ЗАВЕРШЕН XV ФЕСТИВАЛЬ АРМЯНСКОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА
На высокой ноте завершен XV фестиваль Армянского композиторского творчества, проводимый Государственным симфоническим оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна. Аудитория Большого зала им. Арама Хачатуряна аплодировала каждому сочинению современных авторов. Атмосфера в зале в течение всех дней фестиваля была необычайно теплой с самого начала.
ЭТИ ФЕСТИВАЛИ, ПРОВОДИМЫЕ В ПОСЛЕДНИЕ ПОЛТОРА ДЕСЯТИЛЕТИЯ художественным руководителем и главным дирижером оркестра Сергеем Смбатяном, для многих стали открытием целого широкого пласта современной армянской музыки. Произведения авторов, звучащие в рамках этого фестиваля, становились либо прелюдией к знакомству с новым явлением нынешнего музыкального процесса, либо дополняли впечатления от уже услышанного в "обычных" концертах оркестра.
Этот коллектив давно доказал, что является истинным пропагандистом отечественного музыкального искусства. Его программы включали премьеры таких современных композиторов, как Тигран Мансурян, Эдуард Айрапетян, Ваче Шарафян, Вардан Аджемян и других, сочинения ушедших классиков: Арама Хачатуряна, Эдварда Мирзояна, Александра Арутюняна, Лазаря Сарьяна, Эдгара Оганесяна, Авета Тертеряна, а также молодых авторов, только вступающих в жизнь.
Триумфом нынешнего фестиваля стало исполнение музыки балета "Вторая луна" одного из самых востребованных современных авторов - В. Шарафяна, в котором с особой силой были выявлены философская насыщенность и масштабность концепции композитора. В этом фестивале нам дали ощутить свободу владения современными композиторскими средствами, национальный колорит, своеобразие сплава приемов европейского и национального арсеналов в сочинениях Арама Сатяна и его младшего коллеги Ваагна Варданяна.
Наблюдая за исполнителями этих концертов музыкантами оркестра под управлением Сергея Смбатяна, невольно обращаешь внимание на проявлявшуюся буквально во всем любовь к своей национальной культуре, гордость за причастность к ней. Это не случайно. Бережное сохранение традиций, понимание музыки как средства не только эстетического, нравственного, но и национального воспитания - основополагающие принципы миссии оркестра и его руководителя. А в том, что именно этот оркестр является послом армянской музыки за рубежом, уже не сомневается никто.
Завершающая программа фестиваля включала "Прелюдию, пассакалию и фугу" для симфонического оркестра композитора новой волны Ваагна Варданяна, симфоническую поэму "Макбет" известного композитора Арама Сатяна и Вторую симфонию "Судьба человека" Джона Тер-Татевосяна. За дирижерским пультом в этот вечер стоял получивший мировую известность белорусский дирижер Александр Хумала. Все три произведения звучали впечатляюще. Оркестр под управлением талантливого дирижера, явившегося артистическим открытием этого фестиваля, восхитил разнообразием красок, тембровых и драматических нюансов.
АЛЕКСАНДР ХУМАЛА - РЕДКОСТНЫЙ ДИРИЖЕР, ОБЛАДАЮЩИЙ СТИЛЕМ действительно одаренного маэстро, открывающий поэзию в звуке. Исполняя незнакомую для него музыку, он проявил себя с профессиональной взыскательностью и вдохновением. Аудитория горячо аплодировала новинкам авторов Ваагна Варданяна и Арама Сатяна, долго и признательно благодарила.
Отметим, что Александру Хумала получил прекрасное музыкальное образование и в Минске, где он родился, и за рубежом. Он окончил Белорусскую музыкальную академию по специальности "хоровое дирижирование" и отделение оперно-симфонического дирижирования Роттердамской консерватории в Нидерландах. Магистр искусствоведения, лауреат многих дирижерских международных конкурсов. Среди его педагогов - Колин Меттерс, Йорма Панула, Юрий Симонов. Участвовал в мастер-классах Неэме Ярви, Пааво Ярви, Мартина Браббинса. Был ассистентом Петера Этвеша на Люцернском фестивале. Стажировался в Итальянской оперной академии в Равенне под руководством Риккардо Мути. С 2012 г. - ассистент дирижера оркестра Варшавской филармонии, с 2014 года - второй дирижер оркестра Польского радио (Катовице), с 2013 года - главный дирижер Музыкальной капеллы "Сонорус" Минской области. В 2015 г. назван Международным фондом Георга Шолти лучшим дирижером среди 12 молодых дирижеров мира. Участник фестивалей в Швеции, Израиле, Швейцарии. Неоднократно возглавлял музыкальные фестивали и проекты в Беларуси и странах Европы. Дирижировал Шотландским камерным оркестром, Варшавским симфоническим оркестром, оркестрами Московской филармонии, Лионской оперы, Радио Франкфурта, Краковской филармонии, Амстердамской оперы, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Вашингтона, оркестрами Латвии, Дании, Нидерландов, ГАСО Республики Беларусь.
