Эмин КЮРКЧЯН: "МУЗЫКА - БЕСКОНЕЧНЫЙ ТРУД, И Я ГОТОВ ПОСВЯТИТЬ ЕМУ ВСЮ ЖИЗНЬ"
О молодом пианисте из Испании Эмине Кюркчяне критики отзываются не иначе, как о восходящей звезде фортепианной сцены, заставляющей замирать залы и восхищающей слушателей виртуозной игрой. Эксперты отмечают: Эмин обладает редким даром проносить свою музыку в души слушателей и оставлять в них неизгладимое впечатление.
В ПРАВОТЕ ЭТИХ СЛОВ АРМЯНСКАЯ ПУБЛИКА СМОГЛА УБЕДИТЬСЯ НЕДАВНО, во время сольного концерта Эмина Кюркчяна, организованного в Ереване Международным фондом "Артис Футура". Встреча Эмина со слушателем на исторической родине стала запоминающимся событием как для ценителей классической музыки, которые долго не отпускали пианиста со сцены, так и самого музыканта, который был встречен бурными овациями. В Доме камерной музыки им.Комитаса, где прошел концерт, царила атмосфера диалога, в котором звучащая со сцены и направленная к залу музыка в исполнении Эмина Кюркчяна заряжала публику, а та, в свою очередь, разряжалась рожденными в сердцах эмоциями.
С Эмином нам удалось встретиться на следующий день после концерта. До выступления он настраивался на одну волну со Скрябиным, Прокофьевым, Листом, Шубертом, Бетховеном, чьи сочинения ему предстояло исполнить в этот день. А после концерта 20-летнего юношу долго осаждали поклонники, большая часть которых впервые открыла для себя этот бриллиант современной фортепианной сцены. Первое, о чем захотелось спросить пианиста, касалось его имени - не столь распространенном в мире, но ассоциируемом у нас с талантливым писателем Геворгом Эмином. Все оказалось проще.
"Я родился в Испании, в семье музыкантов. Мой папа, Назарет Кюркчян, контрабасист, выпускник трех консерваторий - Ереванской, Ленинградской и Парижской, играет в оркестре Кордовы - горного города в Андалусии, где мы живем, а мама, Лариса Тедтоева, пианистка, занимается преподаванием. Мама хотела назвать меня Эмилем - в честь именитого пианиста Эмиля Гилельса, но так как в Испании популярно имя "Эмилио", подумали, что именно в этой версии и начнут называть меня все. Тогда родители оказались перед выбором одного из двух других имен - Артак, что предложил папа, и Эмин по маминой версии. Остановились на втором", - объяснил пианист.
Взросление в семье музыкантов не могло пройти мимо мальчика. Вопрос выбора будущей профессии был словно предрешен, ведь, как отмечает Эмин, уже в 2,5 года он был настолько поглощен музыкой, что его любимой игрой было дирижирование.
"Я включал дома записи симфоний Бетховена, Чайковского, Шостаковича и других видных композиторов разных стран и эпох, брал в руки палочку и, представляя себя дирижером, размахивал ею, погружаясь в мир, полный чувственных красок и воображаемых сюжетов, - поделился Эмин. - Правда, в какой-то момент я хотел стать футболистом, но это продлилось недолго: музыка манила меня в свой мир, откуда не было дороги назад - только вперед".
Эмину Кюркчяну было чуть больше 6 лет, когда мама начала знакомить его с игрой на фортепиано. Будучи подготовленным, он поступил в школьное отделение Кордовской консерватории, а далее в его жизни были встречи с именитыми пианистами мира и мастер-классы у таких музыкантов, как Луис Фернандо Перес, Борис Берман, Владимир Овчинников, Николай Демиденко, Елизавета Леонская, Клаудио Мартинес Мехнер, Евгений Кисин и других. В период пандемии коронавируса с Эмином в режиме онлайн занималась известная пианистка, прекрасный педагог Светлана Навасардян, которая, как признался Эмин, также внесла свою лепту в его становление как музыканта-солиста.
ЭМИНУ КЮРКЧЯНУ БЫЛО 9 ЛЕТ, КОГДА ОН ДЕБЮТИРОВАЛ КАК СОЛИСТ. С тех пор он один за другим регистрирует успехи на конкурсах и фестивалях разных стран, заявляя о себе. Первые конкурсы для мальчики были пробными: мама хотела приучить его к сцене, выступлениям, публике, однако Эмин сразу же начал занимать призовые места и получать награды: I премия Интернациональной школы фортепианного исполнительства (Кордова, 2015 г.), первые премии VI национального конкурса "America Martinez" (Севилья, 2016 г.), I премия и специальный приз за лучшее исполнение Баха на Международном конкурсе (Сигуэнса, 2017 г.). В 2018 г. Эмиль участвовал в международном фестивале Orpheus Somer festival в Вене, где прошел мастер-класс Милены Молловой - ученицы Эмиля Гилельса, а затем началась череда международных выступлений и признание за пределами Испании и, конечно, расширение репертуара. В 2021 г. Эмиль Кюркчян стал победителем XL национального конкурса молодых пианистов Сьюдад-де-Альбасете и поступил в королевскую консерваторию Reina Sofia Мадрида.
