стала выставка в Союзе художников Армении, организованная при поддержке руководства СХ и по инициативе семьи Чифликян.
Экспозиция приурочена к 110-летию художника и собрала на своей площадке свидетельства многогранности его дарования лишь в одной сфере – изобразительном искусстве. Она, хоть и припозднилась немного (Чифликян родился 9 сентября 1913 г.), все же вылилась в долгожданную встречу широкой публики с творчеством этого самобытного мастера. На выставке можно увидеть как живописные и графические работы Чифликяна в разных жанрах, так и сценографические, которые потрясают образностью, характерностью и завершенностью.
«МЫ ОТКРЫВАЕМ ИНТЕРЕСНУЮ ВЫСТАВКУ, НАПОЛНЕННУЮ ЭНЕРГИЕЙ, своеобразным мышлением и глубоким профессионализмом. Я рад, что семья Чифликян выбрала для мероприятия именно Союз художников, где объединены все виды изобразительного искусства. Ведь сам Чифликян как творец тоже был многогранным, а оставленное им наследие неоценимо как в сфере живописи и сценографии, так и литературы», - открыл выставку председатель СХ Армении Сурен Сафарян.
Аршалуйс Чифликян был и остается явлением в армянском изобразительном искусстве. Плодотворный художник, писатель, энциклопедист, педагог с большой буквы, чьи человеческие и интеллектуальные заслуги высоко оценивались современниками, он проторил свой путь в искусстве, основанный на достижениях мировой и армянской культуры. Он был из числа деятелей культуры, которые по праву носили звание заслуженного художника и достойно представляли Армению.
«В последнее время я часто задумываюсь над тем, что значит организовывать выставку художника, чей возраст перешагнул рубеж 100-летия, - признался народный художник Армении Фараон Мирзоян. - Когда художники живут и творят, представляя плоды своего труда обществу, а посетители выставки впадают в дискуссии, хвалят или порицают творца, выражают разные, порой полярные мнения, - это иной период времени, дающий свободу как художнику, так и следящей за ним публике. Если же кто-то из нас удостоился чести быть представленным зрителям после векового юбилея, это значит, что общество не просто «переварило» жизненный и творческий путь художника, но и признало его мастером, оставившим важное для страны и народа наследие. Аршалуйс Чифликян стал для нас именно тем представителем армянской культуры, которого сегодня чтят как в сфере изобразительного искусства, так и театра, литературы».
Уроженец города Ахалцихе (Грузия) Аршалуйс Чифликян отличался от сверстников своей судьбой. Ему было 3 года, когда он тяжело заболел, и врачи попросили родителей выйти из комнаты, чтобы дать ему спокойно умереть. Но Аршалуйсу был уготован иной путь: он не просто выжил и встал на ноги, но спустя 8 лет обратил на себя внимание самого Ваграма Гайфеджяна. Именитый художник застал мальчика на ахалцихском кладбище, рисующим на надгробии. Именно Гайфеджян настоял на том, чтобы Чифликяны отдали сына обучаться живописи.
В период учебы в художественном училище 13-летний Аршалуйс жил в квартире Ваграма Гайфеджяна и имел счастье встречаться с представителями интеллигенции того времени - художниками, музыкантами, актерами, учеными, общественными деятелями. Эти встречи и проходящие на них беседы, особая атмосфера, наполненная работой мысли и знанием, а также обучение у таких мастеров сценографии, как Седрак Аракелян, Степан Агаджанян, Габриэл Гюрджян, Степан Тарян оказали на него большое влияние.
ОКОНЧИВ В 1936 Г. ЕРЕВАНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ, АРШАЛУЙС ЧИФЛИКЯН возвращается в Ахалцихе и посвящает себя преподаванию в местном Армянском педагогическом техникуме, работает в Детском театре, сотрудничает с коллективами сферы литературы и искусства, становясь неотъемлемой частью культурной жизни Ахалцихе в 1930-50-х гг. Слава о нем как о передовом деятеле театральной живописи выходит за пределы Джавахка, и в 1953 г. Чифликян получает приглашение в Ереванский ТЮЗ, а через 3 года оказывается в числе основателей армянского телевидения и телетеатра, где проходят последующие годы его жизни и деятельности.
