ХУДОЖНИК, ЧЬЯ ДУХОВНОСТЬ НЕ ИМЕЛА ГРАНИЦ
Имя Аршалуйса Чифликяна вошло в историю разных сфер Армении. Живопись, театр, поэзия, драматургия – несмотря на разброс профессиональных интересов, этот талантливый человек блистал в каждой из них, сумев занять собственную нишу и обрести свой особенный почерк. Приглашением окунуться в одну из сторон его дарования стала выставка в Союзе художников Армении, организованная при поддержке руководства СХ и по инициативе семьи Чифликян.
Экспозиция приурочена к 110-летию художника и собрала на своей площадке свидетельства многогранности его дарования лишь в одной сфере – изобразительном искусстве. Она, хоть и припозднилась немного (Чифликян родился 9 сентября 1913 г.), все же вылилась в долгожданную встречу широкой публики с творчеством этого самобытного мастера. На выставке можно увидеть как живописные и графические работы Чифликяна в разных жанрах, так и сценографические, которые потрясают образностью, характерностью и завершенностью.
«МЫ ОТКРЫВАЕМ ИНТЕРЕСНУЮ ВЫСТАВКУ, НАПОЛНЕННУЮ ЭНЕРГИЕЙ, своеобразным мышлением и глубоким профессионализмом. Я рад, что семья Чифликян выбрала для мероприятия именно Союз художников, где объединены все виды изобразительного искусства. Ведь сам Чифликян как творец тоже был многогранным, а оставленное им наследие неоценимо как в сфере живописи и сценографии, так и литературы», - открыл выставку председатель СХ Армении Сурен Сафарян.
Аршалуйс Чифликян был и остается явлением в армянском изобразительном искусстве. Плодотворный художник, писатель, энциклопедист, педагог с большой буквы, чьи человеческие и интеллектуальные заслуги высоко оценивались современниками, он проторил свой путь в искусстве, основанный на достижениях мировой и армянской культуры. Он был из числа деятелей культуры, которые по праву носили звание заслуженного художника и достойно представляли Армению.
«В последнее время я часто задумываюсь над тем, что значит организовывать выставку художника, чей возраст перешагнул рубеж 100-летия, - признался народный художник Армении Фараон Мирзоян. - Когда художники живут и творят, представляя плоды своего труда обществу, а посетители выставки впадают в дискуссии, хвалят или порицают творца, выражают разные, порой полярные мнения, - это иной период времени, дающий свободу как художнику, так и следящей за ним публике. Если же кто-то из нас удостоился чести быть представленным зрителям после векового юбилея, это значит, что общество не просто «переварило» жизненный и творческий путь художника, но и признало его мастером, оставившим важное для страны и народа наследие. Аршалуйс Чифликян стал для нас именно тем представителем армянской культуры, которого сегодня чтят как в сфере изобразительного искусства, так и театра, литературы».
Уроженец города Ахалцихе (Грузия) Аршалуйс Чифликян отличался от сверстников своей судьбой. Ему было 3 года, когда он тяжело заболел, и врачи попросили родителей выйти из комнаты, чтобы дать ему спокойно умереть. Но Аршалуйсу был уготован иной путь: он не просто выжил и встал на ноги, но спустя 8 лет обратил на себя внимание самого Ваграма Гайфеджяна. Именитый художник застал мальчика на ахалцихском кладбище, рисующим на надгробии. Именно Гайфеджян настоял на том, чтобы Чифликяны отдали сына обучаться живописи.
В период учебы в художественном училище 13-летний Аршалуйс жил в квартире Ваграма Гайфеджяна и имел счастье встречаться с представителями интеллигенции того времени - художниками, музыкантами, актерами, учеными, общественными деятелями. Эти встречи и проходящие на них беседы, особая атмосфера, наполненная работой мысли и знанием, а также обучение у таких мастеров сценографии, как Седрак Аракелян, Степан Агаджанян, Габриэл Гюрджян, Степан Тарян оказали на него большое влияние.
ОКОНЧИВ В 1936 Г. ЕРЕВАНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ, АРШАЛУЙС ЧИФЛИКЯН возвращается в Ахалцихе и посвящает себя преподаванию в местном Армянском педагогическом техникуме, работает в Детском театре, сотрудничает с коллективами сферы литературы и искусства, становясь неотъемлемой частью культурной жизни Ахалцихе в 1930-50-х гг. Слава о нем как о передовом деятеле театральной живописи выходит за пределы Джавахка, и в 1953 г. Чифликян получает приглашение в Ереванский ТЮЗ, а через 3 года оказывается в числе основателей армянского телевидения и телетеатра, где проходят последующие годы его жизни и деятельности.
Аршалуйс Чифликян оформил ряд прекрасных спектаклей телетеатра по популярным пьесам и другим литературным произведениям армянских и зарубежных авторов. Среди них «Хатабала» Сундукяна, «Разбойники» Шиллера, «Я и Она» Нар-Доса, «Месроп Маштоц» Араксманяна, «Два вора» Нушича и другие, фильм «Саят-Нова» и немало кукольных постановок. Масштабное культурное наследие Чифликяна сохранилось и в сфере литературы. Его стихи, поэмы, четверостишия, прозаические произведения, мемуары, обработки сказок, бесед, преданий и басен, филологические исследования, пьесы, драмы, переводы наряду с живописными и графическими картинами, сценографическими работами на телевидении и в театре стали важной страницей истории культуры как родного Ахалцихе и всего Джавахка, так и армянского театрального искусства советской эпохи, национального телевидения.
Разноплановость интересов Аршалуйса Чифликяна в изобразительном искусстве всегда привлекала представителей сферы и поклонников его творчества. Он был одинаково хорош как в создании пейзажей и тематических полотен, так и портретов и декоративных панно, поскольку имел собственный взгляд на живопись и считал, что каждому настроению и эмоции соответствуют разные оттенки цветов, которыми и должен руководствоваться художник.
По мысли Чифликяна, художник способен создавать искусство лишь при полной свободе и наличии в своих подходах к нему трех основных факторов: гносеология, понимание эстетики и чувство этики. Это кредо позволяло ему находить идеи для оформления спектаклей и написания пьес не из воображения, а из сложенного веками мировоззрения и эстетики армянского и грузинского народов, в окружении которых он сформировался как личность. В то же время он шел в ногу со временем, углублялся в современную живопись и литературу, знакомился с тенденциями искусства своей эпохи и использовал их элементы в своем творчестве. Особое место в его творчестве занимают портреты современников, множество которых представлено на нынешней выставке. Особой темой для него была история армянского народа, к фрагментам которой он не раз обращался и как живописец, и как сценограф.
«Подобный размах таланта и неуемность энергии, проявленной в разных направлениях творчества, человеку бывают даны от Бога, - сказал на открытии выставки писатель и публицист Меружан Тер-Гуланян. – Чифликян сумел развить то, что получил свыше, до такой степени, что его душа и духовность не умещались в телесном и повели его к разным граням познания мира и жизни через краски и кисть, литературное слово и театральное действо. Он стал величиной, заполнившей одновременно разные пространства как армянской, так и мировой культуры».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-13 09:59
Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству. Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.
-
2024-09-12 10:47
Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.
-
2024-09-09 09:54
27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».
-
2024-09-07 09:30
«Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.