"Для пианиста, особенно на начальном этапе становления, очень важно играть Баха, ведь он, можно сказать, бог музыки, которого почитали такие величины, как Моцарт, Бетховен и другие. Для них Бах был своеобразной инспирацией, а для меня - основным композитором, чьи произведения я учил и исполнял долгие годы, - признался Эмин. - А затем в моем репертуаре стали появляться Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев... Учась в консерватории Кордовы, где в обязательную программу входят также сочинения испанских композиторов, я больше был сосредоточен на музыке европейской и русских авторов. Однако сегодня я работаю над "Наваррой" Исаака Альбениса, которую намерен представить в Брюсселе, на предстоящем Международном конкурсе им. королевы Елизаветы - одном из самых престижных в мире. В 1928 г. его выиграл Эмиль Гилельс, и для меня большая честь оказаться в числе его участников. Программу для этого важного конкурса мы составили с моими педагогами Мадридской консерватории Миланой Чернявской и Денисом Лосевым. С выбором произведений помогла и мама. Помимо известных произведений Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина, Бетховена и других, я решил сыграть также редко исполняемый этюд для левой руки Феликса Блуменфельда. Это сочинение и "Наварра" Альбениса - хорошее испытание для меня, которое я, надеюсь, выдержу с честью".
Концерт в Ереване был не первым выходом на отечественную сцену Эмина Кюркчяна. В 2018 г. он впервые посетил Армению для участия в Международном фестивале юных исполнителей "Новые имена" и уже тогда запомнил атмосферу Дома камерной музыки, где ему предстояло выступить сейчас. Волнение постепенно уступило место осознанию миссии пианиста - доставить удовольствие публике, сыграть с технической безукоризненностью, чистотой прочтения произведения, проникнуть в его суть и осознанно передать публике всю его объемность, глубину и чувственность. Эмин Кюркчян справился с задачей и сыграл с тонким пониманием музыкального текста и глубокой эмоциональностью, что сделало его выступление особенным.
В ближайшее время Эмин намерен выступить с концертами в городах Испании, чтобы отточить программу и быть в форме к Международному конкурсу им. королевы Елизаветы. Ведь, по его мнению, чтобы достичь совершенства, музыкант должен постоянно учиться, работать над собой, обогащаться духовно и расти как личность.
"В одном из интервью у Эмиля Гилельса спросили: "Сколько времени вы разучивали этюд Шопена?" Он ответил: "Всю жизнь", - заметил Эмиль Кюркчян. - Так вот в плане официального образования мне учиться еще два года в бакалавриате и два в магистратуре, но чтобы быть пианистом, выступления которого публика слушает замерев, надо заниматься всегда. Музыка - бесконечный труд, и я готов посвятить ему всю жизнь".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-19 13:31
Сергей Параджанов творил вне времени и пространства. Работая и живя в Грузии, Украине, Армении, он принадлежал одновременно всем им и в то же время никому из них. Тем не менее, стремясь выйти за рамки обыденности и витая в облаках в поисках, как он однажды выразился, шороха и шепота сиреневого ветра, Параджанов прожил довольно земную жизнь, испытав на себе все ее тяготы и прелести. Документальный фильм узбекского режиссера Али Хамраева «Сиреневый ветер Параджанова», вышедший на днях на экран XXII МКФ «Золотой абрикос», стал зеркалом жизни и творчества Сергея Параджанова, в котором отразилась вся неординарность его личности и полная перипетий судьба. Это не фильм, а, как выразился продюсер картины Гарс Хачатрян, ода Параджанову от его друзей и учеников – Али Хамраева, Юрия Клименко, Романа Балаяна и других, кто на разных этапах жизни имел счастье быть рядом с этим гением мирового кино и ощутил на себе эпатажность его натуры.
-
2025-07-18 09:53
Дороги, дороги и снова дороги. Уходящие в небо, ровные и извилистые, пересекающие поля и разделяющие ущелья, оставляющие позади деревья и догоняющие путников, демонстрирующие смену времен года и вечность природы, но при этом неизменно теряющиеся за горизонтом и ведущие за собой зрителя... Такой предстала перед ереванцами и гостями столицы выставка фотографий одного из крупнейших мастеров иранского кинематографа Аббаса Киаростами, открывшаяся на днях в Национальной галерее Армении в рамках проходящего в Ереване XXII Международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Названная «Неизвестный пункт назначения» она включила 28 черно-белых работ, дополняющих друг друга и выражающих основное кредо всего творчества Киаростами – путешествие как способ обретения опыта и путешествие как средство познания себя.
-
2025-07-17 10:35
В Доме-музее Арама Хачатуряна прошел вечер, открывший для армянской публики новые имена в сфере литературы, музыки и меценатства. Наталья ГАРНИЦ, Ральф КЕОЧКЕРЯН, Василий ПАСЕЧНИК – эти три незнакомые нам прежде фигуры объединились вокруг общего проекта «Армянская тетрадь» - по названию сборника стихов, презентация которого состоялась в хачатуряновской обители нашей столицы.
-
2025-07-14 11:15
В Ереване стартовал ХХII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Торжественная церемония открытия состоялась в столичном Доме кино, который в последние годы заменил кинотеатр «Москву» в плане как показа большинства фестивальных фильмов, так и проведения знаковых мероприятий. В этом году открыть самый крупный праздник кино в Ереване было доверено одному из крупных представителей иранского кинематографа, опальному кинорежиссеру и сценаристу Джафару Панахи. Его последний фильм «Простая случайность», пару месяцев назад удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» 78-го Каннского кинофестиваля, зажег экран МКФ «Золотой абрикос». Сам режиссер, несмотря на тяжелое душевное состояние из-за ирано-израильского конфликта нашел в себе силы приехать в Ереван, чтобы лично приветствовать своего зрителя.