Аршалуйс Чифликян оформил ряд прекрасных спектаклей телетеатра по популярным пьесам и другим литературным произведениям армянских и зарубежных авторов. Среди них «Хатабала» Сундукяна, «Разбойники» Шиллера, «Я и Она» Нар-Доса, «Месроп Маштоц» Араксманяна, «Два вора» Нушича и другие, фильм «Саят-Нова» и немало кукольных постановок. Масштабное культурное наследие Чифликяна сохранилось и в сфере литературы. Его стихи, поэмы, четверостишия, прозаические произведения, мемуары, обработки сказок, бесед, преданий и басен, филологические исследования, пьесы, драмы, переводы наряду с живописными и графическими картинами, сценографическими работами на телевидении и в театре стали важной страницей истории культуры как родного Ахалцихе и всего Джавахка, так и армянского театрального искусства советской эпохи, национального телевидения.
Разноплановость интересов Аршалуйса Чифликяна в изобразительном искусстве всегда привлекала представителей сферы и поклонников его творчества. Он был одинаково хорош как в создании пейзажей и тематических полотен, так и портретов и декоративных панно, поскольку имел собственный взгляд на живопись и считал, что каждому настроению и эмоции соответствуют разные оттенки цветов, которыми и должен руководствоваться художник.
По мысли Чифликяна, художник способен создавать искусство лишь при полной свободе и наличии в своих подходах к нему трех основных факторов: гносеология, понимание эстетики и чувство этики. Это кредо позволяло ему находить идеи для оформления спектаклей и написания пьес не из воображения, а из сложенного веками мировоззрения и эстетики армянского и грузинского народов, в окружении которых он сформировался как личность. В то же время он шел в ногу со временем, углублялся в современную живопись и литературу, знакомился с тенденциями искусства своей эпохи и использовал их элементы в своем творчестве. Особое место в его творчестве занимают портреты современников, множество которых представлено на нынешней выставке. Особой темой для него была история армянского народа, к фрагментам которой он не раз обращался и как живописец, и как сценограф.
«Подобный размах таланта и неуемность энергии, проявленной в разных направлениях творчества, человеку бывают даны от Бога, - сказал на открытии выставки писатель и публицист Меружан Тер-Гуланян. – Чифликян сумел развить то, что получил свыше, до такой степени, что его душа и духовность не умещались в телесном и повели его к разным граням познания мира и жизни через краски и кисть, литературное слово и театральное действо. Он стал величиной, заполнившей одновременно разные пространства как армянской, так и мировой культуры».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-09 10:20
О молодом пианисте из Испании Эмине Кюркчяне критики отзываются не иначе, как о восходящей звезде фортепианной сцены, заставляющей замирать залы и восхищающей слушателей виртуозной игрой. Эксперты отмечают: Эмин обладает редким даром проносить свою музыку в души слушателей и оставлять в них неизгладимое впечатление.
-
2025-04-08 09:52
Осенью 2018 г. юрист-правовед из Арцаха Аветик Арутюнян получил приглашение принять участие в 13-х научных чтениях в Институте государства и права Российской академии наук. Популярный просветительский проект был посвящен видному ученому, специалисту в области философии права, истории политических и правовых учений, автору фундаментальных трудов по теории права и государства, нашему соотечественнику, выходцу из Арцаха Владику Нерсесянцу. На чтениях Аветик Арутюнян познакомился с вдовой ученого, также юристом, доктором юридических наук, профессором Валентиной Лапаевой. Встреча оказалась знаковой: Аветик Арутюнян выразил искреннее желание заняться переводом, пожалуй, самого фундаментального труда В.Нерсесянца «Философия права». Валентина Лапаева с радостью согласилась помочь молодому коллеге и соотечественнику мужа в столь нелегком деле, ведь она знала: будь жив Владик Сумбатович, он был бы безгранично рад увидеть книгу в переводе на родной язык.
-
2025-04-07 09:50
Совсем скоро в продуктовых магазинах и ресторанах Армении появится оригинальный продукт, производимый в рамках проекта «LOSH & more» и под тем же брендом. Уникальность продукта не только в том, что он не содержит никаких добавок, кроме органических, и является новостью на отечественном рынке. Продукцию «LOSH & more», представляющую собой пока три вида – армянский лаваш лошик, блины и чипсы в оригинальном виде, а также с морковной, бурачной и шпинатной добавками производят относящиеся к инклюзивной части нашего общества молодые люди и их мамы.
-
2025-04-05 09:48
В знаменитом зале Intercontinental Парижа состоялась торжественная церемония международного премирования BAFA – Франко-армянской ассоциации бизнесменов (Business Association Franco-Armenienne), собравшая на одной площадке известных предпринимателей, инвесторов, инноваторов, влиятельных лидеров разных стран, а также видных политических и общественных деятелей Франции. Среди участников значительную часть составляли деятели армянского происхождения, внесшие вклад в развитие традиционных и современных направлений предпринимательства.