Настоящий перелом в настроении публики - от настороженности, с какой обычно большинство принимает новинки, к восхищению - наступил, когда оркестр приступил ко Второй симфонии "Судьба человека" Джона Тер-Татевосяна - одного из классиков второй половины XX века. Этот композитор умеет заставить слушать свой язык. Это сочинение, истинно классическое, полное неожиданностей, позволило оркестру и дирижеру извлечь из инструментов большое разнообразие выразительных возможностей. Хочется сказать добрые слова в адрес коллектива хороших музыкантов и великолепного дирижера Александру Хумала, сумевших постичь всю многоплановую сложность симфонии отчетливо точно, с чувством меры, с отличным вкусом. Как великолепен композитор в каждом такте, как все ново, как изобретательно свежо и сильно! И, конечно, нельзя забыть исполнение этой симфонии Сергеем Смбатяном, благодаря которому она не раз звучала и в этом зале, и на мировых концертных площадках во время гастролей оркестра.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ДИРИЖЕРУ АЛЕКСАНДРУ ХУМАЛА, ОТМЕТИМ, что творил он эту музыку словно впервые, обнажая диалектику души композитора, его мысли, чувства, неукротимую страсть. Как мне кажется, исполнение этой симфонии - экзамен на духовную зрелость, этическую и эстетическую глубину творческого мышления. Удовлетворила ли трактовка дирижера? Ведь, как известно, всякая оригинальность и смелость хороши лишь в пределах их соотнесенности с духом, сокровенным смыслом исполняемого произведения. В трактовке нашего гостя явно берут верх жизнерадостная природная сила, драматизм, столь ярко проявляющиеся в симфонии. Александр Хумала, на мой взгляд, предпочитает классический стиль исполнения, сдержанность и ясность музыкального высказывания. Тончайшая разработанность психологической палитры, переплетение оттенков чувств, трепетных и прихотливых, создавали ощущение свободного, непрерывного потока лирической исповеди в масштабе симфонии. С большим интересом публика слушала скрипичные соло в прекрасном исполнении первой скрипки Анны Андриасовой.
Слушая музыку Джона Тер-Татевосяна, еще раз убеждаешься: стиль композитора зиждется не на разрушении классических основ, а развивает таящиеся там возможности. У Джона Тер-Татевосяна - своя интонация, своя гармония, своя драматургия, всегда узнаваемый звуковой облик. Вместе с тем это всегда открытие, в котором постоянно обнаруживаешь все новые достоинства. И прошедший фестиваль дал нам это обнаружить.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-11 12:43
Начало сезона в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова было ознаменовано гастролями выдающейся певицы, одной из самых ярких звезд мировой сцены Марии Гулегиной. В день ее выступления в театре был аншлаг, как обычно происходит во время премьер. Но спектакль "Турандот" - последний оперный шедевр Пуччини - у нас идет уже второй год, и подобный аншлаг в зале приятно удивил. Чрезвычайный интерес был вызван участием в спектакле Марии Гулегиной, чьи выступления в Армении ждут с особым волнением. Публика Армении давно открыла для себя мастера высочайшей профессиональной культуры, художника с прекрасным и богатым миром.
-
2024-09-10 09:07
Начало нового концертного сезона – это всегда ожидание новой встречи с интересной музыкой, новыми программами, новыми исполнителями. Казалось бы, режут слух слова «имидж», «промоушн», когда мы говорим об искусстве, эстетике, но в отношении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна они вполне применимы. Ведь он современный и необычный оркестр. Ясно, что любое общество может хорошо развиваться, если властная сильная государственная вертикаль, сильная государственность - с одной стороны, и сильное гражданское общество – с другой, находятся в гармонии. Нет этого – страна испытывает дисгармонию. И вот в этой нашей слишком явно дискомфортной среде действует оркестр, который свободно парит в культурном пространстве – ярко, звучно, свежо.
-
2024-09-09 10:12
8 сентября – день рождения выдающегося дирижера, народного артиста Армении Огана Дуряна. На фоне светящегося ряда фамилий армянских дирижеров – лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. Оган Дурян – среди них. Сколько бы времени ни прошло со дня его ухода, его имя не сотрется из нашей памяти. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно светло. Это драгоценное чувство передано нам художником, которому был дан божественный дар общения с духом музыки и людскими душами.
-
2024-09-04 09:59
Мы выехали из города рано утром на рассвете. Надо торопиться, чтобы до наступления дневной жары преодолеть километры, отделяющие Ереван от Гарни. Небо еще серовато-голубое. Мир вокруг - ранний, неспелый, свежий. Наши гости - давние московские знакомые впервые в Армении. С ними мы познакомились во время туристической поездки в Прагу. Естественно, приезжим в Армении есть что посмотреть: языческие святилища и урартские крепости, спрятанные глубоко в горах храмы и уникальные фрески в заброшенных монастырях - трудно перечислить все, что может увидеть здесь человек, впервые посетивший страну.